Ашдодский синдром рефлексия самочувствия
На бумажном носителе опубликовано:Сергей Кутолин.Гений.Стяжание Духа(К 190-летию со дня рождения Н.А.Гоголя).Ашдодский синдром.Новосибирск: МАН ЦНЗ,2000.-96С.
см. сведения о других публикациях автора в библиографическом указателе России с 1552г.:http://www.biblus.ru
Публикация в печати 2000г.:
(http://kutol.narod.ru/LITERAT/gogols.pdf)
ОТ АВТОРА
“В “Лествице” внешние слова поучают деятельности,
а внутренний духовный разум наставляет к видению”
Иоанн Лествичник.”Лествица”. Сергиев Посад, 1908г.
Парадокс “философии реального идеализма” [ см. С.А. Кутолин. Философия интеллекта реального идеализма.Новосибирск: СГАПС,1996.-120С.(2-е перераб.изд.)] в том и заключается, что психлогия в ее качествен-ном состоянии,т.е.когнитивная психология как миропонимание ,в такой же степени трансцендентна,как и трансцендентальна. ”Гистология” таких рефлексивных состояний необходимо приводит к синтезу творчества. И хотя сам анализ таких явлений лежит несомненно в области общей рефлексологии (см.В.М.Бехтерев. ”Об-щие основы рефлексологии”),но эстетическое видение решения проб-лемы в целом есть восприятие “Мира как труда и рефлексии”. Фактически - это программа любой формы творчества.
Вот почему для защитников ползучего вульгарного материа-лизма,например в литературе, существуют лишь кумиры. Но толь-ко рефлексия поколений ставит жирную точку над i .Не потому ли и русский поэт Н.А.Некрасов самообольщался, когда отнес Ф.И. Тютчева “к второразрядным русским поэтам”.
Гоголь - это уже не просто русский писатель. Это символ русской повседневной жизни, равертываемый в его историческом значении,где русское слово всегда было есть и останется мифом, извлекающим квадратный корень из иррационального числа своих благостных пожеланий. Вот почему: “Гений. Стяжание духа”- это возврат в современной жизни к истокам слово-вдохновения Великого Мастера, чья жизнь и по сей день окутывается мифом, о котором литературоведам известно, что его нет. Рефлексия как инструмент, защищающий сознание от мифов, и является в данном случае пособием для разоблачения мифов. Трансцен-дентная форма рефлексии как форма самоанализа имеет все признаки “синдрома” как закономерное сочетание симптомов в форме образов, для которых “слова” еще не болезнь, но семиотика на пути к литературному творчеству как источнику преодоления хмурой повседневности жизни. “Ашдодский синдром” как раз из этого класса литературных ессе. Здесь у автора нет никаких обольщений. Но было глубокое чувство удовлетворения от подведения итогов мифотворчества. Все остальное - за электоратом единомышленников.
ОТ АВТОРА
“В “Лествице” внешние слова поучают деятельности,
а внутренний духовный разум наставляет к видению”
Иоанн Лествичник.”Лествица”. Сергиев Посад, 1908г.
Парадокс “философии реального идеализма” [ см. С.А. Кутолин. Философия интеллекта реального идеализма.Новосибирск: СГАПС,1996.-120С.(2-е перераб.изд.)] в том и заключается, что психлогия в ее качествен-ном состоянии,т.е.когнитивная психология как миропонимание ,в такой же степени трансцендентна,как и трансцендентальна. ”Гистология” таких рефлексивных состояний необходимо приводит к синтезу творчества. И хотя сам анализ таких явлений лежит несомненно в области общей рефлексологии (см.В.М.Бехтерев. ”Об-щие основы рефлексологии”),но эстетическое видение решения проб-лемы в целом есть восприятие “Мира как труда и рефлексии”. Фактически - это программа любой формы творчества.
Вот почему для защитников ползучего вульгарного материа-лизма,например в литературе, существуют лишь кумиры. Но толь-ко рефлексия поколений ставит жирную точку над i .Не потому ли и русский поэт Н.А.Некрасов самообольщался, когда отнес Ф.И. Тютчева “к второразрядным русским поэтам”.
