Пушкин и Сальери
«Все говорят: Нет правды на земле,
Но правды нет – и выше!» – так начинается драма Пушкина «Моцарт и Сальери».
Перечитывая многократно настоящую литературу, каждый раз обнаруживаешь в ней нечто новое для себя или, точнее, вызывает это действо каждый раз чуть разнящиеся с предыдущими чувства и мысли.
Вот и сейчас, как будто вновь, увидел эту интересную драму и потянула она меня в размышления.
Сальери жалуется не на отсутствие «правды» на земле и выше! Он обращается с претензией к Богу, или к Судьбе или к какому-то другому «небесному деятелю» с жалобой на их НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ!
«О небо!
Где же правота, когда священный дар.
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!»
Сальери считает страшной несправедливостью «неба», пославшего гениальность, высшую степень таланта, не ему, многие годы честно любя музыку трудящемуся. А какому-то «безумцу и гуляке», коим он считает Моцарта.
Тут у меня вспыхнули в сознании две красных лампочки:
Одна – Сальери заблуждается, но с основанием!
Вторая – а не взял ли Пушкин СЕБЯ прообразом Моцарта?
О первой «лампочке».
Сальери видит и слышит, как ЛЕГКО и вроде бы «невзначай», Молцарт творит гениальные музыкальные произведения. Это отчётливо просматривается в драме. Моцарт идёт на встречу с Сальери, чтобы сыграть ему некий «пустячок», который пришёл ему в голову этой ночью, так, бессонница, вот и придумал «нечто». Это нечто, этот «пустячок» восхищает Сальери – несомненно талантливого профессионала в композиции. А Моцарт, перед тем, как сыграть ему своё «нечто» приводит к Сальери какого-то ремесленника из кабака, наяривающего на скрипке арию из «Свадьбы Фигаро», да ещё хохочет над манерой этой игры! Моцарт, сам того не ведая, наносит два удара по чувствам Сальери, но оба одного и того же свойства: легкомысленность, игривость, несерьёзность отношения ТВОРЦА к собственным же произведениям!
«Нет —так: безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.
И в голову пришли две, три мысли.
Сегодня я их набросал.»
Прислушайтесь к этим словам Моцарта ушами и чувствами Сальери!!! «Безделица, две, три мысли, набросал...!»
«Ты с ЭТИМ шёл ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого!-- Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя!»
Вот оно, продолжение начального монолога Сальери о несправедливости небес!
И дальше:
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!
Я знаю, я!»
Но продолжим о лёгкости.
Прекрасная балерина, Майя Плисецкая, делает тридцать два фуэте в танце Одилии. («Лебединое озеро, П.И.Чайковский)
С какой лёгкостью!
С каким изяществом!
С каким блеском!
И с улыбкой! Так, «Безделица». Захотелось Одилии покружиться... Пленить своей красотой и смелой уверенностью в своём очаровании принца Зигфрида.
Но за этой лёгкостью КАКОЙ адов труд стоит, которого мы не видим и не должны видеть!!!
Это одна «лёгкость».
Но у Моцарта, она, может быть ДРУГАЯ! Он искренен и простодушен и говорит Сальери правду о «безделице», пришедшей ему в голову во время бессонницы! И Сальери, сам творец незаурядный, понимает, чувствует, да, это та ужасная несправедливость судьбы, которая терзает его. Он работает часами, днями, неделями, месяцами над какой-либо мелодией, поправляя её. оттачивая, гармонично сочетая с предыдущей и последующей. А приходит Моцарт и небрежно, легковесно, не ценя собственного таланта в минуты создаёт чудо, до которого Сальери и дотянуться за годы тяжкого труда не может!!!
Вот, и мыслишка мелькнула: А не есть ли такая легкомысленность, отсутствие малейшего уважения к собственному труду, не является ли это неким признаком настоящего таланта?
