Великий певец моря. Трагические события. Продолж

   1897 год. В султанской Турции погромщики устроили кровавую резню мирного армянского населения. Весь мир заговорил об ужасах, творимых турками.
   Известия об этих страшных событиях ворвались в жизнь Айвазовского и потрясли его. Армяне разных стран, зная о его доброте и отзывчивости, обращались к художнику с призывом заклеймить убийц своей кистью.

   Восьмидесятилетний художник пишет в Армению:
  - Глубоким горем опечалено сердце моё этой неслыханной, невиданной резнёй несчастных армян.

   Дом Айвазовского погрузился в скорбь. Художник словно окаменел, одни глаза, пылающие гневом, выдавали его состояние. Ежедневно ему доставляли экстренной почтой русские и иностранные газеты, и с утра армяне Феодосии приходили к дому Айвазовского, чтобы узнать новости.

   Однажды когда люди собрались у дома художника и ждали его появления со свежими газетами, на улицу выбежал его слуга Дорменко. Он был чем - то взволнован. Увидев людей, он всплеснул руками:
  - Ох, люди добрые, что творится у нас сегодня! Иван Константинович достал все ордена, пожалованные ему султаном Абдул - Азизом, и повесил на ошейник псу Рексу...
   Не успел слуга закончить своё сообщение, как вышел Айвазовский с Рексом. Пёс нетерпеливо натягивал цепочку, как бы поторапливая хозяина. Собравшиеся посмотрели на Рекса и замерли от неожиданности: на широком ошейнике болтались бриллиантовые знаки турецкого ордена Османиэ и усыпанная бриллиантами табакерка, подаренная султаном.

   Художник, не проронив ни слова, прошёл сквозь расступившихся людей, сделал несколько шагов, затем обернулся и жестом позвал следовать за ним. Сопровождаемый толпой, прошёл художник по главной улице и подошёл к лавкам турков. Те поспешно закрыли лавки и затихли, слыша лай Рекса. В этот день турки уже не торговали.
 

   Турки видели обесчещенный орден Османиэ на ошейнике собаки. Они знали, что этот орден - знак редкого величайшего благоволения султана - был дарован молодому Айвазовскому 40 лет назад султаном Абдул - Азисом за его картины. Тогда султан купил картины Айвазовского и украсил ими свой мраморный дворец в Стамбуле.

   А художник, к которому присоединялось всё больше людей, направился к берегу и вместе с собакой сел в лодку старого рыбака Назарета. Отплыв далеко в открытое море, Айвазовский снял с Рекса ошейник, привязал к нему камень и бросил в море. Затем художник  тщательно стал мыть руки, словно желая смыть прилипшую к ним грязь. Рексу он приказал прыгнуть в воду и выкупаться, чтобы смыть с себя след от султанских даров.

   Толпа феодосийцев молча ждала возвращения Айвазовского. Когда он ступил на берег, оглядел стоящих в скорбном молчании горожан и сказал:
  - Всё это время к страданиям, выпавшим на долю армян и на мою в их числе, что - то ещё вдобавок давило на меня, мучило и не давало работать. Сегодня ночью я проснулся, вспомнил про эти мерзкие султанские дары, и понял, что это они отравляют воздух в моём доме. Теперь я от них освободился, и опять в состоянии буду работать, ибо воздух в моём доме очистился.

   На следующее утро Айвазовский вошёл в мастерскую , чтобы работать И впервые в жизни не море владело его мыслями, не его волшебную красоту он собирался перенести на холст. Художник стал писать картины% "Избиение армян в Трапезунде", "Турки загружают армян на пароход", "Турки выгружают армян в Мраморное море".

   Айвазовский писал  историю зверств, учинённых турками над мирными армянами. Картины художника показывали в России, они обошли Европу, вызвав взрыв возмущения и крайнего негодования. Все честные люди земли подняли свой возмущённый голос.  в защиту армян.

   Ах, как бесился султан! Он пытался с помощью тайных агентов за любые деньги заполучить эти картины, чтобы уничтожить, но не удалось им это.

   Все эти переживания пошатнули здоровье художника, но он  быстро приобрёл былую форму и продолжил работу. Сознание своего соучастия в борьбе за спасение людей давало ему силы. И Айвазовский работал с новым подъёмом. Он спешил - жизнь конечна и надо торопиться.

   За годы работы  Иван Константинович написал почти шесть тысяч картин. И в старости он работал с неутомимостью юноши. Весь мир удивлялся и восхищался им. О художнике писали газеты и журналы. Торжественно отмечали его юбилеи. В честь Айывзовского была выбита золотая медаль с его профилем и палитрой, увитой лавром. Приветствия на имя художника шли со всего мира.

   В марте 1900 года в Петербурге  открылась большая выставка картин Айвазовского. Ему было 83 года, но его палитра всё ещё служила искусству.  Он строил планы: хотел  через несколько месяцев отправиться в Италию, где  окрепло его дарование, и где  его напутствовали великие трудолюбцы.

   И в эти годы все мечты Айвазовского были о работе.  Но ведёт нас по жизни судьба и, не спрашивая нашего согласия, отмеряет длину этого пути.

   Печально, что великие тоже смертны...

 
   

   

   


Рецензии
ВАу Магда! какую колоссальную работу вы проделали! Настоящее исследование, а если не секрет откуда вы брали столько фактов о жизни художника?

Юлия Кагеро   07.06.2015 13:03     Заявить о нарушении
Во - первых, моя Вам благодарность за прочтение и добрые слова. Каждому приятно, когда сделанное находит отклик у читателей. Во - вторых, эта публикация не единственная. Можете почитать( если будет настроение, желание и время) о Бродском, Параджанове, Высоцком, Северянине, Бунине, Наполеоне и Жозефине, Жераре Филиппе, Жераре Депардье и многих других на проза.ру( об Айвазовском случайно написала здесь и решила не переносить).
Наконец, отвечаю на Ваш вопрос (хотя об этом можно почитать на прозе.ру)
Уже несколько десятков лет я интересуюсь подробностями жизни и Творчества замечательных людей - книги о них, воспоминания родных и друзей, газетные и журнальные публикации, рассказы тех, кто их знал...

С теплом и пожеланием неравнодушных читателей. Магда.


Магда Кешишева   07.06.2015 13:24   Заявить о нарушении
колоссальный труд! спасибо Вам!

Юлия Кагеро   07.06.2015 14:49   Заявить о нарушении