Ашдодский синдром рефлексия самочувствия

Ашдодский синдром(рефлексия самочувствия)
На бумажном носителе опубликовано:Сергей Кутолин.Гений.Стяжание Духа(К 190-летию со дня рождения Н.А.Гоголя).Ашдодский синдром.Новосибирск: МАН ЦНЗ,2000.-96С.

см. сведения о других публикациях автора в библиографическом указателе России с 1552г.:http://www.biblus.ru

Публикация в печати 2000г.:
(http://kutol.narod.ru/LITERAT/gogols.pdf)

ОТ АВТОРА

“В “Лествице” внешние слова поучают деятельности,

а внутренний духовный разум наставляет к видению”

Иоанн Лествичник.”Лествица”. Сергиев Посад, 1908г.

Парадокс “философии реального идеализма” [ см. С.А. Кутолин. Философия интеллекта реального идеализма.Новосибирск: СГАПС,1996.-120С.(2-е перераб.изд.)] в том и заключается, что психлогия в ее качествен-ном состоянии,т.е.когнитивная психология как миропонимание ,в такой же степени трансцендентна,как и трансцендентальна. ”Гистология” таких рефлексивных состояний необходимо приводит к синтезу творчества. И хотя сам анализ таких явлений лежит несомненно в области общей рефлексологии (см.В.М.Бехтерев. ”Об-щие основы рефлексологии”),но эстетическое видение решения проб-лемы в целом есть восприятие “Мира как труда и рефлексии”. Фактически - это программа любой формы творчества.

Вот почему для защитников ползучего вульгарного материа-лизма,например в литературе, существуют лишь кумиры. Но толь-ко рефлексия поколений ставит жирную точку над i .Не потому ли и русский поэт Н.А.Некрасов самообольщался, когда отнес Ф.И. Тютчева “к второразрядным русским поэтам”.

Гоголь - это уже не просто русский писатель. Это символ русской повседневной жизни, равертываемый в его историческом значении,где русское слово всегда было есть и останется мифом, извлекающим квадратный корень из иррационального числа своих благостных пожеланий. Вот почему: “Гений. Стяжание духа”- это возврат в современной жизни к истокам слово-вдохновения Великого Мастера, чья жизнь и по сей день окутывается мифом, о котором литературоведам известно, что его нет. Рефлексия как инструмент, защищающий сознание от мифов, и является в данном случае пособием для разоблачения мифов. Трансцен-дентная форма рефлексии как форма самоанализа имеет все признаки “синдрома” как закономерное сочетание симптомов в форме образов, для которых “слова” еще не болезнь, но семиотика на пути к литературному творчеству как источнику преодоления хмурой повседневности жизни. “Ашдодский синдром” как раз из этого класса литературных ессе. Здесь у автора нет никаких обольщений. Но было глубокое чувство удовлетворения от подведения итогов мифотворчества. Все остальное - за электоратом единомышленников.
 

ОТ АВТОРА

“В “Лествице” внешние слова поучают деятельности,

а внутренний духовный разум наставляет к видению”

Иоанн Лествичник.”Лествица”. Сергиев Посад, 1908г.

Парадокс “философии реального идеализма” [ см. С.А. Кутолин. Философия интеллекта реального идеализма.Новосибирск: СГАПС,1996.-120С.(2-е перераб.изд.)] в том и заключается, что психлогия в ее качествен-ном состоянии,т.е.когнитивная психология как миропонимание ,в такой же степени трансцендентна,как и трансцендентальна. ”Гистология” таких рефлексивных состояний необходимо приводит к синтезу творчества. И хотя сам анализ таких явлений лежит несомненно в области общей рефлексологии (см.В.М.Бехтерев. ”Об-щие основы рефлексологии”),но эстетическое видение решения проб-лемы в целом есть восприятие “Мира как труда и рефлексии”. Фактически - это программа любой формы творчества.

