Стихотворение месяца 28 - Обзор Ирины Кузнецовой
Есть два знака препинанья.
Восклицательный - один.
У него бесспорны знанья!
Он - король! Он - господин!
Он - знаток распоряжений!
Все сомненья - ерунда!
Он - не терпит возражений!
Прав он всюду и всегда!
Только - знак такой настырный
Людям хочется порой
(Тем, кто склонен к жизни мирной)
Заменить на знак второй.
Знак, что двигает науку;
Знак - умов пытливых друг;
Знак, что может буден скуку
Превратить в познанье вдруг.
Сколько? Кто? Какой? Откуда?
Где? Когда и почему?
Это фокус или чудо?
Ничего я не пойму.
От вопросов этих просто
Потерял я мысли нить.
А не лучше ли вопросы
Восклицанием сменить?
*****
4/3
Незамысловатое стихотворение, со столь же незатейливыми рифмами. В третьей строфе - слегка неуклюжая инверсия.
А почему, собственно, лучше вопросы заменить восклицанием?
Возможно, лучше это стихотворение смотрелось бы в выборке детских стихов.
2. "Отпускаю"
Ты словно отзвеневший смех
И звук в устах глухонемого,
Фальстарт берущего разбег
И недосказанное слово.
Мираж, Малевича квадрат
И ангел, падающий в бездну,
Одна из тысячи утрат,
Но без тебя я не исчезну,
Не растворюсь, как в море соль,
Не испарюсь росой с травинки.
От расставанья в сердце боль
И память на две половинки.
И наших дней водораздел
На карте нанесён пунктиром...
Всему на свете есть предел.
Свободен. Отпускаю с миром.
*****
4/5
Здесь больше всего запомнилась строка: "Но без тебя я не исчезну".
"Не растворюсь, как в море соль,
Не испарюсь росой с травинки."
- тоже хорошо.
Но есть образы вторичные, например - "ангел, падающий в бездну", "в сердце боль", "память на две половинки". Рифмы "смех - разбег" и "водораздел-предел" не очень впечатляют.
3. "Это было давно"
Это было давно. В полусне-полуяви...
В полусне-полуяви я услышал слова,
И в моей голове они ясно звучали,
Те слова прозвучали... Ах, моя голова!
Ночь в деревне - темна... Голова так болела,
Голова разболелась, видно, завтра - гроза!
Колыхался туман, словно бок праоленя,
Словно глаз праоленя серебрилась роса.
А я грезил тобой... Верил я и не верил,
Как в романах не верил, что разлука сильней
Наших встреч под луной, аромата сирени,
Аромата сирени... Жаль, зачахла сирень.
Испарилась та страсть, как роса в лучах солнца,
Так роса в лучах солнца чисто злато блестит,
А поглубже "копнешь" - то ли медь, то ли бронза,
Медь она или бронза... - быть ей золотом льстит.
Было будто вчера. В полусне-полуяви...
В полусне-полуяви затихали слова,
Что чужая ты мне, - точно гром прозвучали,
В голове всё звучали... Ах, моя голова!
*****
4/4
Колыхался туман, словно бок праоленя... Хм, интересно! Очень творческое, нетипичное сравнение. Отсыл к чему-то мифологическому, к архетипическим образам, может быть. Но в этом контексте к нему нет какой-то подводки, что ли. Поэтому образ воспринимается как немного надуманный. К тому же мне трудно совместить в одном представлении: ночь, туман, серебрящуюся росу.
"Как роса в лучАх солнца" - небольшой сбой ритма: в стопе анапеста дополнительное ударение на второй слог обычно тяжело воспринимается.
Не везде продумана система образов: мне, например, трудно представить росу, блестящую как злато (архаичная форма слова "золото" здесь никак не обоснована контекстом, кстати): роса скорее напоминает серебро... К тому же "серебрилась роса" уже встречается выше. И как ее, росу можно "копнуть"? Сравнения с медью и тем более бронзой тоже не поражают точностью.
Поэтическая интонация напомнила "Это было у моря" Северянина. Что-то такое заклинательное слышится в повторах, и они убаюкивают, действуют гипнотически и сглаживают синтаксические неточности.
4. "Ты выдумай имя!"
Хотелось быть ближе, в тебя прорастая,
но песенка эта, как пепел простая,
уносится ветром: забудьте о старом!