Гоголь - это уже не просто русский писатель. Это символ русской повседневной жизни, равертываемый в его историческом значении,где русское слово всегда было есть и останется мифом, извлекающим квадратный корень из иррационального числа своих благостных пожеланий. Вот почему: “Гений. Стяжание духа”- это возврат в современной жизни к истокам слово-вдохновения Великого Мастера, чья жизнь и по сей день окутывается мифом, о котором литературоведам известно, что его нет. Рефлексия как инструмент, защищающий сознание от мифов, и является в данном случае пособием для разоблачения мифов. Трансцендентная форма рефлексии как форма самоанализа имеет все признаки “синдрома” как закономерное сочетание симптомов в форме образов, для которых “слова” еще не болезнь, но семиотика на пути к литературному творчеству как источнику преодоления хмурой повседневности жизни. “Ашдодский синдром” как раз из этого класса литературных ессе. Здесь у автора нет никаких обольщений. Но было глубокое чувство удовлетворения от подведения итогов мифотворчества. Все остальное - за электоратом единомышленников.
АШДОДСКИЙ СИНДРОМ
ОБРАЗЫ
Си-бемольное синее море
Рассыпалось на пляже Ашдода,
В отголосках шипящего грома
Кипятилась живая свобода.
Дынной желти песочная ласка
Шелестела,ступни ожигая,
Словно лорды мы шествуем в масках
Стоицизма.Но чуть не рыдаем.
Фиолетовым небо зноилось,
Унося наши души в былое.
Бесконечность судьбою умылась
И застыла в небесном покое.
ЛЮСТРА
Качала,блестела игрой изумрудов,
Сверкала полуденной яростью солнца,
И в искрах огнистых и перисто-рудных
Слюдою цвела в бесконечных оконцах.
В ней свет отражался капелью металла
И древней землей,что историей стала,
Историю ту забывают народы
И рвут на себе волосища свободы.
Но яркое солнце сверкает и светит
И словно смеется над всеми на свете.
СУККОТ-Т.ГЕРЦЕЛЬ
В шинной плыни асфальтовой заводи
По расчерченной тверди дорог
Королевами белыми “ауди”,
“Ягуары” сбиваются с ног.
Движут рыла свои в поднебесья
Бесконечной металловой гари,
Пробираясь в широком полесье
“Мерседесов”,”субару,”ферари”.
По обчинам, сложенным камнем
То зеленым,то красным в шашечку,
пробираются люди с усами,
Бородами и пейсами в шапочках.
В телефоны уставившись ухом,
Умным глазом уже в синагоге,
В банке деньги творятся их духом,
Руки строят дворцы и дороги.
И не думают внуки пророка,
Что когда-то в России,в Париже,
Осененный величием Рока,
Он прозрел возвращенье их хижин.
ПАМЯТЬ
Двадцать восемь,двадцать восемь...
Бабьим летом рдеет осень,
А душа попрежнему тоскует
И к Судьбе вне времени взыскует.
Сегодня море,пальмы и платаны
В воскресный день как много лет назад
В тоске моей глядят в иные страны
И созерцают траурный наряд
В Сибирском золоте тумана,
В прохладе осени,где листопад
Как саван кроет землю странным
Нарядом..И душою рад
Я.Во всей тоске воспоминаний
Есть счастье прожитых страданий.
ДОСТОИНСТВО
Шершавым шелестом вода
Шлеею в море исходила
И белопенные года
Мне память озарила.
Я благодарен людям тем,
Кто душу вымыл и очистил
И гордость в груде черных тел
Не превратил в гордыню истин.
Стяжаний зуд,невежества снобизм
Не стали целью моей жизни,
И в благозвучьи новых измов
Смысл Новизны как чтение кафизмы,-
Вот та религия из снов,
Которым был служить готов.
Стяжанье Духа-Истина Свободы,
И в сад религий не ведет она,
В сплетеньях человеческого рода
Достоинство-не Сатана.