Ведь та же балерина, спроси у неё, а легко ли НА САМОМ ДЕЛЕ выполнять тридцать два фуэте, не скажет нам: А, безделица, пустячок, я это делаю с трёх лет без малейшего усилия! И ведь правда, совсем нелегкая эта лёгкость!
(О тридцати двух фуэте, то есть оборотах. Долгое время это считалось лишь привилегией танцоров мужчин. Первая балерина, которая отважилась на такой артистический подвиг, была Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская!)
Почему подумалось мне, что не Моцарта и Сальери изобразил Пушкин, а себя самого в образе Моцарта?
Да потому, что и у него замечается вот такая же «легкомысленная лёгкость». Пушкин пил, играл в карты, развлекался с друзьями, волочился за женщинами (в его Дон-Жуанском списке «побед» больше ста двадцати женщин.) Погиб на спровоцированной дуэли в 36 лет. КОГДА он успел написать столько замечательных стихов, поэм, драм, рассказов, повестей??? А ведь ещё писал статьи в газеты и журналы! А ведь ещё обширную переписку вёл с друзьями! Где он брал силы и время на ВСЁ ЭТО??? Ответ один – некая невесомая субстанция таланта, частое вдохновение, когда с божественной лёгкостью возникают шедевры за кратчайший физический временной период.
Сальери «прав» и неправ в своей оценке Моцарта. Он говорит, неявно, что у Моцарта ничему не научишься.
«Как, некий херувим
Он несколько занёс нам песен райских.
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так, улетай же! Чем скорей, тем лучше.»
Сальери ВРОДЕ выглядит правдоподобным: ЧТО может остаться в «чадах праха» от прилёта божества?
Даже, если они очень желали бы НАУЧИТЬСЯ. Гениальности научиться нельзя, считает Сальери, а, возможно, и Пушкин.
Вот ЭТО неверно, на мой вгляд. От Моцарта осталась прекрасная музыка, слушая многократно которую, можно пробудить и в себе некие незаурядные порывы к настоящему творчеству. От Пушкина осталась его поэзия, которая тоже способна многократным её чтением пробудить в душах дремлющий талант! Таланту МОЖНО научиться, вот основная неправота и Сальери и Пушкина. Дети учатся ходить и говорить, смотря на взрослых и слушая их. Дети не учат язык сознательно, а «инстинктивно», как дети зверей учатся ПОДРАЖАТЬ своим родителям. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ (способность поддаваться внушению) – вот ключ к развитию таланта, если ум и душа открыты для такого подражания. Ибо, воспринимая произведения талантов, мы неосознанно открываем в своём мозгу синаптические цепочки НЕОРДИНАРНОГО соединения нейронов! Раз, два, три, десятки, тысячи раз и тогда неким таинственным образом и у нас начинают создаваться СВОИ незаурядные связи и цепочки, своё нешаблонное мышление, ТАЛАНТ!
И зазвучит в нашем сознании трепещущая музыка Чайковского из «Спящей красавицы», когда Принц и Фея Сирени плывут к зачарованному замку и вот-вот свершится ЧУДО ПРОБУЖДЕНИЯ!
Правда, вспомнилось и трезвое замечание Рамоны, сказавшей:
«А если Принцесса проснётся такой же дурой? Ведь во сне она не умнела...»
9 VI 2015
Свидетельство о публикации №115061000827
Вера Набедрик 11.06.2015 00:21 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за тёплый и дружественный комментарий!
Всё, что я написал в посвящении -- чистейшая правда. Именно после дважды-трижды прочитанного Ваше стихотворения о драме "Моцарт и Сальери", я почувствовал, что тоже могу вякнуть об этом. Результат -- выше.
Ещё раз, благодарю Вас!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 11.06.2015 15:35 Заявить о нарушении
Решила продолжить беседу с Вами.Мне думается, что Пушкин ассоциировал себя с Моцартом.Пушкин - Моцарт в поэзии.Это мое личное восприятие(прошу прощение за смелость суждений)
Читаю у Вас- "Гениальности научиться нельзя, считает Сальери, а,возможно, и Пушкин. Вот это неверно, на мой взгляд" Тут я "споткнулась" и подумала, так ли это.
