Три цвета Вселенной

  Согласно древним ведическим текстам, истинный облик вселенной скрыт от глаз человека завесой богини иллюзии, Майи. Завеса, или покров, соткан из трех ГУН. Слово это можно перевести, как качество, или состояние.
  Абсолютно все , что можно назвать в этом проявленном мире, непременно является смешением гун, хотя и в разных соотношениях. Саттва, Раджас и Тамас - таковы названия гун, по сути, невозможно разделить, хотя каждую из них можно охарактеризовать вполне определенным образом.
Самое низшее состояние материи, Тамас, ассоциируется с разложением, смертью, гниением, а также с невежеством и темнотой.
Наивысшее состояние - Саттва,- включает в себя радость чистого знания, блаженство, чистоту, просветление.
Между этими крайними состояниями находится Раджас, включающий в себя весь спектр человеческих эмоций.
В своем крайнем проявлении и Тамас, и Саттва являются статичными состояниями, Тамас неподвижен в силу инерции, а Саттва неподвижна, поскольку произошло слияние с конечной целью. И только Раджас, таким образом, является состоянием динамичным, поскольку символизирует путь достижения цели.
 Чтобы лучше понять соотношения между гунами, можно воспользоваться следующей аналогией: представьте себе график, изображающий кривую, нижнее горизонтальное плато соединяется с верхним  поднимающейся ветвью.
В этом графике тамас - нижнее плато, раджас - поднимающаяся ветвь, а верхнее плато- саттва.
Но этот процесс перехода с нижней ступени на верхнюю растягивается до бесконечности. Ведь, строго говоря, процесс, достигший своего логического завершения - тот, в котором умерло движение, сам автоматически становится носителем Тамаса, то есть, позволяет перейти на более высокую ступень.
Эти рассуждения приложимы к любому процессу, идет ли речь о постижении знания или о росте какой-нибудь системы. Например, все мы помним, что социум состоит из отдельных организмов. Организм - из органов, а те - из клеток, и т.д.
 Но эту лестницу можно рассматривать и в обратном направлении. Клетка является высшим состоянием , с точки зрения органоидов, ее образующих, но низшим по отношению к организму. И так далее по всей лестнице.
Следует сказать, что понятие гуны распространяется на все части мира и нашей жизни, в том числе, и на пищу.
В ведической практике существовало множество приемов, позволявших добиться конечной цели - самадхи, в том числе, и с помощью употребления соответствующей пищи.
Подоплекой такому избирательному поеданию продуктов послужило знаменитое учение об энергетическом строении живых существ, в том числе, и человека.
Мудрецы Индии и Тибета, хоть и с разных сторон, но весьма сходно , описывают энергетические процессы в человеческом теле. Все они выделяют в человеческом организме определенные места скопления энергии, которая , в норме, циркулирует по организму вдоль определенных каналов. При этом, каждый орган генерирует энергию и находится в гармоничном соотношении с другими органами и со всем организмом через вибрации определенной частоты.
С этой точки зрения любая пища, которую мы усваиваем, обладает собственными вибрациями, которые могут или создавать диссонанс, или, напротив, гармонизировать организм.
Пища, относящаяся к гуне невежества, это пища , содержащая в себе следы разложения, то есть , пища убитых существ. Мясо, рыба, яйца - это, несомненно,
Тамас. Но, кроме того, некоторые виды растений, например, лук и чеснок, также относятся к гуне Тамаса из-за резкого запаха, а также, из-за формы головок растений. Считалось неблагоприятным фактором поедать головы, пусть и головы растений.
Пища, обладающая сладким, маслянистым вкусом, приносящая радость - это пища гуны Саттва.
Пища гуны Раджас, это , собственно, все вкусы, кроме сладкого: кислый, соленый, острый, горький, терпкий.  И связано это с тем, что каждая эмоция подкрепляется собственным вкусом.
  Поскольку индийские брамины искали просветления, то и рацион их был не просто вегетарианским, но и непременно включал в себя молоко и молочные продукты, а прокипяченному маслу - гхи, - и вовсе приписывали особые свойства.


Рецензии
Удачно я зашла сюда. Познавательно. Да, Нэт, очень интересны ведические гуны. Это тройственное присуще и славянским представлениям, но отличается от яви-прави-нави. Причем соединено и духовное и материально довольно интересно. И мне такое разделение гун пришлось по душе. Помню, в университете у нас были познавательные лекции о пище человека. Знакома и с книгой Волкова по этой теме. Сейчас пытаюсь сопоставить все свои знания касаемо питания человека. Нэт, ты привнес в мои размышления много нового. Буду еще размышлять, а пока приостановлюсь в этом отзыве. Хочется сделать некие выводы и впитать новую информацию.
С благодарностью, Анита

Анита Карелина   24.09.2017 08:54     Заявить о нарушении
Ну, Анита, о гунах я совсем чуточку написал, боялся доверчивую публику сильно пугать)) НО, при желании, можно и углубить))))

Нетар Наскар   02.11.2017 00:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.