Вот почему для защитников ползучего вульгарного материа-лизма,например в литературе, существуют лишь кумиры. Но толь-ко рефлексия поколений ставит жирную точку над i .Не потому ли и русский поэт Н.А.Некрасов самообольщался, когда отнес Ф.И. Тютчева “к второразрядным русским поэтам”.

Гоголь - это уже не просто русский писатель. Это символ русской повседневной жизни, равертываемый в его историческом значении,где русское слово всегда было есть и останется мифом, извлекающим квадратный корень из иррационального числа своих благостных пожеланий. Вот почему: “Гений. Стяжание духа”- это возврат в современной жизни к истокам слово-вдохновения Великого Мастера, чья жизнь и по сей день окутывается мифом, о котором литературоведам известно, что его нет. Рефлексия как инструмент, защищающий сознание от мифов, и является в данном случае пособием для разоблачения мифов. Трансцендентная форма рефлексии как форма самоанализа имеет все признаки “синдрома” как закономерное сочетание симптомов в форме образов, для которых “слова” еще не болезнь, но семиотика на пути к литературному творчеству как источнику преодоления хмурой повседневности жизни. “Ашдодский синдром” как раз из этого класса литературных ессе. Здесь у автора нет никаких обольщений. Но было глубокое чувство удовлетворения от подведения итогов мифотворчества. Все остальное - за электоратом единомышленников.




АШДОДСКИЙ СИНДРОМ



ОБРАЗЫ

Си-бемольное синее море

Рассыпалось на пляже Ашдода,

В отголосках шипящего грома

Кипятилась живая свобода.

Дынной желти песочная ласка

Шелестела,ступни ожигая,

Словно лорды мы шествуем в масках

Стоицизма.Но чуть не рыдаем.

Фиолетовым небо зноилось,

Унося наши души в былое.

Бесконечность судьбою умылась

И застыла в небесном покое.























ЛЮСТРА

Качала,блестела игрой изумрудов,

Сверкала полуденной яростью солнца,

И в искрах огнистых и перисто-рудных

Слюдою цвела в бесконечных оконцах.

В ней свет отражался капелью металла

И древней землей,что историей стала,

Историю ту забывают народы

И рвут на себе волосища свободы.

Но яркое солнце сверкает и светит

И словно смеется над всеми на свете.


















СУККОТ-Т.ГЕРЦЕЛЬ

В шинной плыни асфальтовой заводи

По расчерченной тверди дорог

Королевами белыми “ауди”,

“Ягуары” сбиваются с ног.

Движут рыла свои в поднебесья

Бесконечной металловой гари,

Пробираясь в широком полесье

“Мерседесов”,”субару,”ферари”.

По обчинам, сложенным камнем

То зеленым,то красным в шашечку,

пробираются люди с усами,

Бородами и пейсами в шапочках.

В телефоны уставившись ухом,

Умным глазом уже в синагоге,

В банке деньги творятся их духом,

Руки строят дворцы и дороги.

И не думают внуки пророка,

Что когда-то в России,в Париже,

Осененный величием Рока,

Он прозрел возвращенье их хижин.










ПАМЯТЬ

Двадцать восемь,двадцать восемь...

Бабьим летом рдеет осень,

А душа попрежнему тоскует

И к Судьбе вне времени взыскует.

Сегодня море,пальмы и платаны

В воскресный день как много лет назад

В тоске моей глядят в иные страны

И созерцают траурный наряд

В Сибирском золоте тумана,

В прохладе осени,где листопад

Как саван кроет землю странным

Нарядом..И душою рад


Я.Во всей тоске воспоминаний

Есть счастье прожитых страданий.















ДОСТОИНСТВО

Шершавым шелестом вода

Шлеею в море исходила

И белопенные года

Мне память озарила.

Я благодарен людям тем,

Кто душу вымыл и очистил

И гордость в груде черных тел

Не превратил в гордыню истин.

Стяжаний зуд,невежества снобизм

Не стали целью моей жизни,

И в благозвучьи новых измов

Смысл Новизны как чтение кафизмы,-

Вот та религия из снов,

Которым был служить готов.

