Самопроизвольно открылся рот...

                Подборка рассказов "Яшка Турз"

      Без причины ничего не бывает. А если их множество – ничего хорошего быть и не может. У Яшки жить без «лишних» денег причин было множество. Его поколению их перечисление представится навязчивой мелочью – оно вполне ощутило проблемные причины своего века на собственном опыте. Новому же поколению ничего подобного ощутить не дано – оно атрофировано  массированной пропагандой различного толка, поп-безмозглостью типа дорзомании, пристрастием к наркоразвязности, испокон осуждаемыми и отвергаемыми нормальным человеком. Ему смешно даже слышать «чушь», несомую устаревшим  быдлом. Так это или иначе, но у Яшки лишних денег не бывало.               
       Он рано похоронил свою мать. Старший брат мотался по городам и весям, прося помощи. На его попечении осталась младшая сестрёнка, действительно нуждавшаяся в ней. По условиям работы жил почти отдельным от семьи «столом». Учился поздно и только за свой счёт. Деньги от продажи недостроенного дома – (более половины) – отдал тётке - (младшей сестре матери), чтобы она с большой семьёй смогла переехать из совершенно опустевшего посёлка «Овражный» в посёлок «Варгатёр», поближе к родственникам мужа, купить там дом. Позднее она получила денежное возмещение за имущество репрессированного деда и его семьи. Пыталась отдать Яшке его долю-(долю Яшкиной матери), он её не взял. Из этого следует, что деньги всё-таки были. Но лишних – не было. Поэтому никогда не приходила мысль купить автомашину. Поэтому не состоял в очереди на её покупку.
       Мысль купить её пришла  Яшкиной тётке – Анне Иосифовне. Её мужу,  Леониду Петровичу, ветеринару колхоза, а сезонно – комбайнёру, выделили внеочередную автомашину «Запорожец». Обременённые семьёй они не могли её взять себе. Но могли купить для Яшки. Тётке такой вариант очень импонировал.
       Пришлось  мобилизовать все возможные ресурсы и Яшка увёз их в Варгатёр. Одет был легко, надеясь вернуться скоро и в тёплом транспорте. Оказалось, за машиной нужно ехать в Томск. Поехали трое: муж тётки - покупатель, автомеханик совхоза Василий  Петрович-(брат Леонида) – водитель и будущий владелец автомашины - Яшка. Поехали на совхозной машине ГАЗ-53 попутно и в тепле. Но к приезду в Томск ударил   сорокаградусный мороз. На базе сельхозтехники, где производилась автопродажа, автомашины разными способами с трудом разогревали и едва заводили. Особые трудности возникали с «Москвичами-412». Они не были заправлены тосолом. Горячую воду в такой мороз считали по каплям. Их заводили, таская на буксире. «Прикуривали». У них не крутились колёса. Они насквозь окоченели, как Яшка. Уже в момент покупки он промёрз, прозяб, продрог до костей. Воспринял за великое счастье покупку Запорожца, а не Москвича. Он не знал ещё, какие сюрпризы преподнесёт ему «удачная» покупка в ближайшие часы и в неведомом будущем. Чудом «завелись», чудом поехали. Движению противилась вся промёрзшая ходовая часть.            
       Леонид Петрович, в полушубке и валенках, с начала пути погрузился в дрёмное состояние и невозмутимо пребывал в нём, пренебрегая все дорожные обстоятельства. Сразу запотевшие и обмёрзшие стёкла салона оттаяли только не скоро пришедшей весной. Печка не то чтобы греть – вообще ничего не могла и не хотела. Яшке так и не удалось понять по какому наитию  Василий, опытный механик и водитель всех видов сельхозтранспорта, вёл  покупку по улицам Томска и дороге в родной Варгатёр. На лобовом стекле, в самой нижней его части, оставалась только узенькая полоска не затянутая изморозью. Через неё едва можно было увидеть небольшую часть дороги перед колёсами. Неслучайно поэтому, они постоянно «втыкались в придорожные сугробы и не всегда выбирались из них своим ходом. В таких случаях Яшке приходилось выходить из промёрзлого салона на открытую, пронизанную ветром ледяную стужу, отгребать снег, «голосовать», лезти с буксирным тросом под машину, чтобы за что-то его зацепить, а потом и отцепить…  Не гнулись ни руки, ни ноги, всего насквозь охватывала дрожь. Он не раз вспомнил, как совсем недавно у Колпашева на Оби, под лёд провалился автобус с пассажирами. Некоторые, успевшие выпрыгнуть из него, ныряли в ледяной провал, надеясь спасти своих близких. Это было ужасно представить себе. Теперь, насмерть  окоченевающему под машиной Яшке, ледяной провал казался только спасительной ванной, в которую можно окунуться, чтобы немедленно не окочуриться.
        Позднее Яшке было трудно  сообразить, как им удалось живыми доехать до Варгатёра, где их ждала тётка Анна Иосифовна с горячими пельменями и согревающими напитками.
       Через два года «Запорожец» с облегчением, за полцены был продан соседу, находившему в этой изумительной конструкции достоинства, начисто отсутствующие во всех прочих  подобных изобретениях. И был счастлив настолько  явно, что Яшка с семьёй, во избежание чёрной зависти, предпочёл  сменить место жительства. А счастливый сосед (уже ставший бывшим соседом), оказалось - был лихачом с рекордсменским замахом. Потому  его  звёздной мечтой и был именно  «Запорожец»! Но всему есть мера… Скорости – тоже. Однажды ему удалось набрать скорость, превышающую скорость распространения звука. Знатокам известно – двигатель  у  «Запорожца» расположен  на задней стороне шасси.  И звук – (имеется ввиду  грохот двигателя), начал отставать. Естественно, в салоне воцарилась тишина…   Какое-то время импортный «скакун» попрыгал по дорожным  буграм  и молча остановился. Лихач – (бывший сосед), открыл капот над двигателем и, от удивления - (самопроизвольно и ещё шире), у него открылся  рот…   Двигателя в двигательном отсеке не было! Поразительный факт  не укладывался ни в какое воображение! Одновременно поставлено три рекорда  Гиннеса:
- колёсное сооружение, при движении по земле, превысило  скорость распространения звука!
- оно превысило эту скорость без двигателя!
- невероятное событие произошло на «обустроенной» российской цивилизацией дороге!
          Было чему удивляться и чем гордиться!...
          Однако, следом, потихоньку попрыгивая на дорожных ухабинах, двигался на таком же импортном «скакуне» инвалид ВОВ.  Он, в своё время, преодолел не только  всякие трубы, но и много разных дорог. Много повидал разного. Но валяющийся на дороге двигатель от Запорожца увидел впервые. Он валялся  метрах в пятидесяти от своего хозяина.
          Недоумевающему рекордсмену он вразумительно объяснил: двигатель «чудо машины» Запорожца, передней частью подвешен на металлическом коромысле.  Если, по какому-то случаю разрушится центральная подвеска коромысла – двигатель просто не может не упасть на дорогу. Гордиться не осталось чем. Но и расстраиваться очень не стоило. Ведь двигатель грохнулся на нашу дорогу. И изуродовать её сильнее, чем это удалось её  создателям, никак не мог, если бы даже придорожился  с космическим  ускорением!...


Рецензии