Я снегом в бесплотных надеждах растаю…
От слёз превращаясь в нелепую лужу,
нет, в лужицу просто. А ты, неуклюже,
наступишь мне в душу — чтоб слёзные брызги
мне сердце не выжгли и мозг не изгрызли.
А, если без шуток, по правде и честно,
не хочется кануть кометой безвестной,
и просто под номером быть не желаю!
Я чувствую сердцем, а, значит, живая!
Ответ на порыв мой уносится ветром…
Но, всё же, не хочется верить приметам!
Я просто пробьюсь из асфальтовой корки
былинкой безликой, как мышка из норки.
Но ты огородишь явление свету
коробкой картонной, а, может, газетой,
польёшь раз-другой? Позабудешь на третий…
А там и закончится тёплое лето.
Козёл проходящий, тряся бородою,
слизнёт мой побег, иль мальчишки ордою
затопчут… Я даже всплакнуть не успею,
бесславно закончив свою эпопею.
Но семя запомнит коробку вниманья,
заботу газеты, с утра вынимая
из синего ящика с надписью «почта»
и самое главное, кажется, вот что:
ты был! И остался любовью навеки!
А, может быть, просто ты был человеком,
когда наклонялся, отринув гордыню?
Ты думал, я стану чарджоуской дыней?
А если фиалкою? Чертополохом?
А тополем? Это, наверное, плохо…
Я всех раздражала бы чувством пылящим!
И даже букашек под солнцем палящим.
Репейник бы тоже мог стать нелюбимым.
А лютиком если? Прошёл бы ты мимо?
Ведь крохотным солнцем бы я золотилась!
Нет, быть ядовитой… Не лучшая милость.
Тебя упрекать бы не стала, поверь мне,
коль ты незабудки оставил за дверью
для той, что тебе дорога, как и ты мне!
Ты выдумай сам для не вызревшей имя...
*****
4/5
Интересное стихотворение. Вот уж банальным его не назовешь). Понравилось. Но хотелось бы большей внимательности в прорисовке образов.
"...чтоб слёзные брызги
мне сердце не выжгли и мозг не изгрызли."
Насчет "не выжгли" - хорошо, но как слезные БРЫЗГИ могли бы ИЗГРЫЗТЬ мозг?
"Я просто пробьюсь из асфальтовой корки
былинкой безликой, как мышка из норки."
Опять же, былинка - безликая, как мышка из норки? Или пробьюсь, как мышка из норки? В обоих случаях сравнение не совсем точное. Мышка из норки не пробивается... Хотя сравнение ростка, пробивающегося из-под асфальта, с мышкой, выглядывающей из норки, само по себе интересно.
"Но семя запомнит коробку вниманья,
заботу газеты, с утра вынимая
из синего ящика с надписью «почта»"
Здесь надо бы разобраться с подлежащим и и деепричастным оборотом: это семя вынимает почту из ящика?
"Репейник бы тоже мог стать нелюбимым.
А лютиком если? Прошёл бы ты мимо?"
- получается, репейник мог бы стать лютиком...
Ну вот такие неточности путают и отвлекают, хотя в целом это стихотворение очень милое и симпатичное.
5. "Счастливое свидание"
Он элегантный красивый мужчина
С доброй душой, кареглазый брюнет.
С ним с голубыми глазами дивчина
Рыжие волосы – солнечный свет.
Модница, очень добра, симпатична.
С этим мужчиной знакома давно.
Щедрый, проявит в любви романтичность,
Самый любимый, желанный, родной.
В солнечный, ясный, весенний денёчек.
Встретиться снова решили они.
(Чувства взаимные, крепкие очень,
Знаю, достойные счастья, любви).
Долго гуляли, любуясь столицей.
Девушку он пригласил в ресторан.
Вечером ей предложил пожениться.
(Так продолжается бурный роман).
Он, очевидно, боялся отказа,
так побледнело в волненье лицо...
Сердцем, душою навеки привязан.
Розы дарил, золотое кольцо.
Девушка мило сияла улыбкой,
Вся покраснела, смутилась тогда.
Просто любила, боялась ошибок.
Скромно мужчине ответила "Да".
*****
3/3
История про кареглазого брюнета с доброй душой, щедрого и любимого... И добрую и симпатичную, но совершенно безликую модницу...
