Мазаракиевская церковь в Кишинёве
Начало цикла о Молдове:
«Любимый город Кишинёв» http://2015/04/09/3635 (http://www.stihi.ru/)
«Белые Ворота города и Ботанический сад Кишинёва» http://2015/04/13/3366 (http://www.stihi.ru/)
«Академия наук Молдовы» http://2015/04/16/1853 (http://www.stihi.ru/)
«Театр оперы и балета им. Марии Биешу в Кишинёве» http://2015/04/19/5315 (http://www.stihi.ru/)
«Мария Биешу» http://2015/04/25/4239 (http://www.stihi.ru/)
«Национальный дворец в Кишинёве» http://2015/04/28/3492 (http://www.stihi.ru/)
«Моя ностальгия... Филармония в Кишинёве» http://2015/05/03/4752 (http://www.stihi.ru/)
«Освобождение Кишинёва» http://2015/05/06/3102 (http://www.stihi.ru/)
«Русский драматический театр им. Чехова в Кишинёве» http://2015/05/16/44 (http://www.stihi.ru/)
«Органный зал в Кишинёве» http://2015/05/18/4044 (http://www.stihi.ru/)
«Собор Рождества Христова в Кишинёве» http://2015/05/21/7002 (http://www.stihi.ru/)
«Триумфальная Арка Победы в Кишинёве» http://2015/05/24/74 (http://www.stihi.ru/)
«Чуфлинская церковь в Кишинёве» http://2015/05/31/14 (http://www.stihi.ru/)
«Мазаракиевская церковь в Кишинёве» http://2015/06/02/27 (http://www.stihi.ru/)
«Пушкинские увлечения в Кишинёве» http://www.stihi.ru/2015/06/04/18
«Гостеприимный Пушкинский Кишинёв» http://www.stihi.ru/2015/06/06/20
«Старинный, неизвестный Кишинёв... 1» http://www.stihi.ru/2015/06/12/21
«Старинный, неизвестный Кишинёв... 2» http://www.stihi.ru/2015/06/14/9096
«Старинный, неизвестный Кишинёв... Трамваи» http://www.stihi.ru/2015/06/16/4939
«Кишинёв в руинах» http://www.stihi.ru/2015/06/18/1971
«Еврейское гетто в Кишинёве» http://www.stihi.ru/2015/06/18/8701
«Тюремный замок, Сенная площадь, стадион в Кишинёве» http://www.stihi.ru/2015/06/20/4221
«Сельскохозяйственная выставка 1889 г. в Кишинёве» http://www.stihi.ru/2015/06/23/77
«Автопробег, 1928-1929 гг. в Кишинёве» http://www.stihi.ru/2015/06/23/8738
«Вечерний город Кишинёв... 1» http://www.stihi.ru/2015/06/24/7031
«Вечерний город Кишинёв... 2» http://www.stihi.ru/2015/06/25/3312
«Вечерний город Кишинёв... 3» http://www.stihi.ru/2015/06/25/7357
«Вечерний город Кишинёв... 4» http://www.stihi.ru/2015/06/25/9083
***
Оставив след печально-грустный,
Томят истории мазки.
Правдива летопись-искусство,
Для нас – бесценные листки.
Я в тишину открою двери,
И благостным стенам поверю,
От наслоения времён
Печален колокольный звон.
Храм Божий – церковь Мазараки.
Боярин выполнил обет,
Чтоб вечно нас хранил от бед
Господь, исчез бы ворог всякий.
Жив крест – да будет мир всегда,
Нам, людям, не нужна война.
«Да будет город здесь построен!» –
Сказал молдавский господарь,
Мой Кишинёв, ты ладно скроен,
Уж шесть столетий, но не стар.
Над родником, питавшим город,
Сам Пушкин здесь, поднявши ворот,
Гуляет медленно в садах,
Мой город на семи холмах,
Приветлив ты, поэт опальный
Напишет множество стихов,
Войдя в историю времён,
Пером прекрасным и печальным.
В той церкви много светлых сил,
Поэт наш город полюбил.
