Гнездо в долине

Истину, вознесенную Лермонтовым в небеса, правду, до поры спрятанную в вышине, Тютчев не просто ожидает, но уже физически чувствует, более того – видит из своего гнезда в долине. «Хоть я и свил гнездо в долине,  Но чувствую порой и я, Как животворно на вершине Бежит воздушная струя, – Как рвется из густого слоя, Как жаждет горних наша грудь, Как все удушливо-земное Она хотела б оттолкнуть! На недоступные громады Смотрю по целым я часам, – Какие росы и прохлады Оттуда с шумом льются к нам!».
Светлая весть стихии о себе воплощается уже не в традиционном пророческом слове, а в стихийном явлении. Это – благая весть от стихии: «животворно на вершине бежит воздушная струя». Это священная  весть «рвется из густого слоя». И эта весть доходит до поэтов, но поэты не уносят, подобно пророкам, эту весть по миру. Поэты эту весть оставляют в себе – для обретения вечной жизни в пространстве Бога; или же – в истории.
Целыми часами поэт смотрит «на недоступные громады», которые и есть воплощение истины. И вести о ней – «росы и прохлады оттуда с шумом льются» на землю.
Целыми веками поэты созерцали громады истины, которые находились не только в небесах, но и на земле. Горы Кавказа, с которыми породнились Лермонтов и Пушкин, тоже были такими же громадами. «Вдруг просветлеют огнецветно Их непорочные снега: По ним проходит незаметно Небесных ангелов нога...».
А что за ангелы ходят по непорочным снегам вышины? Есть ли среди них лермонтовский ангел, который летел «по небу полуночи»? И куда по непорочным снегам направляются ангелы? Почему они больше не летят на землю, почему новым пророкам не шепчут вещие слова? Почему поэтов новых больше не призывают глаголом жечь сердца людей?
А потому, что это – ангелы, прилетевшие в небо с земли, прилетевшие от поэтов, которые узнали о том, кто есть стихия. И сегодня ангелы Богу говорят об этом; Богу несут вещую истину о нем самом. Это ангелы, которых поэты, страдавшие от холода стихии, послали – жечь их глаголами сердце Бога, воплощенного в мироздании. Потому и светлеют огнецветно непорочные снега вышины, что ангелы, ступающие по ним, уже вознесли в вышину торжественную радость поэтов о новом образе стихии.
Эти тютчевские ангелы и сами стали явлением природы, которая сама есть истина и сама же – весть о себе…


Рецензии