УГАСНУВШАЯ МЕЛОДИЯ
В углах углы углисто ритмы
Играют в черных гласных текстов,
Слова как искры алгоритмов
Творят свой смысл труда и чести.
И фарш слогов шипящих звуков
Смягчает дробь губных согласных
Из барабанной тверди стуков,
Вдруг,озаряюще прекрасных.
Творится звонкое начало
Предметов,качества и действий,
Что человечество качало
В словесной сути битв и лезвий.
И лишь мелодия молчала.
Она застыла в паутине многоточий,
Что смотрят в очи
И ждут лишь точки
В конце печали.
POUR KUOTOLINE
Когда воинственные Куты
Пришли с войсками Салмансара,
Огнем,мечом владея круто,
Они в Самарии осели,
Веками жили и плодились,
Но,вдруг,Закона захотели
И на Одном остановились.
Закон тот был от Моисея.
И в пятикнижии заветов,
В едином Боге правду сея,
Они рассеялись по свету.
Они уже среди Кутавов,
То с Кием, то против него,
И в темных огнищах пожаров
Они везде и соль всего.
И в каплях крови этих предков
Ты дал мне жизнь мою прожить
И в генной бесконечной сетке,
Стяжая Дух, свободным плыть.
ЛИК Вл.СЛОВЬЕВА
Когда рассвет оплавил розмарином
Ашдода белого возникшие дома,
И море осияло светло-синим
На рейде задремавшие суда,
София мудрая с своих небес явила
Мне память о российском мудреце,
И память эта сердце оживила,
И видел я уже в его лице
Сквозь Лондон и Музей Британский,
И образ жизни старчески-спартанский,
Как здесь он думал на песке
И лик Софии видел вдалеке.
Но кто бы знал и ведал это чудо,
Что так сказалось в русских судьбах
И многим дала света Благодать,
Россию русским ею возрождать.
LIKUTAI AMARIM
Мне из Ляды Шнеур-Залман
В гортанном шепоте шипящих
Проповедовал “Танию” залпом
среди глупых и просто спящих.
“Ein Sopha” во мне соединялась
С бесконечной тканью мирозданья,
Где для глупых глупость появлялась,
А Творец жил мудростью созданья.
Мудрость,не постигнутая глупым,
Вся в пыли и прахе суесловит
Всем являясь тихо,редко,скупо,-
Зло и ложь как польза наготове
Рядом были,колебали плоть,
Шли с живыми вместе до могилы,
Чтобы мудрость втуне побороть,
Чтобы жить и действовать в полсилы.
КРАСОТА МУДРОСТИ
В туманной сизой дымке и зелени листвы,
Когда морские дали и сини,и пусты,
Когда смеется ветер дорогами всю рань,
Когда танцует мусор,снимая с улиц дань,
Тогда цветы лукаво,взираючи на нас,
В ашдодском утре хмуром пускаются как в пляс.
Кармином, алым, синим все лепестки дрожжат
И в их наряде белом,вдруг,расцветает сад.
Вот так душа ликует и чувственно влечет
Нас в красоту иную, где мудрость душу пьет.
ЕДИНЫЙ БОГ
Когда единый Бог хасидского ученья
Возник опять в сознании моем,
Когда Бахайский сад как изморозь плетенья
Из изумрудной зелени весь уместился в нем,
Я осознал всю мудрость Пятикнижья,
Где Бог,и Исповедь,и Тора
Мне стали в суетности ближе,
И в жалкой паутине разговора
Прониклась верой суть моя,
И Тот,кто жил,страдал,воскрес
Стал в сердцевине Бытия
И бесконечности Чудес.
ОПАХАЛО ПРЕДКОВ
В хазарском море я опять купался,
Летал на крыльях духа,детством опоен,
И Дух судьбы во мне всегда метался,
Но я не знал купал ли меня сон.
Огню, воде, луне я жертвы приносил,
Деревьям как вершине божества,
И дождь земной я в радости испил,
Постелью мне была жемчужная трава.