1.06.2015
=============================
http://ru.wiktionary.org/wiki/Кишинёв
Самая распространённая версия относит название Кишинёва к старорумынскому chi;la nou; (кишла ноуэ) — «новый источник». Сейчас слово chi;la вышло из употребления, и вместо него используется слово ci;mea. Считается, что источник, вокруг которого был построен город, в настоящее время находится на углу улиц Пушкина и Албишоара.
Другие версии связывают название с половецким кесене (пещера, крипта) или с венгерским Kisjen; — «маленький Йено» (Йено — одно из венгерских племён, пришедших в Европу в 896 году). В западной Румынии на границе с Венгрией есть город Kisjen;, или Chi;ineu, но доказательств, подтверждающих связь в происхождении названий этих городов, не найдено.
========================
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мазаракиевская_церковь
Мазаракиевская церковь (Церковь Покрова Божьей матери) — памятник архитектуры XVIII века. Самое старое в городе Кишинёве архитектурное сооружение.
Церковь была построена в 1752 году в старомолдавском стиле. Она состоит из двух частей: горизонтального объёма нефа с трилистником апсид и вертикального объёма колокольни, примыкающей с запада. Плавное очертание апсид, срезанные и частично закруглённые углы колокольни, небольшой свес крыши, поддержанный карнизом простого профиля, создают впечатление мягкости форм. Внутренние помещения имеют сводчато-купольные перекрытия, высота которых повышается по мере приближения к алтарной части, где находится богатый иконостас. Представляет интерес древнерусская и культовая живопись. С 1960-х годов здание церкви принадлежит русской старообрядческой общине. Охраняется государством.
Мазаракиевская церковь получила своё название в честь военного чиновника и казначея Василе Мазараки, который пожертвовал средства на её возведение. Согласно легенде, один из завистников написал на Мазараки донос, и казначей получил наказ немедленно явиться к турецкому губернатору в Бендеры. Отправляясь на суд, Мазараки дал клятву, если останется жив, то по возвращении построит церковь. Судьба оказалась благосклонной к нему — его оправдали. Казначей не забыл о клятве, и возведённая им церковь стала одним из символов Кишинёва.
http://cyclowiki.org/wikii/Мазаракиевская_церковь
Мазаракиевская церковь (молд. Biserica M;z;rache), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — действующая старообрядческая православная церковь в столице Молдовы, муниципии Кишинёв.
Место, на котором стоит церковь, очень знаковое для истории Кишинёва. У самого подножия холма, на котором расположена Мазаракиевская церковь, установлен памятный камень, который указывает на то, что именно в этом месте совершил со своей дружиной привал молдавский господарь Стефан III Великий и что на этом месте он повелел: «Быть городу».
Мазаракиевская церковь является памятником архитектуры XVIII века и самым старым сохранившимся зданием в Кишинёве. О времени строительства Мазаракиевской церкви, правдивости легенд, связанных с её строительством, историки ведут спор по настоящее время. А археологические исследования последнего времени показали, что место, на котором стоит церковь, находится на месте гораздо более древних поселений, нежели основанный (по документам) в 1436 году Кишинёв.
Изначально Мазаракиевская церковь была построена, как церковь Святых Акима и Анны, позже была переименована в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. После того, как храм был передан старообрядческой церкви, его в очередной раз переименовали — в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Мазаракиевская церковь располагается на высоком холме, у подножия которого до 1935 года находился источник (родник, или же фонтан), который длительное служил основным источником воды для Кишинёва. Также, несколько ниже бывшего источника, протекает река Бык.
Церковь неоднократно, в том числе и в конце XX века, подвергалась ремонтам и реконструкциям, к ней пристраивались различные помещения. Бытовало ошибочное мнение, что в храме никогда не прекращались службы. На самом деле с конца Великой Отечественной войны до 1956 года в здании церкви располагался склад бумаги.
Мазаракиевская церковь является одним из главных символов как Кишинёва, так и всей Молдавии, она изображается на молдавских календарях, сувенирах, рекламных плакатах. Церковь была изображена на серебряной коллекционной монете достоинством в 50 молдавских леев. Мазаракиевская церковь, как одна из важнейших достопримечательностей Кишинёва, входит в экскурсионные маршруты, следующие по столице Молдавии.
