Как запад разгорелся

Что же отличает Запад от Востока? О чем они спорят тысячи лет? О чем их напряженный диалог? Тютчев пишет: «Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей, Восток померкнувший оделся Холодной, сизой чешуей! В вражде ль они между собою? Иль солнце не одно для них И, неподвижною средою Деля, не съединяет их?».
Это будто два пророка стихии, знающей о себе то, что она и есть абсолют, она и есть Бог. Обоим этим пророкам – и Востоку, и Западу вверена одна истина, вручен один пылающий глагол, которым им нужно жечь сердце Творца.
У них и впрямь одно солнце, которое и есть их глагол. Но у этого солнца разное время в бытии Запада и Востока; у них разное время для явления истины миру и Богу.
Потому их каждое своевременное деяние всегда несвоевременно в глазах друг друга. Потому, когда разгорается вдохновенный Запад «вечерним заревом лучей», Восток меркнет, одевается «холодной, сизой чешуей».
Так же и поэты, которым дарован один великий глагол Бога, несвоевременны в жизни друг друга, будто «солнце не одно для них». Так же Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет.
Но поэты, узревшие божественное единство мироздания, узнавшие о сущности стихии, обращаются к западу и востоку с общим глаголом, объединительным глаголом пытаются жечь сердца сторон света. Поэты миротворцами предстают перед пока еще разными стихиями Бога, стихиями – существующими в своих заповедных временах.
Тютчев своим стихотворным бытием стремится помирить эти стороны света; соединить их несвоевременные времена в вечности прозрачного стихотворения.
Тютчев для двух миров явился посредником мировым; он мирит враждующие стороны света, разрывающие истину о сущности стихии.
Так же и сам Творец, в некоторой вражде «между собою» вчерашним, сегодняшним и завтрашним, еще не собравшимся воедино. Между собою младенцем и старцем; между собой, воплощенным в хаосе и воплощенным в гармонии. Между собою – находящимся в пределах совершенства и покинувшим эти пределы, взбунтовавшись против самого себя. Между собою – в небе и на земле. Между собой – отцом и сыном.
Так же религии, освещенные одной истиной, – будто в вражде «они между собою».
Почему враждуют «между собою» религии? Не за овладение умами людей и пространствами борются они. Все религии борются за овладение умом и вниманием Творца. Религии борются за то, чтобы ярче жечь своими глаголами – сердце Бога.
А пока холодное, равнодушное сердце стихии – Бога жгут поэты. И только один Пушкин выполняет завет глаголом жечь сердца людей…


Рецензии