Нет, не впечатлило меня стихотворение. Милая, но банальная история, обилие штампов.
6. "За подснежниками!"
За подснежниками! за подснежниками!
буераками да валежниками,
не в сезон идем и поем
почти летним октябрьским днем.
Распугали шишиг и козявочек,
навязали на ёлочки лямочек.
Как шуршится! как в листья ныряется!..
Пирожки все поели и яйца,
выпит чай и просыпана соль.
– Где подснежники?! Может, домой?..
По ложбиночкам, по пригорочкам…
Все подснежники, видно, по норочкам,
перепуганы нашей процессией,
а нам весело! ой, как весело!
А под каждой сосеночкой – "настеньки"
расподснежились,
беленьки, красненьки…
Рукавички туманом поедены,
а всё мачехи, жуткие вредины!
– Не пускайте девиц за подснежниками!
буераками! да валежниками!
не пускайте в колготках капроновых!
не пускайте в шубенках мутоновых!
Там воркуют братишки-разбойники,
кто их видел – давно уж покойники!
Те двенадцать братишек
– в скучалочках,
на двенадцати струганных палочках,
поджигают огнями бенгальскими,
томят песнями завиральскими,
ждут сиротку, с косою до ягодиц,
дуют в уши из рукавиц.
За подснежниками…
За подснежниками…
Буераками да валежниками…
Глухо ухает кто-то в норе.
Жалко, снега нет в октябре.
*****
4/4
Нда... Почти летним октябрьским днем, но жаль, что нет снега...
Здесь привлекательны игровые интонации. Но по ходу чтения возникает все больше вопросов. Каких таких лямочек навязали на ёлочки? Как, шурша и ныряя в листья, умудрились при этом поесть все пирожки и яйца? И каким таким туманом поедены рукавички? И откуда он взялся в "почти летний октябрьский день"? И что такое братишки в скучалочках - это какая-то неизвестная мне одежда? А почему братишки на палочках - они что, в лошадок играют, на палочках верхом? Или они на палочках, как сахарные леденцы? И кого они поджигают бенгальскими огнями?
Словом, боюсь показаться занудой, но этот ребус я не разгадала...
Рифмы - преимущественно грамматические; не впечатлила рифма "соль-домой", хотя "ныряется-яйца" - неплохо (видимо, поэтому здесь яйца и появились)).
7. "Слова - побратимы"
На свете есть немало побратимов.
Мы все во власти нитей и оков,
И побродив по миру пилигримом
Я много видел побратимов – слов.
Меж двух домов всегда лежит дорога,
А связи слов порою не видны.
Одно из них всегда идет от Бога
Другое, на беду, от сатаны.
Любовь и ревность связаны незримо.
Страдает сердце утонув в крови.
Любовь без ревности редка но объяснима.
Не понимаю ревность без любви.
Упрямый факт бывает очень тонким.
Где правда а где ложь не всяк поймет.
От правды как от муки очень горько,
А ложь течет из уст как сладкий мед.
Как будто не всерьез наполовину.
В гражданском браке все наоборот.
В одной квартире с холостым мужчиной
Замужняя прелестница живет.
Немало слов живет на белом свете.
Пытаемся мы их связать в букет.
Но как непросто быть в одном букете.
Иным словам в соцветьи места нет.
Как сделать чтоб слова не распадались
А были словно дружная семья.
Мне главное чтоб вечно стыковались
Поэт и совесть, жизнь, любовь и Я.
*****
3/3
Мне показалось, что это не совсем стихи. Набор странных, не всегда логически обоснованных утверждений. "Упрямый факт бывает очень тонким". Хм... Какое-то сомнительное высказывание. А что означает фраза "Как будто не всерьез наполовину"?
"Меж двух домов всегда лежит дорога". Да? Вы уверены? "Любовь и ревность связаны незримо. Страдает сердце утонув в крови." - набор штампов. "Не понимаю ревность без любви". Хочется спросить: и что?
Ну и так далее. Не нашла ни одной строчки, которая показалась бы интересной, ни одной свежей рифмы.
8. "Умник"
"А до Сатурна попугай не долетит"
(Настя Галушкина, 5 лет)
Он триста лет глядит на мир из клетки,
Философ, скептик, маг и полиглот.
Он – одинок: так редки однолетки!