Возле Мазаракиевской церкви всегда тихая и спокойная обстановка. Старообрядцам — священнослужителям и прихожанам Мазаракиевской церкви — удаётся и наши дни сохранить дух времени и своей веры.
Источник:
Покровская (Мазаракиевская) церковь – это действующий старообрядческий православный храм в столице Молдавии - Кишинёве. Церковь располагается на самой старой городской улице - Мазаракиевская. У подножия холма, где находится церковь, можно увидеть установленный памятный камень, указывающий на то, что именно здесь молдавский господарь Стефан III Великий объявил об основании города.
Согласно археологическим данным, здание храма является самым старым в городе каменным архитектурным сооружением, строительство которого закончилось в 1752 г. Существует несколько легенд о появлении Мазаракиевской церкви. Одна из них гласит, что храм был возведен боярином Василе Мазараки, который, перед тем, как отправиться к в Бендерскую крепость к турецкому паше, пообещал, что, если после этого визита останется живим, то построит церковь. Согласно другой легенде, каменная церковь была построена на месте деревянного храма, ранее сожженного турками.
Имеются сведения, что в 1956 г. возле Покровской церкви уже проводились археологические раскопки под руководством профессора истории И. Шлаена. Исследования показали, что на месте современного храма когда-то находилось языческое капище, а Мазаракиевская церковь в действительности стоит на фундаменте более древнего храма.
Внутренний интерьер храма очень живописен и все это благодаря светотеням, подчеркивающим объемность купольных сводов, создающим ощущение покоя. Снаружи Покровская церковь имеет достаточно суровый вид.
Церковь действует с момента основания. На протяжении всей истории её неоднократно реставрировали. После проведенной в начале ХIХ ст. реставрации к зданию храма пристроили колокольню. Сегодня её облик максимально близок к первоначальному. Прекрасно сохранились черты старо-молдавского стиля боярских храмов ХVIII ст.
Белокаменный, утопающий в пышной зелени город Кишинев является столицей Молдавии и самым ее крупным городом. Он славится своей великолепной архитектурой, над созданием которой работали такие мастера, как Бернардацци, Щусев и многие другие.
Как и вечный город Рим, молдавская столица раскинулась на семи холмах в долине реки Бык. За долгий период своего существования она сберегла остатки старинных укреплений и сторожевых башен, которые верой и правдой служили защитой и укрытием для молдавского народа.
Сегодня они являются ценнейшими памятниками истории, культовой архитектуры и популярными достопримечательностями Молдавии, которые застыли, словно безмолвные свидетели прошедших эпох.
Духовное богатство
Старинная церковь Рождества Божьей матери является самой старой и самой посещаемой достопримечательностью Кишинева, наряду с Церковью Святого Пантелеймона. Храм стоит на берегу реки Бык, и в народе именуется как Мазаракиевская, так как была построен на пожертвования городского казначея Василия Мазараки в 1757 году.
В одной из местных легенд говорится, что на казначея был написан донос, и Василий получил приказ явиться к турецкому губернатору, находившемуся в Бендерской крепости. Но уже давно было известно, что те, кто туда попадал, живым не возвращался. Идя на судилище, казначей поклялся, что если он останется жив, то вернувшись, построит храм. Его оправдали, и слово свое он сдержал.
Скромный облик
Церковь является действующей с самого дня своего основания, однако несколько раз подвергалась реставрациям и перестройкам, а в 19 веке к основному зданию была добавлена колокольня. Несмотря на все проводимые реконструкции, зданию удалось сохранить свой первозданный облик.
Экстерьер Мазарикиевской церкви весьма прост и незамысловат, портал декорирован восхитительной резьбой по камню в стиле поздней готики. Благодаря удивительной игре света внутреннее помещение храма кажется довольно просторным. Приближаясь к алтарной части, значительно изменяется высота сводчато-купольных перекрытий, самая высокая часть сводов находится над богатым иконостасом.
На дворе храма находится старинный родник, возле которого любил отдыхать поэт А. С. Пушкин, живший в доме генерала Инзова. В середине 20 века церковь была передана русской общине староверов и является значимым памятником архитектуры и истории города.
http://locals.md/2014/gorodskie-istorii-ulitsa-odnogo-hrama/
Продолжая изучать наш город, мы вспомнили о совсем небольшой улице, которая знаменита стоящим на ней историческим зданием.
