Логаэды. Первые пять крыш Хорея
Первые формы каждой крыши Хорея, это логаэдические минимумы Дактиле-хореических и Хорео-дактилических логаэдов, которые, в результате замены одной стопы на другую -- стопы Хорея на стопу Дактиля, -- постепенно расширяются до своего логаэдического максимума. Пример:
1. минимум ДХ, II крыши,
ДХХХ
1оо1о1о1о
максимум:
ДХДХ
1оо1о1оо1о
Видите? Если, ещё одну хорейную стопу расширить до дактильной, получится 4-х стопный Дактиль с женским окончанием:
ДДДХ
1оо1оо1оо1о ,
а это уже, как вы понимаете -- Силлаботоника.
2. минимум ХД, II крыши:
ХДХХ
1о1оо1о
максимум:
ХДДХ
1о1оо1оо1о ,
Здесь, тоже самое. Если заменить ещё одну стопу Хорея на ещё одну стопу Дактиля, то получится ещё один 4-х стопный Дактиль с женским окончанием.
И ещё. Максимум любого Хорео-дактилического логаэда, это не -- Анапест с сверхсхемным ударением на первом месте первой стопы (в данном случае 3-х стопный Анапест с женским окончанием). Примеры:
1.
Верю в Солнце Завета, -- ХД_I-а
Вижу зори вдали. -- ХД_I-а
Жду вселенского света -- ХД_I-а
От весенней земли. -- Ан2
...
Непостижного света -- Ан2ж
Задрожали струи. -- Ан2
Верю в Солнце Завета, -- ХД_I-а
Вижу очи Твои. -- ХД_I-а
/А. Блок/
2.
Бейте в площади бунтов топот! -- ХД_II-а
Выше, гордых голов гряда! -- ХД_II-а
Мы разливом второго потопа -- ХД_II-б
перемоем миров города. -- Ан3
...
Эй, Большая Медведица! требуй, -- ХД_II-б
чтоб на небо нас взяли живьём. -- Ан3
/В. Маяковский/
====================
I
а) 7м, 8ж.../6м, 7ж...
1+ (=)
А/ДХХ_____1
1- (=)
А/ХДХ_____2
Всего: 2 первые формы (1ДХ+1ХД)
II
а) 9м, 10ж.../8м, 9ж...
1+ (=)
А/ДХХХ_____1
2- (пара 1)<Х
А/ХДХХ_____2
А/ХХДХ_____3
3 первых формы (1ДХ+2ХД)
б) 10м, 11ж.../9м, 10ж...
1- (=)
А/ХДДХ_____1
2+ (пара 1)>Х
А/ДХДХ_____2
А/ДДХХ_____3
3 первых формы (1ХД+2ДХ)
Всего: 6 первых форм (3ДХ+3ХД)
III
а) 11м, 12ж.../10м, 11ж...
1+ (=)
А/ДХХХХ_____1
3- (пара 1)<2Х
А/ХДХХХ_____2
А/ХХДХХ_____3
А/ХХХДХ_____4
4 первые формы (1ДХ+3ХД)
б) 12м, 13ж.../11м, 12ж...
3+ (пара 1)>2Х
А/ДХХДХ_____1
А/ДХДХХ_____2
А/ДДХХХ_____3
3- (пара 2)<Х
А/ХДДХХ_____4
А/ХДХДХ_____5
А/ХХДДХ_____6
6 первых форм (3ДХ+3ХД)
в) 13-1м, 14ж.../12м, 13-1ж...
1- (=)
А/ХДДДХ_____1
3+ (пара 2)>Х
А/ДХДДХ_____2
А/ДДХДХ_____3
А/ДДДХХ_____4
4 первые формы (1ХД+3ДХ)
Всего: 14 первых форм (7ДХ+7ХД)
IV
а) 13-2м, 14ж.../12м, 13-2ж...
1+ (=)
А/ДХХХХХ_____1
4- (пара 1)>Д
А/ХДХХХХ_____2
А/ХХДХХХ_____3
А/ХХХДХХ_____4
А/ХХХХДХ_____5
5 первых форм (1ДХ+4ХД)
б) 14м, 15ж.../13м, 14ж...
