Духов день

1 июня
ИВАН

Иван-долгий. Если первые два дня июня льет дождь - весь месяц сухой. Вороны садятся клювами в одну сторону - к сильному ветру.
Иван Долгий – народный праздник на Руси, назывался так по причине, что в этот день Христианская церковь вспоминает Святого Иоанна Богослова.
Считается, что Иоанн покровительствует ветрам и народ просил у него защиту и сохранения урожая от злых ветров. Именно в этот день в славянской мифологии был день, когда ублажали духа ветров – Ветрилу, который если его не задобришь, так и норовил исподтишка навредить крестьянам.
В этот день глава рода выходил в поле, неся каравай хлеба на белом полотенце, и говорил такие слова: «Ветер, Ветрило, из семи братьев старший брат, ты не дуй с гнилого угла, ты не лей дождем с запада, ты подуй-ка теплым теплом, сослужи службу роду нашему, пригони дожди добрые пахарям на радость, а тебе, буйному, на славу!». Затем он оставлял угощение на земле, а сам уходил не оборачиваясь, с этого места.
Примечали, что если дует «Полуночник» (так называли холодный северо-восточный ветер), то Ветрило не принял дар и лето обещало быть сухим, а дожди редкими. А вот если задувал «Обеденник» (Юго-восточный ветер), то лето будет благоприятным для созревания урожая.
 Этот день, посвященный святому Иоанну также назывался Оберегом Нивы, потому что пора было позаботиться всеми силами о сохранности полей, о том, чтобы не повредили им вредители, непогода, сглаз и тому подобное…
Заговаривая ветра, приговаривали : «Ветер, ветрило, из семи братьев старший брат, ты не дуй с гнилого угла, ты не лей дождем с запада, ты подуй-ка теплым теплом, сослужи службу роду нашему, пригони дожди добрые пахарям на радость, а тебе, буйному, на славу!».
Любопытно, что в народной культуре у ветров имелись особенные имена: к примеру, обеденник – юго-восточный, полуношник – северо-восточный.
То, что задует сильнее, знали по тому, что вороны рассаживались клювами на одну сторону. Доброй приметой этого дня считали дожди – это значило, что июнь будет сухим и суждено вырасти доброй ржи.
Предвещали плодородное лето и росы, густо выпадающие по утрам, радовали туманные утра - грибов будут полные лукошки.
В славянской традиции —День Святого Духа, День Духа,Троица,Именины Земли,Земля именинница; Клечальный понедельник, Провожание русалок  Русальница, Иван-да-Марья.
Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что «Земля на Духов день— именинница» , потому, что «в этот день она сотворена» (также «Земля— именинница на Симона Зилота»). В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на ближайшие 6 недель— на всё оставшееся лето .
У русских
Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому её нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки. По поверьям, в самый Духов день, перед восходом солнца,Мать Сыра-Земля открывает свои тайны: многие, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом (но утверждалось при этом, что открывались земные и подземные тайны только истинным праведникам, благочестивым людям)
Во многих местах в Духов день совершали крестный ход вокруг полей. В Вятской губернии зафиксирован обычай кормить землю— «бабский праздник» . Замужние женщины (в основном пожилые) уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали трапезу, которая время от времени прерывалась; в это время женщины с песнями разносили по полям часть принесённых продуктов. Самая старшая «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, аккуратно прикрывала их небольшим слоем почвы и произносила— «Земля-именинница, дай нам урожай» .
Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу; там, где русалки пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень— колосистее . На именины Земли «все травы и цветы радуются». 
     Крестьяне считали, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В этот день в некоторых местах за пределы деревни выносили обрядовое деревце— ту самую троицкую берёзку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника. Берёзку «развивали» (расплетали переплетённые до того ветви) и оставляли её в поле или топили в реке .
Девушки бросали венки в воду: потонет— к несчастью, поплывёт— к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние народные гулянья молодёжи .
Считалось, что «этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов» . Знающие женщины в этот день изготавливали травяные сборы, с помощью которых лечили различные болезни. В Калужской губернии в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на освящённый колодец или родник, бросить монету в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы смыть с себя всё греховное и нечистое; у колодца оставляли поминальную еду, а воду брали домой .

Вот Троица и Духов день настал,
Сметая нечисть в преисподню.
Русалки пробежали по полям
И поутру нырнули в воду.

Истома в летнем воздухе, светло.
И в шелесте  простой березы
Я слышу мир и в нем сейчас  тепло,
И от избытка чувств не прячу слезы.

Через века, традиции почтив,
Дошел до нас великий праздник!
Я веточку березы вставлю в стих,
Она мне жизни миг украсит!


Рецензии
Вот и лето пришло,Мариша!
С радостью,

Владимир Приведенцев   15.06.2015 12:26     Заявить о нарушении