Уплыл в туманность старый Кашалот,
А мудрая Сова сложила крылья
И отлетела к предкам на Сатурн...
В неволе – безопасность, изобилье...
Но общество пернатых юных дур
Ему до тошноты осточертело:
С утра до ночи квохчут про гламур,
Безмозглое откармливая тело.
Что делать Попугаю среди кур?
Им не понять ни новостей последних,
Ни тонкости изысканных острот…
Один остался умный собеседник –
Точнее, слушатель – пушистый Кот.
Кот слушает внимательно, часами –
Он тоже знает много языков! –
И пристально-зелёными глазами
За нитью мысли проследить готов…
Иллюзия взаимопониманья –
Не в ней ли счастье ищет Человек,
Хватая беспорядочные знанья
Весь свой короткий и сумбурный век?
Уменье слушать – тоже дарованье,
Как дар играть и делать нужный вид.
И кот подумал с внутренним дрожаньем:
"А до Сатурна Попугай не долетит!"
*****
4/5
Понравилась ирония и философские нотки. Впечатлил кот, следящий пристально-зелеными глазами за нитью мысли попугая, и с внутренним дрожаньем выносящий вердикт: "А до Сатурна Попугай не долетит!"
Не понравилось - обилие рифм с существительными, у которых полная форма заменена формой с мягким знаком в конце: крылья-изобилье, взаимопониманья-знанья, дарованье-дрожанье. Не то, чтобы я была против таких форм, но, может, не надо их в таком количестве ставить в рифменную позицию, привлекая к ним излишнее внимание.
Есть вопросы. А почему попугаю нужен именно однолетка? Сверстники с разницей в 2-3 года не подошли бы?
Уплыл в туманность старый Кашалот,
А мудрая Сова сложила крылья
И отлетела к предкам на Сатурн...
Эти строчки мне показались не совсем обоснованными в контексте. Нет, я, конечно, понимаю, что имеется в виду созвездие Кита, и что надо как-то оправдать появление в конце стихотворения слова "Сатурн", и всё же откуда здесь берутся Кашалот и Сова родом с Сатурна, из контекста не очень понятно.
9. "Как появляются злые ведьмы"
Нет, право, мы, женщины — странные птицы,
И помыслы наши странны:
Есть крылья лететь, ну а нам бы гнездиться,
Пред небом не видя вины.
Быть птицей в полете, певучей, веселой -
Ну разве плохая стезя?
Но мамы всем дочкам внушают со школы:
Нельзя быть свободной, нельзя!
И вот вам — семья, и борщи, и пелёнки,
И множество прочих забот,
И лишь по ночам ты ваяешь нетлёнки -
Коль время найти повезёт.
А Муза — такая ж крылатая птица,
Гадай — прилетит, или нет?
И годы проходят, давно уж за тридцать,
И спит в тебе птица-поэт...
И, если вдруг, вырастив, выпустив деток
Ты вспомнишь полёты опять -
Итог размышлений суров и нередок:
Что некуда, в общем, летать,
Что крылья, побитые молью в кладовой,
И курам уронят престиж...
Тогда ты метлой обзаводишься новой,
И срочно на шабаш летишь.
*****
5/5
Понравилось!)) Видимо, почувствовала солидарность с автором).
Один вопрос: нетлёнки - это от слова "тлён"?
10. "Визит"
Может ищущий, да и обрящет. Мне
надоело – Ну, где же ты есть? –
ждать в надеже найти подходящую,
с кем украсить свое житие.
Говорят, у студенток пожар в устах,
поелику бурлящая кровь.
Проходи, не стесняйся, пожалуйста,
в мой пустой холостяцкий закров.
И, казалось, нам было без разницы,
что взлететь, что упасть – всё равно.
Мы с тобой, яко агнец и агница
убежали от пастыря, но
и не ведали, что же наделали,
токмо шепот: "Доне'леже – нет."
Под моими перстами несмелыми
ты достанешься ежели мне,
вот тогда мы, ничтоже сумнящеся,
упадём – эко нас повело.
Я спою невозможно щемящее,
положу тебе длань на чело.
И слезинки солёными каплями
по ланитам беззвучно стекут.
Мы устало уснём в зазеркалье: нам
завтра рано вставать в институт.
___
Эта песня (а вы сомневаетесь?)
расслабляет, приносит покой.