4+ (пара 1)<Д
А/ДХХХДХ_____1
А/ДХХДХХ_____2
А/ДХДХХХ_____3
А/ДДХХХХ_____4
6- (пара 2)>2Д
А/ХДДХХХ_____5
А/ХДХДХХ_____6
А/ХДХХДХ_____7
А/ХХДДХХ_____8
А/ХХДХДХ_____9
А/ХХХДДХ_____10
10 первых форм (4ДХ+6ХД)
в) 15-1м, 16ж.../14м, 15-1ж...
4- (пара 3)<Х
А/ХДДДХХ_____1
А/ХДДХДХ_____2
А/ХДХДДХ_____3
А/ХХДДДХ_____4
6+ (пара 2)<2Д
А/ДХХДДХ_____5
А/ДХДХДХ_____6
А/ДДХХДХ_____7
А/ДХДДХХ_____8
А/ДДХДХХ_____9
А/ДДДХХХ_____10
10 первых форм (4ХД+6ДХ)
г) 16-1м, 17ж.../15м, 16-1ж...
1- (=)
А/ХДДДДХ_____1
4+ (пара 3)>Х
А/ДХДДДХ_____2
А/ДДХДДХ_____3
А/ДДДХДХ_____4
А/ДДДДХХ_____5
5 первых форм (1ХД+4ДХ)
Всего: 30 первых форм (15ДХ+15ХД)
V
а) 15-2м, 16ж.../14м, 15-2ж...
1+ (=)
А/ДХХХХХХ_____1
5- (пара 1)>Д
А/ХДХХХХХ_____2
А/ХХДХХХХ_____3
А/ХХХДХХХ_____4
А/ХХХХДХХ_____5
А/ХХХХХДХ_____6
6 первых форм (1ДХ+6ХД)
б) 16-2, 17.../15, 16...
5+ (пара 1)<Д
А/ДХХХХДХ_____1
А/ДХХХДХХ_____2
А/ДХХДХХХ_____3
А/ДХДХХХХ_____4
А/ДДХХХХХ_____5
10- (пара 2)>2Д
А/ХДДХХХХ_____6
А/ХДХДХХХ_____7
А/ХДХХДХХ_____8
А/ХДХХХДХ_____9
А/ХХДДХХХ_____10
А/ХХДХДХХ_____11
А/ХХДХХДХ_____12
А/ХХХДДХХ_____13
А/ХХХДХДХ_____14
А/ХХХХДДХ_____15
15 первых форм (5ДХ+10ХД)
в) 17-1м, 18ж.../16м, 17-1ж...
10+ (пара 2)<2Д
А/ДХХХДДХ_____1
А/ДХХДХДХ_____2
А/ДХДХХДХ_____3
А/ДДХХХДХ_____4
А/ДХХДДХХ_____5
А/ДХДХДХХ_____6
А/ДДХХДХХ_____7
А/ДХДДХХХ_____8
А/ДДХДХХХ_____9
А/ДДДХХХХ_____10
10- (пара 3)<2Х
А/ХДДДХХХ_____11
А/ХДДХДХХ_____12
А/ХДХДДХХ_____13
А/ХХДДДХХ_____14
А/ХДДХХДХ_____15
А/ХДХДХДХ_____16
А/ХХДДХДХ_____17
А/ХДХХДДХ_____18
А/ХХДХДДХ_____19
А/ХХХДДДХ_____20
20 первых форм (10ДХ+10ХД)
г) 18-1м, 19ж.../17м, 18-1ж...
5- (пара 4)<Х
А/ХДДДДХХ_____1
А/ХДДДХДХ_____2
А/ХДДХДДХ_____3
А/ХДХДДДХ_____4
А/ХХДДДДХ_____5
10+ (пара 3)>2Х
А/ДХХДДДХ_____6
А/ДХДХДДХ_____7
А/ДХДДХДХ_____8
А/ДХДДДХХ_____9
А/ДДХХДДХ_____10
А/ДДХДХДХ_____11
А/ДДХДДХХ_____12
А/ДДДХХДХ_____13
А/ДДДХДХХ_____14
А/ДДДДХХХ_____15
15 первых форм (5ХД+10ДХ)
д) 19-1м, 20ж.../18м, 19-1ж...
