Смертельный приговор
В кружке петрашевцев рассуждали о притеснениях цензуры, о безобразии крепостного права, о продажности чиновничества, читались и комментировались теории Кабе, Фурье, Прудона и, наконец, с восторгом слушалось письмо Белинского к Гоголю. За распространение этого письма значительная часть петрашевцев (в том числе Достоевский) и понесла наказание.
Суд и последовавший приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу был совершенно неожиданно обставлен как инсценировка казни. В последний момент осужденным объявили о помиловании и назначили наказание в виде каторжных работ. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, сошел с ума.
Достоевский провел четыре года в Омске, в крайне тяжелых условиях. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» («Моя тетрадка каторжная»). Впечатления от пребывания в остроге потом нашли отражение в повести «Записки из Мертвого дома». Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая. Достоевскому потребовалось несколько лет, чтобы сломить неприязненное отношение к себе как к представителю дворянского сословия, после чего арестанты стали принимать его за своего. Каторга серьезно повлияла на его взгляды, и позже, в «Дневнике писателя» Достоевский раскрылся как публицист уже ультраконсервативного толка. Достоевский умер в 1881 году от эмфиземы.
В ранней юности будущий нобелевский лауреат, автор «Тихого Дона» не раз оказывался на волоске от расстрела. В 1920 году Михаил Шолохов закончил ростовские налоговые курсы и вступил в продотряд, Михаил Шолоховактивно участвуя в продразверстке. Его продотряд был схвачен махновцами, но через несколько дней был отпущен. Под расстрелом он был позже, после случая с жеребцом, которого он получил в качестве взятки у кулака при изъятии зерна. Взятки были и раньше, но тут донесли на него, и ему грозил трибунал.
Официально к расстрелу Шолохов был приговорен 31 августа 1922 года — тогда он работал станичным налогоинспектором. «Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… — рассказывал позже писатель. — Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили…». Еще три недели после отмены казни он находился в камере, пока его отец не внес за него залог. В результате «суд-тройка» приговорил несовершеннолетнего преступника к году исправительных работ.
Писатель умер от рака гортани 21 февраля 1984 года, спустя 62 года после смертного приговора.
Автор бессмертной «Божественной комедии», один из величайших поэтов эпохи Возрождения был и крупнейшим общественно-политическим деятелем своего времени.
ДантеВ 1295–1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-м его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1210-х годах во Флоренции началась борьба между сторонниками Папы (гвельфами) и императора (гибеллинами). Республика оказалась расколотой на два враждующих лагеря. Внутри гвельфов возникли острые противоречия. Во главе умеренных, либеральных («белые гвельфы»), к которым примкнул Данте, стоял Вьери де Черки — он представлял интересы верхушки торгово-ремесленных слоев, склонной к примирению с гибеллинами, во главе радикалов («черные гвельфы») — Корсо Донати, который опирался на нобилитет и ярых сторонников Папы Римского. Борьба между «белыми» и «черными гвельфами» продолжалась с переменным успехом весь конец 13 века, пока в 1301 году Флоренцию не захватили войска Карла Валуа, приглашенного папой Бонифацием VIII для поддержки «черных гвельфов». В результате белые, в том числе и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он, оставив жену и детей, покинул родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда.
Именно в годы изгнания Алигьери сочинил «Божественную комедию», важнейший для итальянской культуры текст, заложивший основы итальянского литературного языка.
Теперь городские власти Флоренции делают все возможное, чтобы вернуть прах Данте на родину и устроить ему погребение в церкви Санта-Кроче, но Равенна пока не планирует выдавать того, кого флорентийцы сами изгнали из своего города.
Американский поэт и один из основоположников англоязычной модернистской литературы Эзра Паунд, кроме всего прочего, симпатизировал режиму Муссолини. Во время Второй мировой войны поэт вел программы Эзра Паундитальянского радио на английском языке, в которых поддерживал войну Гитлера против СССР и резко критиковал внешнеполитический курс Франклина Рузвельта, призывая последнего перейти на сторону Третьего рейха. В 1945-м в Пизе Паунд попал в плен. Пробыв несколько лет в военных лагерях, он был отправлен в Вашингтон, где его судили за пропаганду фашизма и госизмену. Поэт был приговорен к высшей мере наказания, но был признан невменяемым — и смертный приговор заменили ему принудительным лечением в тюремной психиатрической больнице cв. Елизаветы.
При этом в 1949 году Паунд был удостоен престижной Боллингеновской премии библиотеки Конгресса за книгу «Пизанские Кантос». Награждение привело к расколу в американской литературной элите. За время содержания в больнице поэт продолжал трудиться — перевел, в частности, «Шицзин» («Книгу Песен», приписываемую Конфуцию) и Софокла. Паунд поддерживал контакты с литературной молодежью, в том числе Алленом Гинсбергом, навещавшим его в больнице. После многочисленных петиций и ходатайств Паунд был все же выпущен на свободу в 1958 году, и сразу же отправился в Италию. Умер в Венеции в возрасте 87 лет.
Британец кашмирского происхождения Салман Рушди навлек на себя гнев мусульман романом «Сатанинские стихи», в котором в качестве одного из героев появляется пророк Моххамед, и в одном из эпизодов, действие которого происходит в публичном доме, проститутки называют себя именами жен Посланника. Роман вышел в 1988 году и сразу был запрещен к публикации в нескольких странах, в том числе Индии, Египте, Сомали, Катаре, Саудовской Аравии и др., а еще через несколько месяцев иранский лидер аятолла Хомейни издает фетву, призывающую мусульман казнить всех причастных к изданию романа, а иранский религиозный фонд 15 июня (Khordad Foundation) предложил денежное вознаграждение за убийство Рушди. Писатель, защищенный программой Британского правительства по защите свидетелей, вскоре выступил с заявлением, в котором выразил глубокие сожаления о том, что мусульмане были оскорблены книгой; аятолла Хомейни ответил на это: «Обязанностью каждого мусульманина является использование всего, чем он владеет, его жизни и богатства для того, чтобы отправить Рушди в ад». Писатель скрывался в течение многих лет, появляясь на публике лишь эпизодически, и неоднократно приносил публичные извинения. Преемник Хомейни, аятолла Али Хаменеи отверг покаяния писателя и заверил, что смертный приговор в отношении Рушди останется неизменным, «даже если он раскается и станет самым благочестивым человеком своего времени». Приговор действителен до сих пор, а в 2012 году денежное вознаграждение за убийство писателя достигло 3,3 млн долларов.
Книга «Сатанинские стихи» официально не издавалась в России, а Рушди и по сей день здравствует в Лондоне.
Свидетельство о публикации №115061003859