Заглянула в словарь Брокгауза и Эфрона. Читаю-"Талант, высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области(научной, художественной, практической). ТАЛАНТ нуждается в упражнении, чтобы достигнуть определенной степени совершенства.
От ГЕНИЯ отличается МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОРИГИНАЛЬНОСТИ.
Видимо, ТАЛАНТУ все-таки необходимо некое " чуть-чуть", чтобы претендовать на ГЕНИАЛЬНОСТЬ.Но это "чуть-чуть" --величайшая редкость
Д.И.Менделеев, открывший Периодический закон, был гениальным ученым.
Попытку систематизации химических элементов делали и другие ученые (И.Деберейнер,А,Шанкуртуа,Д.Ньюлендс,Л.Мейер)-ТАЛАНТЛИВЫЕ(!)
Но Менделеев ИСКАЛ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ( а не просто порядок) ,существующую между химическими элементами, и ОТКРЫЛ ЕЕ. Вот ОНО --это " чуть-чуть"!
С интересом к ВАШИМ мыслям.В.Н.
Вера Набедрик 11.06.2015 18:57 Заявить о нарушении
Ещё раз спасибо за интересный дополнительный комментарий!
Позволю себе однако не согласиться с Вами и с цитатой из Броггауза-Эфрона.
Во-первых, не считаю Менделеева гениальным учёным. Он способный КЛАССИФИКАТОР.
Он интуитивно придумал определённую периодическую систему элементов и всё! Задача настоящего талантливого учёного -- не просто классифицировать некие явления, а ответить на главный вопрос: ПОЧЕМУ?
Менделеев этого не знал и потому сделал лишь первый шаг в науке: классифицировал.
Второй и главный шаг сделал Нильс Бор и все его последователи, создав квантово-механическую модель атома, которая ОБЪЯСНЯЕТ, ПОЧЕМУ элементы имеют те или иные химические свойства!
Во-вторых, я вообще, принципиально, против термина "Гений", применительно к человеку в любом виде деятельности. Беда здесь не в самом "гении", а стадности человеческого мышления. Именно: Ежели навешен ярлычок "Гений" на кого-то, то уж навсегла и на всём! Всё, что этот "Гений" делает -- гениально! На самом же деле Гениальность, это, согласен, наивысшее достижение таланта, явление ПРЕХОДЯЩЕЕ,мимолётное! Наивысшее ВДОХНОВЕНИЕ и есть та самая гениальность. Но вдохновение -- детка весьма ветреная! И по заказу ни к кому, включая "гениев", не приходит! Я считаю, что есть гениальные творения, но НЕТ "Гениев". (Это я написал в статье с таким же названием,)
В-третьих. Средних способностей человек МОЖЕТ себя "гениализовать", поднять уровень своих средних способностей до высоты таланта! Задача эта не сложна, но весьма трудоёмка. "Программа Гениализации" описана в нескольких лекциях профессора университета Порт Морсби, Папуа-Новая Гвинея, папуаса Боряры. Да и я по его стопам не раз указываю на такие возможности.
С сердечной признательностью Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 11.06.2015 22:39 Заявить о нарушении
Иду на ВЫ!
Менделеев просто способный КЛАССИФИКАТОР( как Вы изволили выразиться).
Прошу заметить, что он ИСКАЛ(ключевое слово- искал)закономерность между ат.весом( ат.массой) и свойствами хим.элементов( а тогда были описаны свойства всего 63 ,если мне не изменяет память)и ...нашел ее.Объяснить причину такой зависимости он не МОГ по вполне понятным причинам.
Напомню,что свой ЗАКОН Д.И.М.сформулировал в 1869Г.(обратите,пожалуйста, внимание на дату). Зарождение же квантовой механики относится к 1911г.(дата!),
когда появилась гипотеза Э.Резенфрода о ядерном строении атома.