1- (=)
А/ХДДДДДХ_____1
5+ (пара 4)>Х
А/ДХДДДДХ_____2
А/ДДХДДДХ_____3
А/ДДДХДДХ_____4
А/ДДДДХДХ_____5
А/ДДДДДХХ_____6
6 первых форм (1ХД+5ДХ)
Всего: 62 первые формы (31ДХ+31ХД)
Свидетельство о публикации №115060803651
Начнём, благословясь… Если это часть базы, основы ("…своего рода то, от чего я отталкиваюсь в своей критике…"), то будет уместно прояснить (или исправить, доработать) несколько терминов(?) и понятий, а именно: "система минимума до максимума", "первые формы Дактиле-хореических и Хорео-дактилических логаэдов" (и прописные буквы не лучше ли поменять на строчные?), отличие "дактиле-хореических" логаэдов от "хорео-дактелических" - нет ли здесь терминологической избыточности, повтора, тавтологии? И что' есть "крыша Хорея"? (И зачем "Хорей" с заглавной?) Если я спрашиваю, то не обязательно не знаю. Однако есть оптимальный порядок изложения научных (стиховедческих в данном случае взглядов), который облегчает (делает возможным) восприятие текста большой аудиторией, если и требуя обращения к терминологическим ресурсам (словарям), то с уверенностью в том, что там найдётся расшифровка незнакомого понятия или слова. Ты же не тот юный математик, который в ночь перед дуэлью записывал свои гениальные прозрения, минуя многие этапы доказательств, ибо времени почти не оставалось. У тебя, слава Богу, время есть, так что вырабатывай последовательность и внятность. Из той же серии: "логаэдический максимум". Уже из другой оперы (вспомнились твои "йоперный балет" и "мама, не горюй") "хорейная" вместо "хореическая" стопа. Если мы сленгово сокращаем, не заботясь о красоте русского языка ("хорейная" нехорошо похоже на другую словоформу из сферы медицины ".онорейная" + 4-я литера нашего алфавита), почему бы, вообще, не досокращаться до "хорья" (и хрен с ними, с теми хорями!)? Уж всяко лучше даже что-то из "х.ст-а", "х.ст". "х-стопа" и т.д.
Отшлифуй изложение, тогда попробуем поговорить и по сути. Раньше, даже когда сочинение писали, были черновик и чистовик.
С уважением.
08.11.2015 15:02
Рихард, не волнуйся ты так. А то снова переходишь на невежливый тон: "вы цепляетесь к словам", " не говорите ерунду", "вы поэт ли вообще". Кроме того, ты, волнуясь, начинаешь путать логическую канву беседы, быть может, неумышленно или не совсем умышленно (как бы соглашаясь со своим внутренним "защитником", потворствуя ему…), хуже если полуосознано! Разумеется, при полном осознании ты бы вёл себя вежливее и осторожнее. Доходит ли до тебя суть моей мысли? Или твой "защитник" поднашепчет тебе очередную порцию оскорбительных формулировок, которые у тебя будет искушение выдать "на гора'" в качестве "самозащиты"? Лечи "медвежью" болезнь, в которой ты сам, Рихард, признавался Тимофею Бондаренко. У тебя в очередной раз плохо со слухом, если ты поэта от непоэта отличить не можешь. И зачем ты мне этот полу- и псевдориторический вопрос с оскорбительным душком задаёшь? Тебе Юрий Петрович говорил как-то примерно следующее: "Я тебе про Ерёму, а ты мне про Фому". Ты ошибки делаешь и в своих схемах. И я тебе это показал. А ты вместо того, чтобы признать свою безграмотность в этом моменте и сказать, что ты не прав, начинаешь возмущаться академиками-стиховедами, как будто это они разбирали и напортачили, а не ты. И не напускай дымовую завесу, пытаясь прикрыться википедией и диалогами стихирян. Не пытайся уйти от темы Ты попросил меня не церемониться особо, разбирая твои ошибки, так я это и делаю. Поблагодари меня и исправляйся. Не ты меня учишь, но я тебя. (Однако же и эта констатация нисколько не мешает и мне учиться в общении с тобой, т.к. все есть наши учителя…). Ещё раз, если ты не понимаешь (или не хочешь понять). Вот твой текст.
"Итак, система минимума до максимума первых форм Дактиле-хореических и Хорео-дактилических логаэдов, каждой из крыш Хорея, проста."