Но не хазаров род от Яфета и Ноя,-
Я родом был от выходцев из Кут,
В себе не ведал я покоя
И жив еще был при царице Хатшепсут.
Вот почему в хазарском каганате
Язык и письменность понятны были мне,
Но тяжек Рок без благодати
Как и трезвление во сне.
ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР в АШДОДЕ
Залив Ашдода принимал
В себя плывущее светило,
И теплый вечер умирал
В морской волне,теряя силы.
В лилово-алой мелкой зыби
Дышал еще прошедшый день,
В нем медленно все небо стынет
И тьма уже съедает тень.
И только полосы асфальта
Змеятся на песке морском,
Да окна желтые заплатой
В бетоне бело-полосатом
Машины просят на постой.
А те струят свой хвост душистый
И ногоняют сизый зной,
И время движется шуршисто,
И душу не берет покой.
ЧУВСТВО ТУМАНА
Уже и влажность в синей хмари
Висела в высоте небес,
Но жар стоял. И капли не упали.
Туман как платья у невест
Застыл прозрачной бахромой,
Свисая в клочьях белой пены,
И белые Ашдода стены
Мешались с ним в узор сплошной.
Но,вдруг,к нам золото пробило,
И светом город омочило,
Возникла радость и зажглась,
Очеловечиваясь,страсть.
ДОРОГА
Когда в молитве смысла нет,
А в сердце мельтишит унынье,
Когда малиновый рассвет
На зыби волн как пена стынет,
Ашдод,что птица белая лежит,
У моря крылья распластав,
А мысль в душе не сторожит
Язык земной. Устав,
Дорога объездная,
В Субботу словно выходная,
Шуршит под шинами машин
В счастливой редкости без шин.
И в ней как бы сама собой
Встает вся жизнь глухонемой.
МОРСКОЙ ЗЮЙД
Капитанам ДП ЧМП
Е.Боровлеву,И.Гольдштейну.
В необъятной шири моря
Широта его души,
И в безмолвии простора
Лишь волна в волне шуршит.
На Ашдодском рейде мокнут
В туманной дымке корабли,
Воронья прибрежный клекот
Их привет прохладный длит.
Черноморья волнорезы
Вспоминаются мне тут.
Мысли памяти, как срезы
Спилов дерева, секут
Ткань былых воспоминаний
И несбыточных мечтаний.
ДРЕВНОСТЬ РОДА
Мегрелишвили из Зугдиди
И Valik Plozky из Полин....
Наш этнос, - очевидно виден,
Отлился в древность Koutoline.
И я в Земле Обетованной
Гляжусь как в зеркало родни.
В нас Бог един. Он - Первозданный
в нас эру с эрою роднит.
И в книге Царств, и в книге Буден
Как на искусных изразцах
Тот путь не прост, а многотруден -
Он в лицах-чутких образцах.
И в чаше вечности столетий
Знак человеческой души
Сплетает собственные сети
И в них Судьбу свою вершит.
ТИШИНА
На пляжах Дурбана стояла тишина,
Лишь океан, оплавившись, змеился,
Садилось солнце, уходя от сна,
Вечерний час истомою напился.
Базар туземный речь отговорил,
И приворотных зелий запах
Еще из щелей лавочек сквозил
И чистил крокодиловые лапы.
А чинных офисов стеклянные ряды
В безликой серости громад
Уныло-хмуры и чисты,
И в них застывший водопад
Веков и эр былых творений
Тьмы духов и осатанений.
РАСЫ
А в Дурбане сцепленье рас
Как в буйной слепоте страстей
Очеловечивает вас
Раскраской кожи,глаз,цепей
Из золота,камней и амулетов
Из самых разных частей света,
В которых пепел,боль ожесточенья,
И радость Мира,и мученье
Отлиты в желто-бело-черный пьедестал,
Где homo sapiens всю душу распластал.
И в мире вечных упований,
И в радости огонь безумства и страданий
На солнце радужно блистает
И глаз тоску нам в сердце опускает.