В !913г. Н.Бор предлагает первкю квантовую теорию строения атома.
Далее- де Бройль(1924г.),Планк, Гейзенберг, Э.Шредингер (может быть, я кого-то упустила...)Всю эту предысторию Вы знаете, несомненно, лучше меня.
Я только адресую Ваше внимание к датам.
Заговорили все цифры в Периодической системе.Стал ясным ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ Периодического закона.Разве это не гениальная прозорливость оставить пустыми клетки для еще неизвестных химических элементов(они были открыты еще при его жизни-Лекок де Буабодран,Нильсон,Винклер)А то,что он взял на себя
смелость переставить некоторые хим.элементы местами,нарушая порядок.Явление изотопии
и это оправдало.Порядковый номер, номер периода, номер группы(подгруппы)- все ожило, все заговорило.И в этом ВЕЛИЧАЙШАЯ ЗАСЛУГА ФИЗИКОВ!
Вскрыт физический смысл Периодического закона - фундаментального закона природы Вот ,что главное во всей этой истории.
"Виват" Д.И.Менделееву!" Виват" талантливым и гениальным физикам!
Вот и все. Мир? Мир!
С искренним уважением к Вам и Вашему мнению, но...робким несогласием с ним.
С улыбкой. В.Н.
Вера Набедрик 13.06.2015 16:37 Заявить о нарушении
Спасибо за очень интересную и обстоятельную оппозицию.
Это очень хорошо, что Вы не соглашаетесь со мной! Я стараюяь не убедить читателя в некой абсолютной правильности моих взглядов, а призываю его к одному лишь: ЗАДУМАТЬСЯ!
Ньютон работал почти на двести лет раньше Менделеева и смог ответить на вопросы "Почему".
Так что дело не в датах и Менделлев, конечно, не мог предвидеть квантовую механику и прочее.
Но ещё раз, он только классифицировал УДАЧНО элементы, но даже не попытался объяснить ПОЧЕМУ ОН их так расставил. Посему продолжаю считать его способным классификатором и не более.
Ваш неулыбчивый Эспри
Эспри Де Лэскалье 14.06.2015 23:49 Заявить о нарушении
Предлвгаю прекратить дискуссию.Одно из своих стихотворений я окончила(или,ЗАкончила) такими строками
Останемся просто с тобою людьми
вне плоскости общего круга
Это касательно гениальности Менделеева.
Все прочие Ваши взгляды я разделяю.И,если есть сомнения,
то только по форме их выражения.Но об этом , только с Вашего разрешения.
Даже и в этом случае, я буду о-о-очень осторожна.Каждый человек- это мир.
И он может быть непохожим на твой.Не учитывать этого НЕЛЬЗЯ!До встречи!Вера.
Вера Набедрик 15.06.2015 12:37 Заявить о нарушении
Спасибо за интересную дискуссию!
Принимаю охотно Ваше предложение.
С микропоправкой:
Вы повторяете слова замечательного немецкого поэта:
"Каждый человек – это целый мир. Под каждым могильным камнем лежит всемирная история." Лживое и задолизательно угодническое высказывание Heinrich(a) Heine. Польстить всем и каждому, любому скоту и подонку, коих немало, а, может быть, большинство!
Другой человек, более трезвомыслящий, сказал: "Народ – это навоз истории."
Отсюда следует: Под каждым могильным камнем лежит и пропадает зря кусок хорошо унавоженной почвы.
С уважением Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 16.06.2015 02:58 Заявить о нарушении
Вера Набедрик 24.06.2015 13:21 Заявить о нарушении
А правда поэтому, то есть честный и трезвый взглял на реальность, слишком неприятна и даже страшна. Вот и прячутся двуногие за лживыми выдумками дурача себя.
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 24.06.2015 16:23 Заявить о нарушении