Паче чаяния накрывает, здесь
и язык непривычный такой.
Нужно спеть с попаданием в такт, и я
лепоту обещаю с лихвой.
Переливы напевного дактиля
не услышит – ну, разве глухой.
*****
5/5
Переливы дактиля услышаны). Не скажу, что стиш поразил высокохудожественным содержанием, но за юмор решила поставить высший балл. Хотя, похоже, здесь все же слышится не только юмор. Затруднилась определить возраст литературного героя, хотя и содержится намек, что он студент).
11. "Сиреневая радость"
Есть «синь», а есть «сирень» -
Благоуханье цвета,
Прилив кипучих грёз,
Густой сироп весны,
Распахнутость дверей,
Ведущих в зрелость лета,
Качанье сгустков звёзд,
Что в цвет облечены.
Откуда пухлость форм,
Наполненных загадкой? –
Не пеной ли пошёл
Избыток нежных сил,
И, выплеснув ликер,
Невыразимо сладкий,
Сиреневой душой
Надежды воскресил?..
*****
5/5
Не понравилась строчка - "прилив кипучих грёз". Понравились "сироп весны" и "пухлость форм"; про избыток нежных сил, который пошел пеной, тоже хорошо. И первая строчка понравилась. Но в целом - чего-то мне всё же не хватило для полноты впечатлений.
12. "О пользе консультирования. Философская лирика"
Заблудилось заблуждение,
И не видит, как найти,
Выхода из положения,
Вида светлого пути.
Консультантам платит денежки
И психологи снуют.
Кто поможет заблуждению
Мысли выпутать из пут?
Не отчаивайся, милое,
На тебе же нет лица!
Соберись, родное, с силами,
Так недолго до конца.
Скушай баночку икорочки,
Кофе выпей с коньячком,
Заберёмся на пригорочек,
Глянем - выход и найдём!
Засияло заблуждение:
Ей понравился совет,
Совершает восхождение
И спасенья ищет свет.
Улыбаются психологи,
Консультанты говорят:
Заблуждения – все олухи,
Не с пригорочка глядят.
*****
4/4
Да, интересные советы психологи дают заблуждениям...
Вот не впечатлило стихотворение ни искрометным юмором, ни философской глубиной. Концовка просто провальная, на мой взгляд.
Хотя, если вдуматься, кофе с коньячком иногда неплохо помогает...)
13. "Ты просто будь"
Ты просто будь. Приходи, уходи, оставайся;
внешность, одежду меняй и другие "девайсы".
Хочешь, смени пол и расу, здесь всё поправимо.
Пусть никогда я не стану твоей половиной,
буду осьмушкой в системе отсчёта "от печки".
Время ведёт нас к обрыву, по ходу калечит.
Только бывалой Фемиде оно неподсудно
в склепах заброшенных комнат, завалах посуды.
Скуден метраж у моих дорогих, не по СНиПу*,
были ль они или просто когда-то приснились?
В Лету зима обронила своё покрывало:
мало озимых, а семечек было навалом,
как выживали в сугробах, я даже не знаю,
может, усердно молились всесильному маю?
Ты просто будь, не со мною, не рядом, но где-то.
Мы состоим из воды с каплей белого света,
что в свете грустных событий неплохо, наверно.
Будь хоть душой или чем-то другим эфемерным!
Ты просто будь, остальное меня не волнует.
Ревность, обиды и "женская гордость"? Да ну их.
-------------
*СНиП – санитарные нормы и правила
*****
5/5
Немного сбивает после обращения "ты" (в единственном числе) фраза "Скуден метраж у моих дорогих" с множественным числом - не очень понятно тогда, к кому обращается ЛГ... И не совсем поняла, почему внешность и одежда - "девайсы", здесь имеется в виду значение "приспособление, устройство" или что-то другое?
Понравилось "Мы состоим из воды с каплей белого света". Вспомнилась цитата из Вежинова о том, что человек состоит из грязи, озерной воды и облаков... Но здесь, в стихотворении, важнее - ощущение света, который дорог в воспоминаниях.
14. "Приятное свидание. Верлибр."
Вот, говорят, название селом получено
от трактира, открытого на большой дороге,
и, будто бы, в этом трактире пересекались пути
славных участников севастопольских битв
с неоперившимся, желторотым пополнением.
Которой же из сторон свидание было приятно?