ЛИЧИНА ДУШИ
Две изумрудные волны
В противофазьи в лоб сходились,
И шевеленье серой тьмы
В их сердцевине серебрилось.
Вот так две яркие судьбы,
Сшибаясь в ломке перепитий,
Сгорают бело-голубым
Холодным пламенем событий.
И только Рок,и только Рок
В своем решении свободен,
И лик,- личины уголок,-
Душою теплится в природе.
LICHAEM
Когда последние лучи на море гаснут,-
Мир тускнеет.
И в перламутровости млеет
Душа.Но в мире цельном и бесстрастном
Я тут паломник одинокий
Из стран,где голова и ноги
Во всей истории племен,
А каждый сам собой пленен,
Бредут отдельными путями.-
-Так вот из самых этих стран
Я здесь в Земле Обетованной
В унынье не впадаю сам,
Но осязаю жизнь желанной.
ТРИ РЕЛИГИИ
Когда апостол(без суббот и обрезаний)
Призвал всех верить в истину Христа
И Пятикнижие как тьму побед и истязаний,
То Вере внял он с белого листа.
И среди истин сада в Гефсимане:
Пришел,стадал,распят,воскрес
Лишь сам Господь не ведает обмана
В наивной бесконечности чудес.
А три религии Востока
В извечной самости стихий
Все делят Чудо в чаше Рока
И ожидании Мессий.
НИРВАНА
В небытии благословенном
Есть преимущество для нас,
Молвы неведомы там стены,-
Нирвана длится без прекрас.
Покой-”нирвана” достиженье
Не человечества ума,
А истина в своем свершеньи,
Где ни границ,ни тьмы,ни сна.
Там невесомость бесконечна,
Незнанье в знаньи вечный ноль,-
Когда ты жив,-еще смерть млечна,
Когда ты умер,-смерти соль
Тебе не ведома сполна,
Ведь ты не знаешь,где она.
К МОЛОДОСТИ
Есть у молодости правда,-
Истин нету никогда:
Если “холод”,то “прохладно”,
А “любовь”,-то “навсегда”.
Глядя в волны океана,
Я над вечностью смеюсь,
А синдром ашдодский плавно
Навевает только грусть.
.......
В ритмах время уходило,
Унося мечту мою.
Вдруг во мне “Клико”ожило,
Давши пенную струю.
И Монмартра ритмы, скалясь,
Закружились как в сосуде,
Звезды в изморозь упали
Из икры и льда на блюде.
Только бестеры,прищурясь,
В коньяке “Napoleone”
На меня взирали,хмурясь,
Пастью с коркою лимонной.
ЦЕРКОВЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ
Что память человеческая значит
В тиши той церкви у Марии Магдалины,
Когда слезами горькими от сердца тихо плачет,
А сосны чтут России имянины.
Бог с ним, с Каляевым Иваном,
Прошедшее на крови с пеной не ушло,
А в белом саване святые, как ни странно,
Спокойно спят своим извечным сном.
И лишь сердца людские сострадают...
И запах ладана да слезы от свечей
Сегодня нам напоминают
Российский дух, российских палачей.
ГОРНЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Молитвенное бдение красиво
Из Горненской обители текло,
И кипарисов строй миролюбиво
Глядел из вечности, где тенями легло
Присутствие святынь у стен Иерусалимских
И Божьей Матери в ее сияньи близком...
И свежий вечер тихо догорал
У тех святынь,кто в жизни их искал.
И тот кусок Земли Обетованной,
Что так в России чтим средь истин несказанных,
Господь насельниц кровью окропил,
Чтоб каждый бывший здесь ее испил.
....................
В ашдодском времени по солнечным часам
Сквозь призму сини и песочной дали
Все облака как горы встали
И двинулись навстречу чудесам.
И римляне,и крестоносцы,и султаны
Всю облачную твердь ногами попирали,
Их божества себя самих вписали
В объемы невесомой ткани.
