Одесские небылицы. Нелегкая, не хлебная профессия
«Айзик, споём?» - сказал Янкель.
Но у Айзика в это тихое утро не было желания петь. У Айзика было скверное настроение. Ночью Айзик не угодил Сонечке, а утром Сонечка не угодила Айзику, оставив его без любимого сыра с чесноком.
«Я не хочу петь» - буркнул Айзик.
«Ну тогда я расскажу тебе за жизнь композиторов» - заявил Янкель.
«Но только не про этого... как его... ну, мама Люба валяй, валяй!» - сказал Айзик.
«Ну что ты, Айзик! За кого ты меня держишь?! Я расскажу тебе за жизнь знаменитого австрийского композитора Франца Шуберта» - сказал Янкель.
«Хорошо. Валяй за Шуберта» - согласился Айзик.
«Франц Шуберт был молодым, очень талантливым и очень бедным композитором. Написав более шестисот прекрасных произведений, он к тридцати годам так и ничего не заработал, кроме сифилиса. Он даже играл на пианино, которое брал в аренду», - сказал Янкель.
«Зато сифилис заработал!» - съязвил Айзик, который, как мы уже знаем, пребывал в плохом настроении.
«Идиот, ты Айзик! Я вот не смеюсь над твоим геморроем!» - откликнулся Янкель.
«И я не смеюсь над твоим геморроем!» - рассчитался с ним Айзик.
«Слушай сюда! Когда Шуберту было тридцать лет, он дал первый концерт из собственных произведений. Успех был потрясающим! Шуберт заработал кучу денег, аж 800 флоринов! По тем временам это был огромный гонорар. Шуберт расплатился с долгами, купил себе пианино и сводил подружку на концепт Паганини». - сказал Янкель.
«И это все деньги? - Удивился Айзик. Ты же сказал, что он заработал кучу денег!?»
«В те времена, это была куча!» - заметил Янкель.
«Ну и дела! То ли дело в наше время! Сочинил какую-нибудь хрень, вроде «мама Люба давай давай! Или «жениха хотела, вот и залетела!» и сразу стал капустным миллионером!» - сказал Айзик.
«Да, Айзик. Времена не те. Ныне классика в попе.... Таки я не закончил за Шуберта. Бедолага уже через пару недель остался без денег и вскоре умер. Когда стали описывать его имущество, то опись заняла четверть листа бумаги: «пианино, одежда, обувь, матрац, подушка и одеяло».
«Я думаю, Янкель, что Шуберт не конъюнктуру рынка не почувствовал. Сочинял бы рэп, и стал бы миллионером!» - сказал Айзик.
«Какой рэп, Айзик?» - не понял Янкель.
«Ну, хотя бы такой , как у Тимоти или у Потапа» - ответил Айзик.
«Ты спятил, Айзик! Если бы Шуберт сочинял рэп, то он и до двадцати лет не дожил бы!» - воскликнул Янкель.
«Почему?» - удивился Айзик.
«Да потому, что его зашибли бы насмерть уже после первого же выступления!» - сказал Янкель.
«Да, времена меняются....» - заметил Янкель.
Друзья какое-то время сидели молча, наконец, Айзик сказал:
«Янкель, может ещё что расскажешь?»
«Хорошо. Я расскажу тебе за жизнь великого австрийского композитора Иозеффа Гайдна».
«Валяй» - согласился Айзик.
«Гайдн тридцать лет прослужил венгерскому князю Эстергази, в качестве его личного придворного композитора и музыканта и фактически стал крепостным слугой. Князь слыл большим ценителем и любителем музыки и наслаждался игрой Гайдна и его музыкантов каждый вечер. И знаешь, Айзик, что придумал князь?»
«Ну откуда мне знать, Янкель, что придумал венгерский князь, с которым я не знаком?» - ответил Айзик.
«Князь запретил Гайдну и его музыкантом покидать его замок, пока он сам находился в нём. И это было закреплено в контрактах, которые князь заключил с музыкантами» - сказал Янкель.
«Ну ни фига себе! А ежели кому из музыкантов захотелось пойти в город, зайти в пивнушку и выпить пару кружек пива, или в бордель заглянуть....?» - протянул Айзик.
«Вот в том-то и дело, что музыканты стали крепостными слугами и однажды стали роптать. Тогда Гайдн пришел к князю и говорит: «Ваше величество! Я и мои музыканты уже много лет работает без отпусков. А как хотелось бы махнуть куда-нибудь на Сейшелы, или Мальдивы, или в Турцию, ну, на худой конц, в Крым, и погреть свои кости на солнышке!» А князь ответил: «Загорать на жарком солнце вредно для здоровья, Можно рак кожи заработать. А я пекусь о вашем здоровье, вот почему не отпускаю в отпуск!»
«Так князь и сказал?» - удивился Айзик.
«Айзик! Я просто домыслил. Слушай дальше. Покинув князя, Гайдн задумался: что бы такое учудить, но чтоб культурно выглядело, чтобы заполучить столь желанный отпуск. И придумал! Собрал своих музыкантов и сказал им, что надо делать во время вечернего концерта» - сказал Янкель.
«И что же он придумал?» - нетерпеливо спросил Айзик.
«Сейчас расскажу. В тот вечер князь устроил концерт по случаю своего дня рождения. Гайдн написал новую симфонию. Было приглашено множество знатных гостей. И вот музыканты расселись, зажгли свечи на пюпитрах, приготовили инструменты и зазвучала симфония Гайдна. И ту началось....»
«Что началось?» - нетерпеливо спросил Айзик.
«А началось вот что. Один валторнист, отыграв такты своей партии, закрыл ноты, упаковал свой валторн, задул свечу, встал, поклонился залу и покинул зал....»
«У него наверное с животом было плохо?» - предположил Айзик.
«С животом у него было всё в порядке, не то что у тебя с головой. Не перебивай и слушай сюда! Сам Гайдн, который дирижировал, даже внимания не обратил на это. Через пару минут, тот же самый номер продела флейтист,а за ним габоист... Эти музыканты спокойно покинули сцену, князь и гости в недоумении, а Гайдн и ухом не поведёт. В конце-концов, все музыканты, один за одним покинули сцену, оставив одного Гайдна» - сказал Янкель.
«Ну и дела! Наверное Гайдну досталось от князя!» - сказал Айзик.
«Досталось. Долгожданный отпуск. Князь вынужден был уступить Гайдну и предоставил ему и музыкантам отпуск» - сказал Янкель.
«Ну и куда Гайдн отправился: на Мальдивы или в Крым?»
«А вот этого я не знаю, Айзик. Если хочешь, позвони Гайдну и сам всё и узнай.....»
09.06.2015 АГ
Свидетельство о публикации №115060903777