Ну, ладно-ладно, я допускаю,
что приятное миф затуманил намеренно,
что те и другие встречались не в общем застолье,
но по разным концам умышленно длинного стола,
куда не долетали ни тосты, ни взгляды,
ни, тем более, мысли и чувства встречных.
Одним подавали керченскую селёдочку под водочку,
другим чай с калачом – и всё нипочём.
А чего больше выпито и что кому приятно,
о том легенда молчит молчком.
Не подойти ли к истории с другой стороны?
Трактирам тоже названия не с бухты-барахты даны:
один по отчеству хозяина назван «у Михалыча»,
другой по фирменному блюду
именуется «советской пельменной»,
третий по запаху – «Шахерезада»
или по месту расположения – «у фонтана»…
Кстати, о месте:
где-то в этих местах, где по легенде
в середине девятнадцатого века стоял трактир,
лет за семьдесят до встреч ветеранов и новобранцев,
произошло свидание женщины и мужчины –
Екатерины и Григория.
Представьте себе: вы идёте в поход с мужем/женой
(ненужное вычеркнуть),
идёте день, другой, третий,
на пути встречая множество достопримечательностей,
людей и пейзажных красот,
а спустя год, другой, третий
какой-то невзрачный пенёк из того похода
вытесняет из памяти все красоты лишь потому,
что на нём вы вдвоём уместились
и, будто впервые, встретились.
А может быть – вправду - впервые?
Не потому ли село названо ПРИЯТНЫМ СВИДАНИЕМ,
чтоб каждый знал:
на большой дороге совместной жизни
всегда есть место приятному.
*****
5/5
Неспешное такое повествование. Прочитала с интересом. Хотя не всё осталось ясным.
15. "Летний круговорот"
Слизан жарой с циферблата
Стрелок тугой виток.
На сковородку заката
Солнечный влит желток.
Озеру в берег пологий,
Звёздный наклеив скотч,
На золоченой пироге
В небо вплывает ночь.
И по крутой биссектрисе
С черных ее волос
Россыпью катится бисер
Первых июньских рос.
Новые выбрали сутки
С полночи вновь мишень:
Спит до утра без побудки
Насмерть уставший день.
*****
5/5
Очень понравились упругий ритм и насыщенные образы.
Замечания: во второй строфе, вероятно, не нужна запятая после первой строчки, иначе получается, что "озеру в берег пологий... в небо вплывает ночь" - несколько туманно: куда же она в итоге вплывает? А если без запятой, то получается, ночь наклеивает звездный скотч озеру в берег пологий. Тоже не очень понятно: получается, звезды наклеены узкой полосой у края озера. Но хотя бы грамматически логично. "С полночи вновь мишень" - не очень удачная инверсия, а скорее - просто слово "вновь" лишнее, вставленное для заполнения ритмического пробела.
16. "Мы ищем счастья"
Стрела и сердце, маяк и якорь.
Мы ищем дверцу от жизни яркой.
Мы ищем пристань своих желаний,
Любви пречистой, наград и званий.
Стремимся к цели, земли не видя,
Глотаем смело свои обиды.
Мы строим зАмки из стен воздушных,
Возводим в ранги, штампуем дружно.
Чужое бремя отважно тянем,
Идём не с теми в густом тумане.
Мы ищем счастье, бродя по краю.
Но очень часто себя теряем.
*****
5/4
Мы ищем пристань своих желаний,
Любви пречистой, наград и званий.
Немного двусмысленно в первой строфе получилось - то ли ищем пристань, любви, наград и званий (но тогда страдает согласование), то ли пристань желаний, любви, наград и званий (но тогда эти понятия кажутся не вполне рядоположными).
А чтобы глотать обиды, нужна смелость? Я не знала).
В общем-то, пока получилось больше - "штампуем дружно": настроение ЛГ удалось выразить, но каких-то новых образов или авторского вИдения я здесь не нашла.
17. "Суицид"
Листать страницы жизни - всё весомее
желание покончить с заистлевшими
до боли чёрно-белыми знакомыми
их построеньем фраз - такими надоевшими!
И лица, и фигуры, и характеры
за много лет не стали интереснее...
Воспоминанья - ну какие стервы вы! -
Меня зовёте лебединой песнею...
3/3
Ох, вот даже как-то боязно ставить невысокие оценки стиху с таким названием...)