Если смотреть по карте, эта улочка — кривая линия, несколько раз коленообразно изгибающаяся и упирающаяся в улицу Романэ. Добавив к этому старинное название, сразу представляешь, что улица эта тесная, узкая и что, скорее всего, она сохранилась в первозданном виде с незапамятных времен. Все это недалеко от истины, ведь именно эта часть города является самой старой. Да, Мазаракиевская улица находится на том самом холме с источником у подножия, вокруг которого по легенде и сформировалось поселение. Действительно, раскопки показали, что в этом месте Кишинева, по крайней мере, в XVI веке люди точно жили. Тут располагался дохристианский – языческий — храм.
Эта улица, замкнутая сегодня в прямоугольнике более новых – Пушкина, Албишоара и Александри – в таких очертаниях сложилась, вероятно, позднее. Впрочем, очертания эти сохранились только на карте, а по факту сейчас тут открытое пространство, граничащее с жилыми многоэтажками, административно относящимися к другой улице, а также со зданием бывшего детского сада (ныне – технологический лицей Герцля) и детской площадкой.
Сверившись с картой города, получаем, что на этой улице пронумерованы всего 6 домов. Все они сосредоточены на крохотном, действительно старинном пятачке у холма, и концентрируются вокруг храма, обнесенного каменной оградой. Несколько с виду деревенских домов словно срослись с древними стенами, и не удивительно. Жемчужиной улицы служит самый старый храм и самое древнее сооружение, сохранившееся в Кишиневе – церковь XVIII века. Да и улица начинается там, в этом древнем дворе, и дома с номерами 3 и 3а скрываются за этими средневековыми воротами. Церковь на холме, окруженная мощной стеной – церковь Покрова Пресвятой Богородицы – известна в городе больше как Мазаракиевская.
Документально подтверждено, что возведена она была на средства Василе Мазаракия (встречаются также другие варианты написания этой дворянской фамилии греческого происхождения – Мазараки и Мазараке). Храм датируется в одних источниках 1752 годом, в других 1757-м. В сложившейся научной традиции принято считать годом его постройки 1752-й, но известно, что Мазараки был пыркэлабом Кишинева (пыркэлаб — представитель центральной власти с административными, судебными и военными полномочиями) в 1739 и в 1741. В любом случае, на табличке указан 1757 год.
Разнятся и легенды о причине появления храма. По одной боярин Василе Мазараки – сердар (командующий войском) и вистерник (казначей) – был кем-то оклеветан и вызван к турецкому паше в Бендерскую крепость. Поскольку редко кто после такого визита к начальству оставался в живых, Василе Мазараки поклялся, что если выживет, построит в Кишиневе церковь. Его отпустили с миром, и Мазараки исполнил свой обет. Другая версия легенды обыденнее: эта каменная церковь (по мнению историков, вообще первое сооружение из камня в нашем городе) построена на месте сожженного турками деревянного храма, возведенного, в свою очередь, вместо ранее разоренного врагами монастыря.
На фото в коллаже видно, что внизу самой церкви находился знаменитый Большой Фонтан, откуда все водовозы Кишинева брали воду. Как все знают, сейчас у подножия холма находится памятный камень, указывающий на то, что именно в этом месте на привале отдыхала дружина Штефана Великого и что именно здесь он сказал «Быть городу».
В описании Мазаракиевской церкви, сделанном в 1946 году архитектором Смирновой, изложено много других интересных теорий.
В частности, предполагается, что во времена мусульманских нашествий колокольня церкви служила минаретом. Такое предположение выдвинуто на основе необычной конструкции колокольни — она была не двухъярусная, а трёхъярусная. Подобного явления не отмечается в других ритуальных постройках Молдавии. Кроме того, автор предполагает, что данная церковь была построена в период правления Василе Лупу (то есть 1634-1654 гг). Выдвигается теория происхождения названия «Мазаракиевская» от арабского «мазар» — «кладбище» (у церкви обнаружены несколько ярусов захоронений, что позволяет судить о достаточно длительном периоде существования этого самого кладбища).
