Изнанка родины, или фанфары предательству
или фанфары предательству
Сериал «Родина» (автор сценария М.Шульман, режиссёр П. Лунгин, продюсер Т. Вайнштейн) за несколько недель до показа активно раскручивался по российским радио- и телеканалам. Телесериалы я не смотрю. Жалко время тратить, ибо, как правило, это – пустота. Но «Родине» решил посвятить несколько вечеров. Мне показалось, что на фоне последних событий в Украине, на фоне долгожданного возвращения на родину многострадального Крыма, я погружусь в нечто нашенское, настоящее, русское, патриотическое. Простое и ёмкое название предполагало именно такое содержание.
Правда, несколько насторожило интервью, данное Лунгиным корреспонденту «Вечерней Москвы» накануне показа: «Любить женщину – сложно, любить Родину – сложно… Вот как быть, если Родина поворачивается к тебе жёсткой стороной?»
Что значит «сложно»? И ёжику понятно, что жизнь – штука непростая. Но, если любишь, значит, любишь, если не любишь, то… или ненавидишь, или тебе наплевать. И что значит «жёсткой стороной»? Для русского человека Родина – это испокон веков Родина-мать. А мать всегда любит своих детей, бывая к ним не только ласковой и нежной, но и строгой, и требовательной, и жёсткой.
Э-э, подумалось мне, уж не пытается ли «мэтр российского кино» от чего-то заранее отгородиться?
И вот в урочный вечерний час, оставив все дела, располагаюсь перед экраном. Общероссийский государственный канал «Россия 1» начинает трансляцию. (Курсив мой) Первые же кадры вызывают недоумение. На зрителя, обращённый к нему изнаночной стороной, кувыркаясь, постепенно увеличиваясь в размере, летит жёваный клочок бумаги, на котором напечатано какое-то слово. Наконец, листок, достигнув размера экрана, переворачивается, и мы читаем: РОДИНА. Какой странный символ, подумалось мне. Зачем это? Наверное, творческая находка режиссёра или оператора, и смысл этого символа будет понятен позже?
Родина встречает героя – майора морской пехоты Брагина. Шесть лет в плену у террористов. Выжил. Не сдался. Не сломался. Всё преодолел. На красивом парадном мундире морпеха появляются полковничьи погоны. Слава. Узнавание на улицах. Телеинтервью: «Жена, дети, память о них помогли мне выжить…».
А дальше – полный набор всего, что обязательно должно присутствовать в детективе и триллере, сделанных по западным лекалам. Жестокие избиения и пытки в плену, мучительные ночные кошмары-воспоминания и… непременные ожесточённые совокупления: с женой в предоставленной герою шикарной квартире; с Анной (аналитиком контртеррористического центра) то на железнодорожном мосту чуть ли не под колёсами грохочущего товарняка, то в заброшенной даче… Зачем это?! Ведь, несмотря на значок (+18), а, скорее всего, именно поэтому кино будут смотреть подростки. Ещё одна сомнительная «творческая» находка? Но как она помогает раскрытию идеи? И это при том, что Анна – единственная из контрразведчиков интуитивно убеждена, что Брагин завербован террористами и таким хитромудрым способом заброшен в Москву для совершения какого-то ужасного теракта. Так начинает разматываться основная нить сюжета, скрепляющая все двенадцать серий.
От серии к серии этих «зачем?» у меня появлялось всё больше. Да, бог бы с ними, с этими вопросами. Бывают у режиссёров удачные и неудачные картины. Огорчался и мрачнел я от другого. Русский офицер, майор элитных войск Брагин, будучи в плену, по требованию террористов собственными руками зверски убивает попавшего вместе с ним в плен своего подчинённого – снайпера Хамзина! А у меня в висках при этом пульсируют слова Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай». Русский офицер Брагин, вернувшись домой, меняет веру и тайком в гараже, расстелив коврик, повернувшись лицом к Мекке, бухается на колени и склоняется лбом к полу. О чём он молит Аллаха зрителю неведомо. А у меня в памяти всплывает русский солдат той же войны, которому ваххабиты отрезают голову за то, что он не отрёкся от православного крестика…
Сцены пыток в сериале занимают не много времени. Это хорошо. Зла и насилия на наших экранах более чем достаточно. Но зато долго-долго и многократно мы любуемся, как мил, очарователен и почти интеллигентен главарь террористов Бен-Джалид, как он спокоен, мудр и выдержан, какой чудный у него сынишка, как нахально и уверенно живут и действуют в Москве террористы… И на этом фоне – бестолковая и почти смешная суета русских контрразведчиков, карьерная и корыстная сущность коррумпированного высшего командования ФСБ, устремлённого к власти и личной наживе.