Стяжанье Духа-Истина Свободы,

И в сад религий не ведет она,

В сплетеньях человеческого рода

Достоинство-не Сатана.













УГАСНУВШАЯ МЕЛОДИЯ

В углах углы углисто ритмы

Играют в черных гласных текстов,

Слова как искры алгоритмов

Творят свой смысл труда и чести.

И фарш слогов шипящих звуков

Смягчает дробь губных согласных

Из барабанной тверди стуков,

Вдруг,озаряюще прекрасных.

Творится звонкое начало

Предметов,качества и действий,

Что человечество качало

В словесной сути битв и лезвий.

И лишь мелодия молчала.

Она застыла в паутине многоточий,

Что смотрят в очи

И ждут лишь точки

В конце печали.














POUR KUOTOLINE

Когда воинственные Куты

Пришли с войсками Салмансара,

Огнем,мечом владея круто,

Они в Самарии осели,

Веками жили и плодились,

Но,вдруг,Закона захотели

И на Одном остановились.

Закон тот был от Моисея.

И в пятикнижии заветов,

В едином Боге правду сея,

Они рассеялись по свету.

Они уже среди Кутавов,

То с Кием, то против него,

И в темных огнищах пожаров

Они везде и соль всего.

И в каплях крови этих предков

Ты дал мне жизнь мою прожить

И в генной бесконечной сетке,

Стяжая Дух, свободным плыть.












ЛИК Вл.СЛОВЬЕВА

Когда рассвет оплавил розмарином

Ашдода белого возникшие дома,

И море осияло светло-синим

На рейде задремавшие суда,

София мудрая с своих небес явила

Мне память о российском мудреце,

И память эта сердце оживила,

И видел я уже в его лице

Сквозь Лондон и Музей Британский,

И образ жизни старчески-спартанский,

Как здесь он думал на песке

И лик Софии видел вдалеке.

Но кто бы знал и ведал это чудо,

Что так сказалось в русских судьбах

И многим дала света Благодать,

Россию русским ею возрождать.















LIKUTAI AMARIM

Мне из Ляды Шнеур-Залман

В гортанном шепоте шипящих

Проповедовал “Танию” залпом

среди глупых и просто спящих.

“Ein Sopha” во мне соединялась

С бесконечной тканью мирозданья,

Где для глупых глупость появлялась,

А Творец жил мудростью созданья.

Мудрость,не постигнутая глупым,

Вся в пыли и прахе суесловит

Всем являясь тихо,редко,скупо,-

Зло и ложь как польза наготове

Рядом были,колебали плоть,

Шли с живыми вместе до могилы,

Чтобы мудрость втуне побороть,

Чтобы жить и действовать в полсилы.

















КРАСОТА МУДРОСТИ


В туманной сизой дымке и зелени листвы,

Когда морские дали и сини,и пусты,

Когда смеется ветер дорогами всю рань,

Когда танцует мусор,снимая с улиц дань,

Тогда цветы лукаво,взираючи на нас,

В ашдодском утре хмуром пускаются как в пляс.

Кармином, алым, синим все лепестки дрожжат

И в их наряде белом,вдруг,расцветает сад.

Вот так душа ликует и чувственно влечет

Нас в красоту иную, где мудрость душу пьет.






















ЕДИНЫЙ БОГ

Когда единый Бог хасидского ученья

Возник опять в сознании моем,

Когда Бахайский сад как изморозь плетенья

Из изумрудной зелени весь уместился в нем,

Я осознал всю мудрость Пятикнижья,

Где Бог,и Исповедь,и Тора

Мне стали в суетности ближе,

И в жалкой паутине разговора

Прониклась верой суть моя,

И Тот,кто жил,страдал,воскрес

Стал в сердцевине Бытия

И бесконечности Чудес.




















ОПАХАЛО ПРЕДКОВ

В хазарском море я опять купался,

Летал на крыльях духа,детством опоен,

И Дух судьбы во мне всегда метался,

Но я не знал купал ли меня сон.

Огню, воде, луне я жертвы приносил,

Деревьям как вершине божества,

И дождь земной я в радости испил,

Постелью мне была жемчужная трава.

