Моя Цветаева

Однажды , в конце 70-х годов, я увидела на тумбочке в общежитии у сестры сборник стихов , маленький , жёлтого цвета. Цветаева. Ни о чём не говорит. Открыла , пробежала глазами - ничего не понятно. Теперь, спустя годы, спрашиваю у сестры : откуда он появился у тебя ? Историк , она отвечает : не помню. Да и не читала она её. А я запомнила фамилию . Потом в программе по литературе появился раздел : Возвращённые имена . Среди прочих - Цветаева . Надо читать, ведь должна я детям что - то рассказать. И началось ! Что ни стих - открытие. То слёзы, то восторг узнавания себя, то вопросы , то открытия... Прочла всё, что доступно было. Потом повезло увидеть и взять в библиотеке её прозу. Потом - купить сборник- её переписку. Прочла всё доступное. Интернета не было. 80- е годы.
Однажды в начале урока в 8 классе зашла в класс инспектор из отдела образования. Тема - Цветаева. Какая случайность! А класс был вышколенный, исполнительные дети, так как в начальных классах их учительницей была жена директора школы, не пошалишь ! На прошлом уроке я детям рассказала о ней , что можно, много читала наизусть и задание дала : выучить понравившееся стихотворение Цветаевой. И что вы думаете ? У инспектора отвисла челюсть , простите за выражение , иных слов не подберу : один за другим дети выходят и шпарят наизусть такие стихи ! Какие ? Да некоторые я сама не знала наизусть! Просто взяли исполнительные детки и заучили. Но и это ещё не всё. В конце проверки приезжает инспектор и говорит завучу : подготовьте к пед. конференции выставку о её ( моём) опыте работы . Я, не желая причинять неудобства завучу, ( вот дура , правда?) вклиниваюсь : нет, я уезжаю из села, буду работать в другой школе , подготовьте лучше материал о нашей Заслуженной учительнице - и называю фамилию. Инспектор отвечает : откуда Вы знаете, может, мы Вам собираемся дать заслуженного , я , говорит, в первый раз вижу, чтобы ВСЕ дети наизусть Цветаеву читали. Впрочем, к чему я это? А к тому, что СЕГОДНЯ днём с огнём такого не найдёте в школе...
Когда я начала работать в другой школе , мне уроков не дали, стала работать вожатой. Это значит, появилось свободное время - во время уроков . Начала я писать стихи .
И раньше писала - в детстве, в студенческие годы. Но теперь писала «по- цветаевски « : с болью, с надрывом , копаясь в глубинах души.
Потом прочла «Повесть о Сонечке « О чуде любви . Так много стихов посвятила Марина Сонечке Голлидей.! Прочла с трепетом письма к Пастернаку . «Хотеть – дело тел , а мы с тобою друг для друга - души» . « Как странно, что при таком таланте ты – женщина».
«Рас – стояние: вёрсты, мили… Нас рас – ставили, рас – садили…»

Но главное в её наследии , конечно же, - стихи ! Такие стихи, что болела ими столько лет. А сейчас - ровная, спокойная любовь .
«Поэтов путь : жжа, а не согревая, рвя, а не взращивая, - взрыв и взлом - твоя стезя, гривастая кривая, не предугадана календарём !»

А потом было чтение книги Анри Труайя « Марина Цветаева» , вышедшей в 2003 году. И обида за Марину. Хотя этот французский биограф и утверждает, что опирался только на факты , ( которые ему представлялись достоверными ) , но я не верю ему. Ибо написано без любви, ради информации … Нет , не такая моя Марина ! Не может француз понять и полюбить образ русской женщины , поэта.

Придя на сервер «Стихи. Ру « , я прочла книгу Татьяны Костандогло «Версия убийства Марины Цветаевой «. Да, убийства ! И журналист Костандогло сделала всё возможное, чтобы доказать этот факт . Благодаря этой книге я познакомилась с ней , и она обратила внимание на мой стих «Марине Цветаевой « и взяла его на страничку «Альбом Марины « , открытый Рутой Марьяш.

А роман мой с Мариной продолжается . Её строчки всегда у меня в памяти , и я при каждом удобном случае знакомлю людей с нею , с её стихами.

«Кабы нас с тобой – да судьба свела - ох , весёлые пошли бы по земле дела ! не один бы нам поклонился град, ох , мой родный , мой природный, мой безродный брат !»


Рецензии