Нам мир нужно увидеть в движении и развитии. А мы

Для чего нам нужен диалектический взгляд?

Почему мы такого взгляда лишились на чистую и теперь познание барахтается в пучине хаоса?

 Беда действительно в том, что такого взгляда у нас нет и он вдруг исчез, видения, направляющего нас в познании и в реальной жизни, чтобы мир мы видели в движении, развитии и изменении, и прежде всего собственный, человеческий мир, связанный с внешним. Чтобы мир мы видели в взаимодействии, взаимосвязи и взаимопревращении. А сегодняшняя наша жизнь действительно застыла, вдруг застряла на денежной психологии и стала поистине безжизненной в одиночестве миллионов людей. И в погоне за деньгами (за собственным благополучием), мы действительно перестали видеть друг друга (что здесь скажешь, все друг другу — конкуренты, все противники и враги, все — завистники, люди друг для друга существуют только в потребительском пространстве, выгода, утилитаризм). Истинное познание начинается с познания себя как неотъемлемой частицы мира, в котором мы живем. А "мое собственное благо" остается моим собственным на любом уровне познания и жизни и, доктор вы или академик, презирающий мир меркантилизма (последние тоже изобретали, чтобы одни стояли над другими), не связывающим меня с людьми, а отчуждающим от них (в этом суть отчуждения, воспитанного капитализмом). А заученное остается заученным, внешним, находящимся не во мне и не для меня. В котором просто нужно оболванивать людей, излагая, например, теорию диалектики и показывая свою ученость. Какие только теории не писали в советском обществе! И куда они, все эти радикалы, делись сегодня? И где эти книги? Читая философские сайты, я с ужасом нахожу, что все они поют те же песни. Без малейших изменений. И еще критикуют меня! Разве такой ум нас не поражает? Мир поистине диалектичен и развивается, движется, переходя из одного состояние в другое.

В диалектическом взгляде вещи и предметы окружающей нас действительности, включая и наш собственный мир, перед нами встают с различных сторон и воспринимаются не одними и теми же. И каждое состояние вещи находит себе оправдание и право на жизнь. Здесь и наше теперешнее «жалкое существование» и «уродство» предстанут под другим углом зрения и вовсе не таковыми, какими мы их видим на поверхности жизни по их видимости, внешним проявлениям.Для кого-то это гибель, а для кого-то начала нового возрождения. И здесь происходит борьба не на жизнь. Последнее столетие ознаменовало поистине глубокими и стремительными переменами, и человечество оказалось в новых условиях, о которых оно раньше и представления не имело. Только вчера рабство и насилие были общественными принципами, и люди были бесправными и не могли бороться за справедливость, правду. Могущественные державы порабощали малых народов, сильные подчиняли слабых. Бесправными были женщины, дети и старики. Свобода была лишь идеалом. В денежном рабстве все это стерлось, и мы оказались в совершенно неизвестном пространстве. И что произошел с умом, интеллектом человека, с его духовным миром?
Капитализм не случайно гниет в своем сказочном богатстве, культивируя вещи, свободное потребление, власть денег и технику. Он совершенствует вещные отношения, человеческие отношения предоставив людям, их свободной воле и невежеству. Он совершенствует не потребление, а способы производства и присвоения вещи. Он совершенствует вещные отношения. Стало быть, в конце концов, люди должны осознать смысл собственных отношений друг к другу и к окружающему их миру. Потребительское же отношение нас ориентирует не на человека, а только на потребление как на обладание, как на присвоение. И это не имеет отношения к проблеме к нам как к людям, ибо человек должен не присваивать, а усваивать и сделать богатство мира своим. Тем сам он должен стать богатым человеком с богатыми и всесторонними отношениями с миром людей. Чтобы стать человеком, человеку недостаточно потреблять. И это понятие уже само требует раскрытия его содержания и уточнения.


Рецензии