10

    Итак, мы обращаем внимание на Переживание. Но не на любое, а на то, которое является очень сложным человеческим состоянием, моментом его углублённости в себя и в мир одновременно, и поэтому предстающим крайне странно, как вспышка, молния, озарение, потрясение и несмотря на свою уникальность и неповторимость, положительную или негативную окраску, всегда отличное от всего остального. Нетрудно показать, что повседневные человеческие состояния таких характеристик не имеют, они, как правило, хаотичны, частичны, реактивны(т. е. завязаны на внешний предмет - возникают как реакции на внешние события), либо наоборот предстают, как "впадение" в свои собственные эмоции, которые однозначно окрашивают и весь остальной мир - тоска, страх, уныние, обида. Вся совокупность этих состояний, привычно именуемая нами жизнью, всё время болтается "между-между": между объектом и субъектом(причём человек не обязательно выступает только как субъект, он не менее часто оказывается и объектом, и таковым, его чаще всего, делают другие люди), между упорядоченностью и хаосом, между осознанностью и бессознательностью и т.д., эти состояния, они всё время, как бы находятся - ни там, ни тут, это состояния - оборотни, по меткому выражению одного из современных философов. Они - то одни, то другие, и у них нет чётких характеристик. И вот этими оборотнями наполнена большая часть нашей жизни. Именно поэтому, она не случается, не происходит, не сбывается, а просто "живётся как живётся" и под старость мы говорим: "как быстро время пролетело и вспомнить то нечего, или есть чего - раз, два, три... и не более..."
Однако для человеческой природы возможно большее. Не секрет, что сама человеческая природа создаётся, созидается, Историей и Культурой, и те люди, что сегодня живут на планете Земля в разной степени "сделаны" человеками - одни Культуры оказываются более развитыми и цивилизованными, другие - менее, История многих народов находится на различных уровнях. Такое же неравенство можно вычленить и внутри одной и той же Культуры, поскольку людям свойственно в разной степени воплощать достижения цивилизации. Не говоря уже о "гениях", что явственно отличаются от обычных людей или талантливых и не талантливых людях. Поэтому, визуально, "на глаз" везде царит неравенство и привести людей к полной уравниловке никак невозможно и даже чревато плохими последствиями. В чём же тогда заключается гуманизм? В том, чтобы дураку толерантно не говорить, что он дурак, а слабому врать, что он сильный?! Конечно, не в этом. Подлинный гуманизм заключается не в том, чтобы быть "с людями помягше да подобрее", как нам вещают многие "доброжелатели", радеющие за "обиженных" всей душой)) это всего лишь сладкая пилюля, а не гуманизм. Для подлинного гуманизма нам надо показать, что делает человека Человеком - индуса, японца, европейца, папуаса, первобытного человека и современного человека - что делает их, каждого - Человеком? Почему они все, при всей своей разности - человеки, люди? И что означает вот эта банальнейшая фраза, которую мы частенько употребляем, вовсе, как следует, над ней не задумываясь - "надо быть человечнее", это как? Смелее, быстрее, добрее - это нам более-менее понятно, а человечнее?...
Столь некороткий экскурс к гуманизму был произведён нами неспроста. Дело в том, что я берусь смело и дерзко утверждать, что не рефлексия(ум, разум, мышление, как её понимают в уже ставшем виде) отличает человека от мира животных или говоря предельно точно, не это КАРДИНАЛЬНО отличает Человека и остальную Природу. Кардинальное отличие лежит в царстве Свободы, поскольку вся Природа, из которой мы выходим покоится лишь на причинно-следственных связях, т. е. на царстве бесконечной несвободы, её противоположностью может являться только царство Свободы, где всё - причина самого себя. Но Разум ли и рефлексия ведут нас туда? К Свободе? - Да, отвечаю я, именно они - нас ведут, но не доводят. Почему? Да, потому что рефлектирующее существо, способно отстраниться, освободиться от всего мира, освободить себя от всего, но! только не от самого себя... Рефлексия - есть свобода от всего, кроме самого себя. А нам нужна полная Свобода!
И здесь, приоткрывается, интереснейший занавес всей мистерии человеческого становления, за которым мы неминуемо наталкиваемся на то Переживание, о котором стараемся написать.


Рецензии