Вначале было слово...
С 1968 по 2011 год редакция Автозаводского районного радио в Нижнем Новгороде вела постоянную работу с юными корреспондентами. Более четырех десятилетий выходили в эфир передачи для подростков. Это своеобразный творческий рекорд. За это время в литературно-юнкоровском клубе при Центре творчества детей и юношества занималось около тысячи мальчишек и девчонок. Ребята овладевали различными специальностями: репортера, звукооператора, пользователя персонального компьютера… А начинались занятия с того, что ребята учились внимательному чтению, вслушивались в звучание слов.
Многие из юных корреспондентов стали профессиональными журналистами и словесниками. В принципе в применявшихся методах работы нет ничего сложного. Просто свободно, без поучений, общались с ребятами. Я старался относиться к ним, как к равным. Нередко говорил: «Журналистике нельзя научить, ей можно научиться». Или: «Ваш радиосюжет должен быть интереснее, чем у профессиональных журналистов. Если материал окажется слабее, его просто не выпустят в эфир». Юные корреспонденты сначала удивляются, затем задумываются. Но сколько восторга, когда слушаем вместе радиопрограмму для подростков, идущую в эфире. Радость приносит особое чувство самоутверждения: «Люди, я могу!»
О том, как все начиналось, можно прочитать, например, в книге члена Союза писателей России Александра Григорьевича Высоцкого «Юбилейный вечер». Книга вышла в 2002 году в Нижегородском издательстве «Арабеск». Ее автор, поэт Александр Высоцкий вспоминает о том времени, когда он был юным корреспондентом:
«Школа – это не только одноклассники, не только учителя. Это еще все, что и за стенами школы тоже. У нас было увлечение журналистикой, газета «Автозаводец» и районное радио. Мы хотели оставить свой жизненно значимый след. Если бы не было удивительно доброжелательной атмосферы у нас тогда так, может, я бы и не стал заниматься журналистикой профессионально».
За четыре десятилетия работы клуба ребята монтировали радиопрограммы, используя три принципиально различные технологии:
1. Склейка пленки уксусной эссенцией.
2. Подгонка пленок на пяти студийных магнитофонах размером со стиральную машину.
3. И, наконец, одними из первых в Нижнем Новгороде, еще в девяностых годах прошлого века, перешли на изучение и активное применение информационно-компьютерных технологий.
Вот только несколько фактов из биографии нашего объединения последних лет.
В 1995 г. клуб становится призером творческого конкурса, организованного областным департаментом социальной защиты и занятости населения. В конкурсе принимали участие более пятидесяти профессиональных редакций газет, радио и телевидения Нижегородской губернии.
2002 год. Ученица 111-й школы Аня Силантьева становится победительницей конкурса «Золотое перо» на областном фестивале детской и юношеской прессы в Нижегородском областном молодежном Центре «Лазурный».
2002-2003 учебный год. Участники литературно-юнкоровского клуба впервые перешли на монтаж программ для подростков для районного радио с помощью персонального компьютера. Весь технологический цикл подготовки радиопередач юные журналисты Центра творчества детей и юношества выполняют самостоятельно.
В 2003-2004 году при участии юных корреспондентов впервые записан аудиодиск «Автозавод литературный». На нем звучат голоса автозаводских поэтов. Кроме того, на основе сюжетов «Автозавода литературного» на районном радио организован новый цикл программ. Сейчас в нашей фонотеке около 50 авторов, и все они – замечательные, интересные, увлеченные творчеством люди. Поэтическая география расширяется. Новый проект называется «Нижегородчина поэтическая». Началась работа над DVD-диском в формате mp.3, время звучания которого около 50 часов!
Несколько лет наши ребята дружили с Николаем Александровичем Культяповым, кстати, лауреатом премии конкурса «Золотое перо Руси» 2007 года в номинации «Очерк». При встречах с этим человеком школьники искренне удивляются неисчерпаемым возможностям русского языка.
В прошлом Николай Александрович – сотрудник Государственного Комитета Безопасности, теперь словесник-экспериментатор. Написал книгу «Ольгин остров», где 18 тысяч слов и все на букву «О». За эту необычную работу занесен в книгу рекордов России «Диво». Затем написал роман «Приключения пехотинца Павла Петрова». В нем 86 тысяч слов и все на букву «П». За этот филологический эксперимент Николай Александрович занесен в Книгу рекордов Гиннеса. На встречах он не устает говорить, что каждому человеку необходимо в жизни увлечение, искренний интерес к какому-либо виду деятельности. Затем продолжает:
«Главное, чего в жизни не хватает, - это времени. И я очень сожалею, что, будучи в вашем возрасте и постарше, я терял его впустую. Я бы столько мог полезного сделать, столько мог бы написать, но, к сожалению, упущенного уже не вернешь. Поэтому не теряйте времени впустую. Поменьше смотрите телевизор. Лучше почитать хорошую книгу. А раз уж вы решили стать журналистом, и, может быть, даже это будет вашей профессией, то я вам что посоветую. Выход один: как можно больше читать, и как можно больше писать».
На одной из встреч со школьниками Настя Мартьянова – студентка филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского сказала:
- Мы недавно были в университетской радиостудии. Студенты третьего курса на компьютере делают то же, что здесь – семиклассники…
Такие слова дорогого стоят.
Особый проект – беседы с ветеранами Великой Отечественной, создание аудиоархива их воспоминаний. Такие записи наши юнкоры вели более четырех десятилетий. Увы, сохранено не все.
Вы, конечно, заметили, что пишу я в прошлом времени. Теперь не стало районного радио, кстати, единственного в городах-миллионниках в России. Четыре года не проходят занятия в клубе. Впрочем, по сей день есть группа в контакте, в составе которой более шестидесяти человек. Убежден: доброе дело можно возродить. Было бы желание и у ребят, и у взрослых. Потому что такая работа – пример подлинного творческого сотрудничества воспитанников со взрослыми. При этом не требуется больших затрат. Звук качественно можно писать и монтировать на весьма дешевом по сегодняшним временам компьютере. А встречи проводить по скайпу, по сути, в круглосуточном режиме
На мой взгляд, главная цель литературно-юнкоровского объединения – не столько профессиональная ориентация, сколько возможность для каждого ребенка-подростка, без какого-либо отбора, испытать себя. А еще чрезвычайно важно прислушаться к подросткам, дать им возможность проявить себя в конкретной деятельности. Искреннее, вдумчивое слово – это тоже дело. Причем, ох какое нелегкое – во все времена.
Свидетельство о публикации №115060505296
Большое спасибо.
С уважением -
Людмила Чудаева 19.06.2015 16:54 Заявить о нарушении