Архитектурно Мазаракиевская церковь близка к так называемому старомолдавскому стилю, ведь в XVIII веке зодчие обращались к самобытным традициям XV — XVI веков – времени, когда Молдавское княжество было наиболее могущественным.
С момента постройки церковь несколько раз основательно ремонтировалась. В 1812 году изменился внешний вид верхних стен над нефом и башней, в 1838 году наружные стены были укреплены контрфорсами, затем появилось крыльцо, потом колокольня, в 1856 году видоизменялся интерьер, в 1914 году увеличили проемы колокольни. В 1977 были заменены кресты.
Сейчас облик храма близок в первоначальному – здание сохранило черты старомолдавского стиля боярских церквей XVIII века. Снаружи церковь выглядит сурово: только портал украшен скромной готической резьбой, которая является ценным образцом средневековой резьбы по камню.
Внутренние помещения имеют сводчато-купольные перекрытия, высота которых повышается по мере приближения к алтарной части, где находится богатый иконостас. Интерьер церкви живописен благодаря светотеням, которые подчеркивают объемность купольных сводов и создают ощущение покоя.
Менялся не только архитектурный облик, а и название храма. Изначально это была названа в честь Святых Акима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Они были возвеличены за то что, долгое время не имея детей, вопреки насмешкам окружающих, не расстались, как повелевал Ветхий завет, а оставаясь верными своей любви и уповая на волю Божью, дождались рождения ребенка (Богородица появилась на свет, когда им было за семьдесят).
Вид на Мазаракиевскую церковь с Рышканского холма.
С панорамы Кишинёва фотографа Кондрацкого, конец XIX века.
Позже храм был переименован в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. После Второй Мировой Войны в здании церкви находился склад бумаги, но, говорят, храм никогда не был закрыт. Во время войны рядом с Церковью проходила линия фронта, и рядом со стенами хоронили людей. Был ряд могил справа от входа, на склоне, а также к старому зданию Водоканала. Во время строительства просвирны слева от входа, на небольшой глубине было обнаружено массовое захоронение детей.
Забор слева от входа, за ним — глубокий овраг.
В 1956 году церковь передана Старообрядческой общине, и ее в очередной раз переименовали – в храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покров (т.е. заступничество) Богоматери – православный праздник, основанный на предании о явлении Божьей Матери в константинопольском Влахернском храме в 910 году).
Преосвященный Иосиф (Моржаков), епископ Кишиневский и всея Молдавии (будущий архиепископ Московский и всея Руси), дияконы Никита Латышев (будущий архиепископ Московский и всея Руси Никодим) и Никола Будников во время освящения переданной старообрядцам Мазаракиевской церкви.
Кстати, когда стены Мазаракиевской церкви в середине 50-х приняли старообрядцев, община перенесла сюда единственное, что осталось от их разрушенной обители — старые ворота, которые стоят здесь до сих пор.
А на фасаде самой церкви, можно увидеть краткий свод правил поведения «по-старообрядчески».
Что касается улицы, практически всю историю своего существования она звалась Мазаракиевской (с 1918 по 1940 – Serdarul Mazarachi), за исключением послевоенного периода, когда ее временно переименовали в Тульскую. Надеемся, потомкам удастся сохранить не только древние стены, но и старинные названия, хранящие историю нашего города.
Свидетельство о публикации №115060200027
Ты была бы не ты, если бы восхищалась!
Не любила любимый город!Уверена, твоя
любовь с городом взаимна!!!!
Обнимаю, с любовью...
Светлана Доля 07.10.2017 03:40 Заявить о нарушении
Сегодня у нас национальный День Вина.
Рядом со мной, на центральной площади,
устроили, как всегда в этот день, выставку лучших вин,
с дегустацией и продажей вин. Если подходишь
со специальным бокалом, тебе наливают бесплатно.
Моя зять сейчас в командировке в Китае,
но я иду покупать для него (и к празднику - Новому году,
он как раз приедет) вина согласно списка,
который он мне оставил:
мерло, саперави, каберне, шардонэ, алиготе
Галина Римская 07.10.2017 11:22 Заявить о нарушении