Но не хазаров род от Яфета и Ноя,-

Я родом был от выходцев из Кут,

В себе не ведал я покоя

И жив еще был при царице Хатшепсут.

Вот почему в хазарском каганате

Язык и письменность понятны были мне,

Но тяжек Рок без благодати

Как и трезвление во сне.
















ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР в АШДОДЕ

Залив Ашдода принимал

В себя плывущее светило,

И теплый вечер умирал

В морской волне,теряя силы.

В лилово-алой мелкой зыби

Дышал еще прошедшый день,

В нем медленно все небо стынет

И тьма уже съедает тень.

И только полосы асфальта

Змеятся на песке морском,

Да окна желтые заплатой

В бетоне бело-полосатом

Машины просят на постой.

А те струят свой хвост душистый

И ногоняют сизый зной,

И время движется шуршисто,

И душу не берет покой.

















ЧУВСТВО ТУМАНА

Уже и влажность в синей хмари

Висела в высоте небес,

Но жар стоял. И капли не упали.

Туман как платья у невест

Застыл прозрачной бахромой,

Свисая в клочьях белой пены,

И белые Ашдода стены

Мешались с ним в узор сплошной.

Но,вдруг,к нам золото пробило,

И светом город омочило,

Возникла радость и зажглась,

Очеловечиваясь,страсть.





















ДОРОГА

Когда в молитве смысла нет,

А в сердце мельтишит унынье,

Когда малиновый рассвет

На зыби волн как пена стынет,

Ашдод,что птица белая лежит,

У моря крылья распластав,

А мысль в душе не сторожит

Язык земной. Устав,

Дорога объездная,

В Субботу словно выходная,

Шуршит под шинами машин

В счастливой редкости без шин.

И в ней как бы сама собой

Встает вся жизнь глухонемой.

















МОРСКОЙ ЗЮЙД

Капитанам ДП ЧМП

Е.Боровлеву,И.Гольдштейну.

В необъятной шири моря

Широта его души,

И в безмолвии простора

Лишь волна в волне шуршит.

На Ашдодском рейде мокнут

В туманной дымке корабли,

Воронья прибрежный клекот

Их привет прохладный длит.

Черноморья волнорезы

Вспоминаются мне тут.

Мысли памяти, как срезы

Спилов дерева, секут

Ткань былых воспоминаний

И несбыточных мечтаний.











ДРЕВНОСТЬ РОДА

Мегрелишвили из Зугдиди

И Valik Plozky из Полин....

Наш этнос, - очевидно виден,

Отлился в древность Koutoline.

И я в Земле Обетованной

Гляжусь как в зеркало родни.

В нас Бог един. Он - Первозданный

в нас эру с эрою роднит.

И в книге Царств, и в книге Буден

Как на искусных изразцах

Тот путь не прост, а многотруден -

Он в лицах-чутких образцах.

И в чаше вечности столетий

Знак человеческой души

Сплетает собственные сети

И в них Судьбу свою вершит.














ТИШИНА

На пляжах Дурбана стояла тишина,

Лишь океан, оплавившись, змеился,

Садилось солнце, уходя от сна,

Вечерний час истомою напился.

Базар туземный речь отговорил,

И приворотных зелий запах

Еще из щелей лавочек сквозил

И чистил крокодиловые лапы.

А чинных офисов стеклянные ряды

В безликой серости громад

Уныло-хмуры и чисты,

И в них застывший водопад

Веков и эр былых творений

Тьмы духов и осатанений.

















РАСЫ


А в Дурбане сцепленье рас

Как в буйной слепоте страстей

Очеловечивает вас

Раскраской кожи,глаз,цепей

Из золота,камней и амулетов

Из самых разных частей света,

В которых пепел,боль ожесточенья,

И радость Мира,и мученье

Отлиты в желто-бело-черный пьедестал,

Где homo sapiens всю душу распластал.

И в мире вечных упований,

И в радости огонь безумства и страданий

На солнце радужно блистает

И глаз тоску нам в сердце опускает.
