И что' ты написал? Это же Шыдэвр! Ты этого не видишь? Ты, Рихард, уснул что ли в одеялах самопридуманных или самовозникших терминов, сленга, своеобразных жаргонизмов? Тебе уютно, почти всем непонятно, кто-то ещё и похвалит, редко кто укусит, ибо напустил ты дыму и не всем видно за что кусать. Да и кусачие-то ведь не все.
"Первые формы каждой крыши Хорея, это логаэдические минимумы Дактиле-хореических и Хорео-дактилических логаэдов, которые, в результате замены одной стопы на другую -- стопы Хорея на стопу Дактиля, -- постепенно расширяются до своего логаэдического максимума."
(конец цитаты)
Ты обязан дать внятную расшифровку непонятных "терминов" и неясных понятий в своей работе. А ты знаешь, Рихард, чем в данном случае отличается смысл слов "термин" и "понятие"? Понимаешь почему я упомянул две этих категории? Или тебе нужно разжевать? Помниться ты говорил мне обо мне как об очень умном собеседнике. Так не стесняйся признать, если чего-то не можешь понять. Это нормально.
08 18:30.11.2015
С удовольствием продолжу продуктивный диалог, но вероятно завтра. А пока поблагодарю тебя за напоминание о статье Гаспарова о Брюсове, которую уже наполовину перенёс в свой дневник. Предлагаю и тебе, если у тебя есть такая техническая возможность, потихоньку (или более споро) переносить подобные материалы в дневник, чтобы интересующиеся могли ознакомиться. Если что-то тебе в сети недоступно, можешь сказать, попробую в первую очередь отыскать именно это. Насчёт "вики-педически-хучёных мужей"… есть у меня произведение "Чем нас кормит википедия". Там правда "палеонтологи", а здесь "стиховеды", но результат может быть плачевен независимо от области вики-науки.
С уважением.
Гавриил Тишков 08.11.2015 19:23 Заявить о нарушении
ДХХ_____1 -- ДАКТИЛЕ-хорей:
1001о1о -- потому что интервал безударных слогов между двумя первыми ударами равен двум. Соответственно, ПЕРВАЯ ФОРМА этого 3-стопного ДХ-Логаэда будет:
Дактиль + 2 Хорея,
123 | 45 | 67
1оо | 1о | 1о
Осени сердце бьётся
~
Далее, Дактиль идёт вперёд и получается,
ХДХ_____2 -- ХОРЕ-дактиль:
101оо1о -- потому что... Соответственно, ПЕРВАЯ ФОРМА этого 3-стопного ХД-Логаэда будет:
Хорей + Дактиль + Хорей,
12 | 345 | 67
1о | 1оо | 1о
Сердце осени бьётся
~
Если же Дактиль пойдёт ещё дальше, то это будет 3-стопный Хорей с дактилическим окончанием:
ХХД -- 1о1о1оо
Бьётся сердце осени
Поэтому-то, первая Крыша Хорея и состоит, только из ДВУХ Логаэдов.
~~
Вам это понятно? Нормальное доказательство?
Рихард Мор 2 08.11.2015 15:13 Заявить о нарушении
Гавриил Тишков 08.11.2015 15:23 Заявить о нарушении
Ещё раз повторяю, давайте вначале о простом. Вы поняли? Вы согласны? Гавриил, прошу вас, только по существу.
Рихард Мор 2 08.11.2015 15:33 Заявить о нарушении
"Любила семь веков подряд
Тебя, случайный встречный!
Но, отведя смущённый взгляд,
Простилась в памяти навечно."
Схемка:
12345678
о1о1о1о1
о1о1о1о
ооо1о1о1
о1о1ооо1о
Ямб 4/3ж/4/4ж
Нарушение симметрии Я4 налицо. И это ясно.
Вы, в рецензии http://www.stihi.ru/rec.html?2015/11/06/9349 пишете:
"...второй стих, по отношению к остальным семи, имеет на одну стопу меньше, являясь 3-ст. ямбом:
Тебя/, случай/ный встр/ечный!"
Собственно, опять же, без всяких справочников и прочих пособий, доказательство налицо. В двух словах. Просто и ясно. Браво, Гавриил! Да, но давайте посмотрим на другую рецензию:
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/09/02/1525
Катя, в 1 катрене сбой размера!
