Три цвета Вселенной
Абсолютно все , что можно назвать в этом проявленном мире, непременно является смешением гун, хотя и в разных соотношениях. Саттва, Раджас и Тамас - таковы названия гун, по сути, невозможно разделить, хотя каждую из них можно охарактеризовать вполне определенным образом.
Самое низшее состояние материи, Тамас, ассоциируется с разложением, смертью, гниением, а также с невежеством и темнотой.
Наивысшее состояние - Саттва,- включает в себя радость чистого знания, блаженство, чистоту, просветление.
Между этими крайними состояниями находится Раджас, включающий в себя весь спектр человеческих эмоций.
В своем крайнем проявлении и Тамас, и Саттва являются статичными состояниями, Тамас неподвижен в силу инерции, а Саттва неподвижна, поскольку произошло слияние с конечной целью. И только Раджас, таким образом, является состоянием динамичным, поскольку символизирует путь достижения цели.
Чтобы лучше понять соотношения между гунами, можно воспользоваться следующей аналогией: представьте себе график, изображающий кривую, нижнее горизонтальное плато соединяется с верхним поднимающейся ветвью.
В этом графике тамас - нижнее плато, раджас - поднимающаяся ветвь, а верхнее плато- саттва.
Но этот процесс перехода с нижней ступени на верхнюю растягивается до бесконечности. Ведь, строго говоря, процесс, достигший своего логического завершения - тот, в котором умерло движение, сам автоматически становится носителем Тамаса, то есть, позволяет перейти на более высокую ступень.
Эти рассуждения приложимы к любому процессу, идет ли речь о постижении знания или о росте какой-нибудь системы. Например, все мы помним, что социум состоит из отдельных организмов. Организм - из органов, а те - из клеток, и т.д.
Но эту лестницу можно рассматривать и в обратном направлении. Клетка является высшим состоянием , с точки зрения органоидов, ее образующих, но низшим по отношению к организму. И так далее по всей лестнице.
Следует сказать, что понятие гуны распространяется на все части мира и нашей жизни, в том числе, и на пищу.
В ведической практике существовало множество приемов, позволявших добиться конечной цели - самадхи, в том числе, и с помощью употребления соответствующей пищи.
Подоплекой такому избирательному поеданию продуктов послужило знаменитое учение об энергетическом строении живых существ, в том числе, и человека.
Мудрецы Индии и Тибета, хоть и с разных сторон, но весьма сходно , описывают энергетические процессы в человеческом теле. Все они выделяют в человеческом организме определенные места скопления энергии, которая , в норме, циркулирует по организму вдоль определенных каналов. При этом, каждый орган генерирует энергию и находится в гармоничном соотношении с другими органами и со всем организмом через вибрации определенной частоты.
С этой точки зрения любая пища, которую мы усваиваем, обладает собственными вибрациями, которые могут или создавать диссонанс, или, напротив, гармонизировать организм.
Пища, относящаяся к гуне невежества, это пища , содержащая в себе следы разложения, то есть , пища убитых существ. Мясо, рыба, яйца - это, несомненно,
Тамас. Но, кроме того, некоторые виды растений, например, лук и чеснок, также относятся к гуне Тамаса из-за резкого запаха, а также, из-за формы головок растений. Считалось неблагоприятным фактором поедать головы, пусть и головы растений.
Пища, обладающая сладким, маслянистым вкусом, приносящая радость - это пища гуны Саттва.
Пища гуны Раджас, это , собственно, все вкусы, кроме сладкого: кислый, соленый, острый, горький, терпкий. И связано это с тем, что каждая эмоция подкрепляется собственным вкусом.
Поскольку индийские брамины искали просветления, то и рацион их был не просто вегетарианским, но и непременно включал в себя молоко и молочные продукты, а прокипяченному маслу - гхи, - и вовсе приписывали особые свойства.
Свидетельство о публикации №115060800989
С благодарностью, Анита
Анита Карелина 24.09.2017 08:54 Заявить о нарушении
Нетар Наскар 02.11.2017 00:55 Заявить о нарушении