ЛИЧИНА ДУШИ



Две изумрудные волны

В противофазьи в лоб сходились,

И шевеленье серой тьмы

В их сердцевине серебрилось.

Вот так две яркие судьбы,

Сшибаясь в ломке перепитий,

Сгорают бело-голубым

Холодным пламенем событий.

И только Рок,и только Рок

В своем решении свободен,

И лик,- личины уголок,-

Душою теплится в природе.



















LICHAEM


Когда последние лучи на море гаснут,-

Мир тускнеет.

И в перламутровости млеет

Душа.Но в мире цельном и бесстрастном

Я тут паломник одинокий

Из стран,где голова и ноги

Во всей истории племен,

А каждый сам собой пленен,

Бредут отдельными путями.-

-Так вот из самых этих стран

Я здесь в Земле Обетованной

В унынье не впадаю сам,

Но осязаю жизнь желанной.


















ТРИ РЕЛИГИИ


Когда апостол(без суббот и обрезаний)

Призвал всех верить в истину Христа

И Пятикнижие как тьму побед и истязаний,

То Вере внял он с белого листа.

И среди истин сада в Гефсимане:

Пришел,стадал,распят,воскрес

Лишь сам Господь не ведает обмана

В наивной бесконечности чудес.

А три религии Востока

В извечной самости стихий

Все делят Чудо в чаше Рока

И ожидании Мессий.

















НИРВАНА


В небытии благословенном

Есть преимущество для нас,

Молвы неведомы там стены,-

Нирвана длится без прекрас.

Покой-”нирвана” достиженье

Не человечества ума,

А истина в своем свершеньи,

Где ни границ,ни тьмы,ни сна.

Там невесомость бесконечна,

Незнанье в знаньи вечный ноль,-

Когда ты жив,-еще смерть млечна,

Когда ты умер,-смерти соль

Тебе не ведома сполна,

Ведь ты не знаешь,где она.
















К МОЛОДОСТИ

Есть у молодости правда,-

Истин нету никогда:

Если “холод”,то “прохладно”,

А “любовь”,-то “навсегда”.

Глядя в волны океана,

Я над вечностью смеюсь,

А синдром ашдодский плавно

Навевает только грусть.

























.......

В ритмах время уходило,

Унося мечту мою.

Вдруг во мне “Клико”ожило,

Давши пенную струю.

И Монмартра ритмы, скалясь,

Закружились как в сосуде,

Звезды в изморозь упали

Из икры и льда на блюде.

Только бестеры,прищурясь,

В коньяке “Napoleone”

На меня взирали,хмурясь,

Пастью с коркою лимонной.





















ЦЕРКОВЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Что память человеческая значит

В тиши той церкви у Марии Магдалины,

Когда слезами горькими от сердца тихо плачет,

А сосны чтут России имянины.

Бог с ним, с Каляевым Иваном,

Прошедшее на крови с пеной не ушло,

А в белом саване святые, как ни странно,

Спокойно спят своим извечным сном.

И лишь сердца людские сострадают...

И запах ладана да слезы от свечей

Сегодня нам напоминают

Российский дух, российских палачей.



















ГОРНЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Молитвенное бдение красиво

Из Горненской обители текло,

И кипарисов строй миролюбиво

Глядел из вечности, где тенями легло

Присутствие святынь у стен Иерусалимских

И Божьей Матери в ее сияньи близком...

И свежий вечер тихо догорал

У тех святынь,кто в жизни их искал.

И тот кусок Земли Обетованной,

Что так в России чтим средь истин несказанных,

Господь насельниц кровью окропил,

Чтоб каждый бывший здесь ее испил.




















....................

В ашдодском времени по солнечным часам

Сквозь призму сини и песочной дали

Все облака как горы встали

И двинулись навстречу чудесам.

И римляне,и крестоносцы,и султаны

Всю облачную твердь ногами попирали,

Их божества себя самих вписали

В объемы невесомой ткани.

