Из записной книжки мира продолжение
(поэтические философемы,
Реплики, эссе)
3.06.2015
Из записной книжки мира: продолжение
(прошлое говорит с нами)
Эпиграф:
Гераклит Эфесский:
• Из разнообразия возникает совершенная гармония.
***
Дорогие читатели!
Жанр «Записной книжки мира» позволяет нам быть собеседниками путников жизни из других эпох. Предшественники – красноречивы, их мысли обращены к нам – к тем поколениям, которые создали Великий Советский Союз, и к тем поколениям, которые потеряли Великую Систему Жизни. Надолго ли?
Прошлое говорит с нами о самом главном:
Гераклит Эфесский (кон.6 – нач.5 вв. до н.э.) – древнегреческий философ-диалектик, представитель ионийской школы. Первоначало сущего, по убеждению Гераклита, – мировой огонь, который есть также душа и разум; он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются.
Великий житель Эфесса высказал идею непрерывного изменения, становления (« всё течёт», «в одну реку нельзя войти дважды»). Противоположности пребывают в вечной борьбе (« раздор есть отец всего»), в то же время в космосе существует «скрытая гармония».
Гераклит:
• Бессмертные - смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
• Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых.
• Вечность – ребенок, забавляющийся игрой в шахматы.
• Не лучше было бы людям, если бы исполнилось все, что они желают.
• Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
• Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
От автора: такую рекомендацию дает Гераклит эллинскому человеку. И вот как мыслитель трактует феномен своего современника. Это – эллинский человек:
• Если он, - говорит Гераклит, - не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого.
• Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.
• Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
Резюме:
Гераклит и в этом случае прав:
• Характер для одних людей добрый гений, для других – злой.
Р.S.
Гераклит и в этом случае точен:
• Тщеславие людей, знающих слишком много, труднее потушить, чем пожар.
Обратите внимание, дорогой читатель, на актуальность проблемы распространения среди власть придержащих порока тщеславия.
Вот что нам известно о понимании этого порока – в пространстве и времени цивилизации.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля определяет тщеславие, как свойство человека, выражающееся в жадном поиске мирской славы, стремлении к почёту, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности делать добрые дела ради похвалы.
Толковый словарь Ушакова определяет тщеславие, как «пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания».
Тщесла;вие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление прекрасно выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.
Смежными понятиями являются гордыня, спесь, звёздная болезнь, гордость, кичливость.
Наше резюме: вот так! Все течёт, все меняется…
4.06.2015
Свидетельство о публикации №115060405120