Мышли. 9. О лингвоигре отшибки

В средней школе у меня по русскому языку было 4 с минусом, поскольку при существующей методике преподавания это был один из самых неинтересных предметов. И быть бы мне совсем двоешником, если бы не лингвистические ИГРЫ. Самая простая из них – игра в слова: кто больше составит слов из букв заданного слова. Иногда кто-то из взрослых задавал словесную головломку – типа: придумать слова, оканчивающиеся на «со». Большую помощь в повышении моей грамотности в 5-7 классах оказало также решение кроссвордов, которые я находил в журнале «Огонек». Тогда же мне попалась занимательная книжка Г.Успенского о занимательных моментах в языке. За неделю чтения я узнал о русском языке больше, чем за десять лет учебы в школе! Но, судя по всему, министерству образования этот факт остается неизвестным...

Но вот три года назад я возобновил свое занятие по забавному словообразованию, которым я немного занимался в диссидентскую пору в 1977-82 годах в значительной степени под влиянием коллеги по самиздатскому журналу «Поиски» и блистательного мастера по перевертышам Володи Гершуни. Первые 70 отшибок (так я называю свои словесные находки сегодня) я опубликовал в сатирической повести «Заибанские страдания» (под псевдонимом В.Грин). Все они были на тему ресторанного меню, поэтому испытать свои способности  в других областях желания как-то не возниикало. Забавных слов за пределами меню в то время я знал лишь два: «влю****ство», изобретенное моим коллегой по преподавательской работе в Институте управления Михаилом Мушниковым, и народное «вошьдь».

А в начале 2012 года я заметил, что уже и сам изобрел с десяток смешных слов. Время от времени я вспоминал эту тему, и постепенно на ум приходили новые слова. В какой-то момент я понял, что создане новых слов можно организовать производительнее. Ну и после этого они посыпались как из рога изобилия...

А теперь о главном: в чем состоит польза игры ОТШИБКИ? А состоит она в следующем:
– побуждает обращать внимание на КАЖДОЕ слово, причем без принуждения, с интересом и с увлеченем;
– вынуждает перебирать все смыслы исходного слова и, следовательно, существенно его изучать и тем самым волей-неволей повышать свою грамотность;
– изобретать огромное число ошибок для данного слова и в каждом новом варианте пытаться найти оригинальный смысл; таким образом, новые слова описывают невиданные слова и явления и тем самым дают волю неограниченной фантазии;
– и лазить, лазить по словарям...

Так что если хотите приобщиться сами или приобщить своих детей к полезному наркотику, попробуйте поиграть в ОТШИБКИ.

У игры есть и еще одно полезная сторона: она учит СИСТЕМНОЙ оценке вещи. Оказалось, чо к новому словечку можно применить практически все ценностные критерии – эстетические, логические, этические, идеологические и т.д. Не знаю, были ли запрещены какие-либо слова во времена Гитлера и Сталина, но несколько слов из моего словаря, причем ни сколько не матерных, цензура запретила – оказывается, некоторые слова (не фразы!) противоречат российскому законодательству! Кроме того, цензура удалила у меня текст, состоящий только из ТОЧЕК! Афигеть! Как говорили в старые времена, морозм крепчает... Но не будут друзнить зверя, ибо, как писал великий Галич, «Ох не надо бы вслух, ох не надо бы!..», а потому ближе к теме.

При рождении каждой отшибки участвуют три семантические единицы: прототип (исходное слово), подлежащее (новое слово, или отшибка) и сказуемое – определение подлежащего.

Так вот, удачная отшибка характеризуется следующими параметрами:
– смысл отшибки противоположен смыслу прототипа (например, народная отшибка: вождь – вошьдь);
– ошибка малозаметно отличается от прототипа либо по написанию, либо по произношению (так, по написанию вошьдь – не лучший случай, а по произношению – самое то!);
– прекрасен случай, когда прототип вообще не меняется, но ему дается новое определение (сказуемое) с кардинально иным смыслом.

Неудачными я считаю отшибки, в которых:
– обыгрываются национальности, конкретные религии, названия населенных пунктов и стран, а также в какой-то степени имена людей (поскольку некоторые люди, и особенно ДЕТИ, насмешку над героями из известных анекдотов – Нинкой, Петькой, Васей... – относят на свой счет);
– высмеиваются физические недостатки инвалидов;
– трудночитаемые и труднопроизносимые;
– отшибки, у которых смысл и написание сказуемого и прототипа во много совпадают.

Ну вот, экспромтом как-то так. Лингвисты могут разобрать эту тему обстоятельней.

Так что успеха вам!


Рецензии