Но "заистлевшие до боли черно-белые знакомые" - это что-то... Ну разве что в последней паре строк что-то пытается пробиться... Да и рифмы не радуют. Уж извините, автор. Может быть, в следующем стихотворении удастся подобрать более точные образы и рифмы.
Свидетельство о публикации №115060900156
"Колыхался туман, словно бок праоленя... Хм, интересно! Очень творческое, нетипичное сравнение. Отсыл к чему-то мифологическому, к архетипическим образам, может быть. Но в этом контексте к нему нет какой-то подводки, что ли. Поэтому образ воспринимается как немного надуманный. К тому же мне трудно совместить в одном представлении: ночь, туман, серебрящуюся росу.
"Как роса в лучАх солнца" - небольшой сбой ритма: в стопе анапеста дополнительное ударение на второй слог обычно тяжело воспринимается.
Не везде продумана система образов: мне, например, трудно представить росу, блестящую как злато (архаичная форма слова "золото" здесь никак не обоснована контекстом, кстати): роса скорее напоминает серебро... К тому же "серебрилась роса" уже встречается выше. И как ее, росу можно "копнуть"? Сравнения с медью и тем более бронзой тоже не поражают точностью.
Поэтическая интонация напомнила "Это было у моря" Северянина. Что-то такое заклинательное слышится в повторах, и они убаюкивают, действуют гипнотически и сглаживают синтаксические неточности."
Немного повторюсь.
"На майские праздники- (уже цвели каштаны) в ...в середине 80-х годов встречался с любимой, живущей в другом городе за 550 км. Естественно все мысли были о ней. Потом в июне наше СКБ отправило меня старшим в подшефный колхоз на 1,5 месяца. А у автора бывает при смене погоды некоторые неудобства (головные боли)... -этакий барометр в голове, где-то за день чувствующий непогоду.
И вот в одну из ночей меня в этаком сне-полусне разбудил громкий мужской голос:"Она тебе чужая!". Сплошная мистика. Эти слова были очень четки и неожиданны. Причем, как у старшего, у меня было отдельное от всех помещение, то есть голос был из ниоткуда. А через некоторое время по приезду в родной город я получил ее прощальное письмо.
По поводу праоленя... Бывает очень густой, лохматый туман, колышащийся при этом.
Мне это напоминает колышащийся лохматый бок огромного животного, останки которых иногда находят археологи... Находят же останки великанов (людей) от 3 до 20 метров, с длиной стопы до 90см и выше. По одной из версий, когда Земля вращалась медленнее, - сила тяготения была в разы меньше... То есть гигантам было легче существовать. Еще по одной версии при большой концентрации кислорода в воздухе и парниковом эффекте вся флора и фауна на Земле была очень огромной -гигантской.
То есть действительно такие существа(и животные и люди) для нас несколько мифичны, но правдоподобны.
И почему бы не представить такой лохматый туман и серебрящуюся перед рассветом росу, словно блестит глаз животного?!!!
Еще вроде бы и ночь, когда в голове прозвучали, словно гром, пророческие слова ... и утренняя заря не за горами, поэтому предутренний туман и роса, как серебро, рано утром, но в лучах солнца та же роса переливается всеми оттенками радуги, бывает и "золотой" , и бриллиантовой... не говоря уже о бронзовой -желтой, медной-более красного оттенка.
"Как росА в лучАх сОлнца" я не думаю, что это нарушение, поскольку ритм задается с самого начала... А сверхсхемные ударения бывают и у великих.;)
"Копнуть" -в смысле рассмотреть поглубже, проанализировать более детально.
Здесь посылка к тому, что не все золото, что блестит или таковым кажется. И любовь-страсть в итоге... "испарилась", поскольку ею только казалась.
И это форма подобна форме стихотворения "Я мечтою ловил уходящие тени..." Константина Бальмонта.-Некий эксперимент для меня.
Хотя упомянутое Вами стихотворение И.Северянина тоже знаю наизусть, поскольку одно из самых любимых.
Спасибо за внимание и анализ.
С уважением, Валерий.
Мастер Степанов 09.06.2015 14:45 Заявить о нарушении
История, которую Вы рассказали, очень интересна. Кое-что в стихотворении стало понятнее.