И в белых саванах устало небо шло,
История сама собой менялась,
В ней все искрилось, листалось,
И жило онемевшее стекло.
...........
И дух пролился сквозь него,
И триединство в Иордане освятилось,
И камнем Истины легло,
И Воскресением на храме.
............
Услышев зов судьбы,
В песке ашдодском утопая,
В межзвездном своде глубины
Ее совсем не ощущая,
Я вижу плоскость. Ширь чудес
На ней резвится и играет.
Увы! На щепки рубят лес,
И я в нем щепкою являюсь.
ВИФЛИЕМ
Когда над Вифлиемом зажглись лучи Звезды,
От Рима перепись Его не охватила,
В нем средоточие божественное жило.
И это было Чудо,а не знак беды.
Сатрапы Иорода ухватисто трудились
И кровь лилась рекой,ей не было конца.
И лишь для времени без счета,без венца
Часы песочные струились.
ИЗРАИЛЬТЯНЕ
Ах,эти бедные евреи,
Из Эрец-Исраэль!
Они душою прикипели
К Стране.Ты верь,или не верь....
И эти пейсы,эти кипы,-
Всегда,везде.
И иврит тут гортанно-хриплый
Как смерч в грозе....
И питы,стеки на шампурах...
И вечный рай,
В котором сам еврей три шкуры,
Но в Банк отдай.
Смеются,шутят в радость,
Но рвут волосья,
И в том сионском саде,
Кто чуда просит?
....................
всегда мы в смерти Одиноки...
и просят у своей Судьбы
ее прилежные Рабы
кончины легкой в беге Рока,
но в трепетании Души
побеги памяти свежи.
....................
Овеществляя красоту,
Природу мы одушевляем,
И Дух как вечную мечту
Мы в мироздании являем.
Как Личность,просияв погаснет
Не нагнетая суеты,-
Себя встречая не напрасно,-
Дух входит в сущность пустоты.
Однообразьем нестерпимым
Стяжая смысл,стяжая свет
И разворачивая Имя,
В палитре обретая Цвет
И бесконечность,и свободу,
Себя куют из человеческого рода.
..................
Как холоден тот свет,
Что звезды излучают
И в мирозданьи лет
Не греют,а сверкают.
Их жар остыл для нас
В пучине расстояний,
Но звездный мир-компас
Судьбы и упований.
....................
Вникая в молчанье,-
В себе озарись.
Коль ум твой в аду,-
Без отчайнья смирись.
Надейся и помни,-
На этом пути
Созвездие мыслей
Тебе обрести.
Когда тебя в жизни настигнет молва,-
Найдешь для ответа простые слова.
Из сердца возникнут,вдруг,света лучи,
Тогда только ты отзовись,-не молчи.
.................
У Слова собственная стать
И в нем первична благодать,
В которой чувственность Души
Свои объятия вершит.
.........................
Не следуй за благими на их пир,
Ты там обманом будешь обеспечен.
В твоей душе едва ли будет мир,
А сам не вылечен,но лечен.
............
Земная сушь и сушь луны
В порыв единый катаклизма
Войдут в ударе Сатаны
И в том порыве глобализма
Исчезнут воды и листва,-
И с ними Лик у божества.
..................
Пусть в мирозданьи боги не тревожат душу,-
Есть Столп и утвержденье Истины в одном,
И тот закон не может быть нарушен
Коль Бог в пророчествах не сон.
Но в нашей звездной круговерти
Не боги лупоглазят,-черти.
..............................
Бездне зеркала природы
Бесполезно восхищать,
В созерцаньи небосвода
Нам самим себя являть.
............................
Уничтожая мир собою,
Мы во главу угла Себя
Уже поставили. Небесно-голубою
Землей мы жертвуем,
Востребуя Огня.
......................
Давно известная всем дура
Была сама номенклатура.
Теперь являем миру рать,
Которой враз на все ... плевать.
.
.......................
Потому и сердце верит
В мирозданий чудеса,
Что Душа умом не мерит
Красоту, где спит Мечта.
Свидетельство о публикации №115061000950