Проскуряков Владимир 02.09.2015 07:15
•
Нет... Это просто пиррихий (пропуск ударения на ритмически сильном месте). В двухсложном метре (в моём случае это ямб) не избежать этого с трёхсложными (и более) словами. А сбоя в размере нет: везде четырёхстопный ямб.
Екатерина Каргопольцева 2 02.09.2015 20:08
~
"...В русском стиховедении при помощи пиррихия пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы (ипостас, например, В. Брюсова), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп [1] отпадает и понятие пиррихий для русского стиха." (Википедия)
Проскуряков Владимир 03.09.2015 03:38"
~~~
Гавриил, позвольте, вас спросить, -- пока по не принципиальному вопросу, -- что это за википедический трёп, если можно было сделать так, как это сделали вы?
Рихард Мор 2 08.11.2015 16:33 Заявить о нарушении
Мы будем говорить о деле?
С почтительностью,
Рихард Мор 2 08.11.2015 18:08 Заявить о нарушении
Гавриил Тишков 08.11.2015 18:32 Заявить о нарушении
Вопрос первый: Зачем тогда приходить и говорить о нарушении Размера?
Вопрос второй: Зачем вы, мне говорите о каких-то там терминах, и прочей словесной эквилибристике, если наши многоуважаемые мужи постановили об отказе стопной теории?
Касательно же моих ошибок, то они, таковые, лишь в сонных глазах глухарей. Стихи, пишутся не по словарям. Но, если кому-то хочется, пожалуйста. И,
если вы желаете, то, пожалуйста, да, согласен, согласно ПРАВИЛЬНОГО ПО СЛОВАРЮ ударения в слове жерло, я неправильно начертил схемку. Вы довольны? Есть ли ещё какие-нибудь у меня ошибки. Гавриил, покажите мне их, и поверьте, я, всегда извинюсь. Хм, а вы?
С уважением,
Рихард Мор 2 08.11.2015 18:39 Заявить о нарушении
II КРЫША ХОРЕЯ
ДХХХ_____1
ХДХХ_____2
ХХДХ_____3
1001о1о1о -- Логаэд. МИНИМУМ ДХ
1о1001о1о -- Логаэд. МИНИМУМ ХД
1о1о1001о
ХДДХ_____1
ДХДХ_____2
ДДХХ_____3
1о1001001о -- Логаэд. МАКСИМУМ ХД
1001о1001о -- Логаэд. МАКСИМУМ ДХ.
1001001о1о
~~
Ещё раз. Компануем ДХ и ХД отдельно:
ДХХХ_____1
ДДХХ_____3
ДХДХ_____2
1001о1о1о -- Логаэд. МИНИМУМ ДХ
1001001о1о
1001о1001о -- Логаэд. МАКСИМУМ ДХ.
ХДХХ_____2
ХХДХ_____3
ХДДХ_____1
1о1001о1о -- Логаэд. МИНИМУМ ХД
1о1о1001о
1о1001001о -- Логаэд. МАКСИМУМ ХД
~~
Вот. Понятно?
С уважением,
Рихард Мор 2 08.11.2015 19:14 Заявить о нарушении
С пониманием,:-|
Рихард Мор 2 08.11.2015 19:18 Заявить о нарушении
С уважением,
Рихард Мор 2 08.11.2015 19:28 Заявить о нарушении
"
По-видимому? Странно.
"«Ломаные» делятся на «ямбо-анапестические», «дактило-хореические» (примеры — из тех стихов, которые мы теперь называем дольниками) и «собственно ломаные» (пример из чистой тоники: «Я действительности нашей не вижу…»)."
Ага, значит это ещё и чистая тоника. Заметьте, Гавриил, вряд ли этот пример определения от Брюсова. Впрочем, без разницы. Смотрите:
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/09/08/9194
Да, Гавриил, вот так смешно, опять и снова наши глухари соловьёв пению учат.
А вам, спасибо за дневник. И, за ещё один пример определения стиха, -- который был определён неправильно, нашим многоуважаемым стиховедом. Да, Гавриил, на один и тот же Призрак, Гаспаров выдаёт три определения. Ха!
С уважением,
Рихард Мор 2 08.11.2015 21:17 Заявить о нарушении
Брюсов-стиховед, Брюсов-стихотворец:
http://www.stihi.ru/diary/tishkov1969/2015-11-08
Рихард Мор 2 08.11.2015 21:20 Заявить о нарушении