Многие стихи имеют свою предысторию. Но всё же хотелось бы, чтобы стихотворение воспринималось как самодостаточное произведение, способное производить впечатление на читателя и без пояснений.
Сверхсхемные ударения могут быть разными. Повторюсь: в стопе анапеста ударение на слог, предшествующий ударному, считается нежелательным. Если так необходимо сделать в анапесте сверхсхемное ударение, пусть уж лучше оно падет на первый слог стопы.
Объяснения насчет росы, переливающейся в лучах солнца на рассвете, - принимаю, хотя никогда, к сожалению, не наблюдала. Надо взять на заметку и как-нибудь...)
Но различные переливы теплых цветов - от медного до золотого - плохо сочетаются (с моей точки зрения)с холодным серебристым цветом, который был упомянут выше. Понятно, что там была ночь, а здесь солнечное утро, но вот этот переход в восприятии, по-моему, не совсем состоялся.
Кроме того, не могу представить, как роса серебрится ночью в тумане... Мне кажется, в тумане все оттенки блекнут.
"Копнуть" - употребление этого слова здесь стилистически совершенно выпадает из контекста.
В обоих упомянутых произведениях - Северянина и Бальмонта - использован прием ритмических и лексических повторов, но - да, соглашусь, к стихотворению Бальмонта Ваше стихотворение композиционно ближе.
Ирина Кузнецова 17 10.06.2015 01:53 Заявить о нарушении
Ирина Кузнецова 17 10.06.2015 01:56 Заявить о нарушении
Если будет желание и время, посмотрите, пожалуйста еще мои соображения.
Фраза "Как росА в лучАх сОлнца" простым движением :)... превращается в
"Как росА в свЕте сОлнца" (согласно книге В.Е. Холшевникова " Мысль вооруженная рифмами" ,стр.10- "Зато сверхсхемные ударения в 3-сложных размерах встречаются чаще, чем в 2-сложных, как в начале, так и в середине стиха. Особенно часто — на первом слоге анапеста (ударный слог в этом случае отделен от другого ударного слогом безударным). При этом сверхсхемное ударение может быть образовано как односложными, так и двусложными словами."
Правда теперь в моем случае, возможно, ударение покажется больше на "свЕте", чем "сОлнца" и тогда вообще получается трехсложник с переменной анакрузой?!
"И в моЕй головЕ онИ Ясно звучАли," здесь по сути, очевидно, та же проблема?!
.."И в моЕй головЕ Ясно тАк прозвучАли", не совсем годится,возможно, тоже, и наверняка немного лучше ?!-
"И в моЕй головЕ те словА прозвучАли,
Те слова отзвучали..."
"...не могу представить, как роса серебрится ночью в тумане"- Ночь у нас несколько раньше по тексту, и она гораздо темнее в малоосвещенных селах, чем в городах с его освещением. Здесь просто сам факт как бы более темной ночи:) "Ночь в деревне - темна... "
А в предутреннем понемногу развеивающемся тумане, думается, росу вполне можно увидеть.:)
"Копнуть" - употребление этого слова здесь стилистически совершенно выпадает из контекста."
"А поглубже "копнешь" - то ли медь, то ли бронза,
Медь она или бронза... - быть ей золотом льстит."
Попробуем изменить-
"А поглубже взгляни - то ли медь, то ли бронза,
Медяку, как ни взглянешь - быть червонцем польстит."
Принимая во внимание дополнительные замечания, что не стоит употреблять злато и золото в одном тексте.
Еще раз огромное спасибо за Ваше внимание.
С наилучшими пожеланиями,
Валерий
Мастер Степанов 10.06.2015 14:19 Заявить о нарушении
"Как росА в свЕте сОлнца" - да, ритмически так лучше. Хотя почему-то теряется ощущение рассвета.
"И в моей голове они ясно звучали" - мне больше нравится исходный вариант. Может, потому, что сверхсхемное ударение здесь не так бросается в глаза. Почему - дело тёмное.
Вводить слова "медяк" и "червонец" я бы не стала. Они как-то сразу приземляют восприятие, теряется очарование текста. От "эмпиреев" читатель низвергнут к прозаическим земным реалиям).
Ирина Кузнецова 17 12.06.2015 06:04 Заявить о нарушении
С улыбкой,
Валерий
Мастер Степанов 12.06.2015 16:27 Заявить о нарушении