Была бессонница. Ах, если б он заснул!

На конкурс - Легенды и Звёзды 6. ИзоИскусство* http://www.stihi.ru/2015/06/08/7586



«Ты вечности заложник у времени в плену.»
Б. Пастернак



Бессонница, ах, он заснуть бы рад,
Ночное небо звездность обещало.
Оконной рамой схваченный квадрат -
Конец всему! - А может быть начало?

Запечатлеешь ночь, автопортрет,
Безумство красок! - Это тоже было.
Тогда он написал сплошное «НЕТ»
Оконной рамой, чернотой бескрылой.

С тех пор не умолкает вечный спор -
Что это - вызов, прихоть бракодела?!
Шедевр, насмешка, не понятный вздор -
Чернить квадрат? – Неслыханное дело!

Он дух искусства в сердце поразил,
Мир опрокинул в обморок квадрата!
- Ты б написал ромашки, Казимир-
Лужок ромашковый в пучке заката!

Мир, с  изумлением на холст взглянул:
Глумишься ты над нами? – Ты безбожник!
Была бессонница. Ах, если б он заснул -
Не засыпай! - "Не спи, не спи художник."



____________ Комментарии Санто___________

"Он дух искусства в сердце поразил -
Мир опрокинул в обморок квадрата!"

Думаю, что «Квадрат» Малевича -  многим не понятен, потому что это не апофеоз живописного мастерства - это мысль, поданная изобразительными средствами.
 Его квадрат бессмысленно рассматривать как натюрморт или пейзаж, он не для любования, он для размышления.
- Обновление искусства, художники того времени, видели в преодоление салонного академизма, в переосмыслении живописных приемов.
 Поиски эти осуществлялись методом редукции, что означает отбрасывать один за другим элементы, составляющие картину, и смотреть – продолжает она действовать на зрителя или нет?
В нарративной истории искусства художники экспериментировали,
например:
*
«Импрессионисты  исключили сюжет - их идея заключалась в том, чтобы
 система сложных тонов, зыбкость очертаний, вибрирующая свето-воздушная среда, смешиваясь в глазу зрителя, формировала образ в момент созерцания.
 - импрессио - это и есть впечатление,  пример - «Руанский собор» Монэ, который он писал во все времена суток.
Оказалось, что и без сюжета картина отлично работает - впечатляет!
 
Но - Постимпрессионисты пошли дальше! Они стирали грани между жанрами, тяготели к декоративным тенденциям и тональному единству.
 Они экспериментировали со светотенью и воздухом - Например, Поль Гоген, таитянский период. Но оказалось что суть не в этом!

За ними двинулись - Фависты, что означает "дикие",  художники этого направления обратились к лапидарным, формулам, то есть они отказались от перспективы!
А Матисс, вообще покусился на объем! -  Он стал писать практически плоскостные картины: «Танец», «Музыка», в этих работах рисунок максимально лаконичен, а контрастное сочетание цвета не преломляет плоскость.
 Но, вот что удивительно - даже при таких жертвах - картина все равно оставляет мощное впечатление!
 Вывод?
 - художественная сила не в объеме.

Затем, абстракционисты! – они вывели ( для своего времени) новую теорию, теорию - иррациональной природы искусства.
Господин Кандинский,  вообще, выбросил самоё изображение!
Он запечатлен на холсте только ритмическое сочетание цветовых пятен и геометрических линий!
Безумие - Нет сюжета, нет формы!
 Но, вдуг оказалось, что и  без этого картина работает! - Воздействует на зрителя.
И вот, наконец, Казимир Малевич - гений, который не нарисовал ничего!
-  «Черный квадрат» - это отсутствие всего.

Малевч создал супрематизм – т.е. комбинирование на плоскости геометрических фигур контрастными цветами.
Этим приемом Малевич сделал последний шаг в направлении редукции.

Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, имеет смысл, если вести речь об авангардистской живописи в ее эмпирическом развитии с середины 19 до первой четверти 20 столетия.
Подобные поисковые направления в изобразительном искусстве не имели специфически-нравственной окраски.
Что дает «Черный квадрат»?
Как иллюстрация супрематизма, он дает иной ракурс, иной взгляд.
 Вопрос - куда? 
- В новую  архитектуру! «Черный квадрат» - это новый подход к стилевым и дизайнерским решениям - это  новые эстетические задачи.
Кому-то нравятся ионические колонны и голландские натюрморты в витых рамах, в том числе  мне, а кому-то – прямые линии интерьера, минимализм, модерн и абстракция на стенах.


Рецензии
А я бы сказала, что "Черный квадрат" - эпатажное произведение, ведь не случайно при первом показе картина занимала красный угол в помещении.)) Может, не будь она так выделена, на нее бы меньше обратили внимания. Как "Мона Лиза", до похищения, была одной из картин Леонардо да Винчи - кто о ней знал, кроме специалистов?))
Вслед же за Вашими стихами хочется воскликнуть: да здравствует бессонница! Представить начало ХХ века без супрематизма и конструктивизма можно, но это было бы скучно. Уж больно хорошо они сплелись с историческими реалиями.))

Юлия Харакк   10.06.2015 09:15     Заявить о нарушении
Независимо, знают ли, понимают ли люди эти произведения, и самих художников -

значения их велико. Истина - продукт эксплозивный - она не принадлежит

большинству.

Здесь мой Леонардо http://www.stihi.ru/2010/09/12/8212

Здесь мой Сальвадор Дали http://www.stihi.ru/2015/02/09/6706

Здесь мой Саврасов "http://www.stihi.ru/2015/03/09/438

Но не буду Вас перегружать:) Пишу "мой", потому что это мои мысли, понятия,

отношение, и мои стихи. Я очень люблю этих мастеров и их АРТ.
:)

Сан-Торас   10.06.2015 09:54   Заявить о нарушении
Дали и Саврасова я помню.)) А Леонардо прочла только что. Хотела бы поговорить, но мысли убегают, и собрать их в ближайшие дни будет сложно, простите (ребенок приболел).
Сил Вам и здоровья, Санто! ))

Юлия Харакк   10.06.2015 10:17   Заявить о нарушении
Берегите себя и малыша:)

Сан-Торас   10.06.2015 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.