3D-реальность
Иду на первое занятие по репортажу с Юлией Гутовой. Захожу в холл Физического факультета МПГУ им.Ленина, нахожу взглядом лавочки и устремляюсь к ним. Ставлю сумку на скамью, поворачиваюсь лицом к гардеробу и замечаю слева от него большой стеклянный шар. На него всем телом навалился трехлетний карапуз, то и дело двигая руками по сфере и заинтересованно всматриваясь в центр.
– Ну-ну, ты его ещё оближи, – недовольным тоном говорит внуку бабушка.
Ребёнок не слушает, а только ещё проворнее перемещает ладошки по стеклу. Из центра шара к рукам малыша пульсируют сиреневые молнии.
Я сдаю вещи в гардероб и по широкой закрученной лестнице поднимаюсь на третий этаж. Здесь состоится наша первая лекция.
[Небезопасная правда]
В учебной аудитории с зёлёной доской во всю стену насчитывается двенадцать человек – это парни и девушки, мужчины и женщины разных возрастов. Наш преподаватель – корреспондент журнала «Русский Репортёр», высокая статная девушка с доброжелательным и спокойным лицом. Она стоит у доски и держит в руке кусочек мела.
– Вы когда-нибудь видели, чтобы мы выложили репортаж на наш на сайт, и в комментариях не возник бы срач? – говорит она ровным тоном. – Ой, неправильное слово сказала – спор. – В аудитории засмеялись.
– Да-а, репортажи часто вызывают дискуссию, – послышалось с заднего ряда.
– Сейчас объясню, почему так происходит. Современное общество, гражданское, демократия у нас, всё такое. Каждый имеет право заявлять своё мнение. Я бы это изобразила таким образом.
Юлия чертит на доске ячейки, как игре крестики-нолики, и внутри каждой из них рисует кружки.
– Вот оно – общество. Все сидят, и у каждого своё мнение. А вот тут вот у нас другой кружочек, – Юля рисует поверх маленьких кружков большой закрашенный круг. – Это репортёр. Он пришёл ко всем ним и сказал: «Правда – вот это». Он занял общее место.
Мы смотрим на Юлю с выражением бродящей по лицу мысли.
– Вы хоть немного понимаете?
– Да, всё понятно, – живо выкрикнул Лёша.
– Не совсем… – подумала я.
– Вспомните текст Марины Ахмедовой «Убить Дракона». Своим репортажем она говорит: для того, чтобы победить боевиков, нужно их понять. Мы воюем, не понимая, что это за люди, что там происходит. Своим сообщением она заявляет: мы убиваем людей, мы ведём войны, мы одобряем эти войны, мы платим налоги на эти войны, но всё это неправильно – нужно научиться ходить по канату. Об этом говорит Марина Ахмедова, и тут же начинается срач. Потому что плохие люди показаны хорошими. Каждый думает: «У меня своё маленькое мнение, которое существует в маленьком мирке и позволяет мне вообще не жить в обществе с другими людьми. Моё мнение безопасное. Я вот думаю, что боевики плохие – это хорошо, это правильно». А тут вдруг Марина Ахмедова приходит и говорит: «Вот, смотрите. это моё мнение, это – правда».
В кабинете замерла тишина.
– Самый идеальный читатель – это тот, который прочтёт репортаж и скажет: «Блин! Какой большой мир. Давай я тоже буду его частью».
Юлия рисует мостики от одного кружка к другому.
– Теперь понимаю… – думаю я.
[Прикоснуться к реальности]
После лекции я спускаюсь на первый этаж. Около стеклянного шара замечаю своих одногруппников.
– Расскажите, что это такое? – обращаюсь к ним.
– Это плазменная лампа, – отвечает Лёша. – Когда ты кладёшь на неё руки, к ним из центра идут светящиеся молнии.
Я кладу свои ладони на стекло.
– Нам кажется, что эта лампа похожа на репортаж, – говорит Лиза, не отрывая руки от стекла. – Во всяком случае, она тоже объёмная.
Мы стоим вокруг светящегося шара. К нашим ладоням из центра направляются сияющие молнии. При перемещении рук по поверхности сферы потоки энергии направляются вслед за ними.
– Репортаж – это танец с реальностью, – я вспоминаю произнесённую на лекции фразу.
Мы увлечённо наблюдаем за танцем заряженных частиц.
Свидетельство о публикации №115060409702