И в белых саванах устало небо шло,

История сама собой менялась,

В ней все искрилось, листалось,

И жило онемевшее стекло.




















...........

И дух пролился сквозь него,

И триединство в Иордане освятилось,

И камнем Истины легло,

И Воскресением на храме.

............

Услышев зов судьбы,

В песке ашдодском утопая,

В межзвездном своде глубины

Ее совсем не ощущая,

Я вижу плоскость. Ширь чудес

На ней резвится и играет.

Увы! На щепки рубят лес,

И я в нем щепкою являюсь.


















ВИФЛИЕМ

Когда над Вифлиемом зажглись лучи Звезды,

От Рима перепись Его не охватила,

В нем средоточие божественное жило.

И это было Чудо,а не знак беды.

Сатрапы Иорода ухватисто трудились

И кровь лилась рекой,ей не было конца.

И лишь для времени без счета,без венца

Часы песочные струились.























ИЗРАИЛЬТЯНЕ

Ах,эти бедные евреи,

Из Эрец-Исраэль!

Они душою прикипели

К Стране.Ты верь,или не верь....

И эти пейсы,эти кипы,-

Всегда,везде.

И иврит тут гортанно-хриплый

Как смерч в грозе....

И питы,стеки на шампурах...

И вечный рай,

В котором сам еврей три шкуры,

Но в Банк отдай.

Смеются,шутят в радость,

Но рвут волосья,

И в том сионском саде,

Кто чуда просит?





















....................

всегда мы в смерти Одиноки...

и просят у своей Судьбы

ее прилежные Рабы

кончины легкой в беге Рока,

но в трепетании Души

побеги памяти свежи.




























....................

Овеществляя красоту,

Природу мы одушевляем,

И Дух как вечную мечту

Мы в мироздании являем.

Как Личность,просияв погаснет

Не нагнетая суеты,-

Себя встречая не напрасно,-

Дух входит в сущность пустоты.

Однообразьем нестерпимым

Стяжая смысл,стяжая свет

И разворачивая Имя,

В палитре обретая Цвет

И бесконечность,и свободу,

Себя куют из человеческого рода.



















..................

Как холоден тот свет,

Что звезды излучают

И в мирозданьи лет

Не греют,а сверкают.

Их жар остыл для нас

В пучине расстояний,

Но звездный мир-компас

Судьбы и упований.






















....................

Вникая в молчанье,-

В себе озарись.

Коль ум твой в аду,-

Без отчайнья смирись.

Надейся и помни,-

На этом пути

Созвездие мыслей

Тебе обрести.

Когда тебя в жизни настигнет молва,-

Найдешь для ответа простые слова.

Из сердца возникнут,вдруг,света лучи,

Тогда только ты отзовись,-не молчи.























.................

У Слова собственная стать

И в нем первична благодать,

В которой чувственность Души

Свои объятия вершит.






























.........................

Не следуй за благими на их пир,

Ты там обманом будешь обеспечен.

В твоей душе едва ли будет мир,

А сам не вылечен,но лечен.
































............

Земная сушь и сушь луны

В порыв единый катаклизма

Войдут в ударе Сатаны

И в том порыве глобализма

Исчезнут воды и листва,-

И с ними Лик у божества.































..................

Пусть в мирозданьи боги не тревожат душу,-

Есть Столп и утвержденье Истины в одном,

И тот закон не может быть нарушен

Коль Бог в пророчествах не сон.

Но в нашей звездной круговерти

Не боги лупоглазят,-черти.
























..............................

Бездне зеркала природы

Бесполезно восхищать,

В созерцаньи небосвода

Нам самим себя являть.




............................

Уничтожая мир собою,

Мы во главу угла Себя

Уже поставили. Небесно-голубою

Землей мы жертвуем,

Востребуя Огня.




















......................

Давно известная всем дура

Была сама номенклатура.

Теперь являем миру рать,

Которой враз на все ... плевать.

.

.......................

Потому и сердце верит

В мирозданий чудеса,

Что Душа умом не мерит

Красоту, где спит Мечта.
 


 


Рецензии