И вот – развязка. Два предателя действуют. (Оказывается, террористы спасли от смерти Хамзина и тоже забросили его в Россию. На этом строился коварный замысел главаря террористов Бен-Джалида.) Снайпер Хамзин убивает главного идеолога создаваемой силовиками новой «патриотической» партии и с криком «Аллах акбар» геройски принимает смерть. Полковник спецназа ГРУ Брагин, напялив на себя пояс шахида, скрытый под такой родной всем русским людям формой морского офицера, шепчет «Аллах акбар» и жмёт на кнопку взрывателя, чтобы отправить к Аллаху разом всю верхушку российских силовиков.
У Шульмана с Вайнштейном хватило ума не показывать сокрушительного взрыва под кремлёвскими стенами. В спешке ли, от волнения ли предатель Брагин не состыковал разъём в проводах от кнопки до детонатора, и поэтому жуткий теракт не состоялся. Анну, единственного проницательного аналитика, просчитавшего действия предателя, руководство увольняет из контртеррористического центра, а авторы сериала готовят ей психушку.
Всё. Нудный, затянутый сериал, открыто и нагло диссонирующий с традиционным отображением в литературе и в кинематографе русского характера, завершён. Выключаю телик. А мне чудится, что на тёмном экране полыхают пламенем вопросы: «Зачем? Почему?».
Зачем на всю страну государственный канал транслирует этот пасквиль? Зачем нерусские люди тащат свою ментальность в русские души? Почему для нашей «творческой» либеральной интеллигенции Александр Матросов – это безумный самоубийца, Зоя Космодемьянская – фанатичка, сжигающая избы несчастных крестьян, а генерал Карбышев, которого, гордого и несломленного, фашисты заливают водой на морозе, – просто упрямый тупица? Почему для них предатель Власов, пьянствующий на фашистские подачки, – национальный герой?
Да, полно, наша ли это интеллигенция?
Из того же интервью узнаю, что у лунгинского сериала есть аналог. Это израильский сериал «Военнопленные». Не считаясь со временем, разыскиваю его в Интернете.
Боже мой! Лунгинский сериал – это не аналог, не ремейк и даже не прототип, это почти копия! Копия до мелочей, перенесённая с земли обетованной на русскую землю. Не знаю, привлекают ли к суду за кражу сюжетов, а стоило бы. Или «авторы» покупают их «за бугром» на деньги налогоплательщиков?
В сериале «Военнопленные» также двое пленников. Также брат пленника спит с его женой. Также у него двое детей. Также после освобождения несчастный израильский пленник покидает ложе жены и, скрючившись в позу эмбриона, проводит ночи на полу в углу комнаты. Такими же движениями герои израильского сериала распахивают холодильники. И даже на лице израильского пленника та же гримаса «мучительных размышлений» со складкой над переносицей, как и у лунгинского Брагина. Что же, господа Шульман, Лунгин да Вайнштейн, вашей «творческой» фантазии для русской земли не хватило? Деньги сшибать в России, а мыслями и душой там, в Израиле? «Интересный» подарок подготовили авторы нам (и русской Армии) к семидесятилетию Великой Победы.
Несколько дней я пребывал в подавленном состоянии, пока случайно не наткнулся в Интернете на отклики посмотревших сериал. Писали в основном молодые люди. Это чувствовалось и по языку, и по манере высказываться. И только после этого меня отпустила тоскливая душевная боль. Почти единодушное недоумение, почти единодушное неприятие, и у многих – ярое возмущение! А мы так привыкли осуждать их за инфантильность и безразличие…
Браво, молодёжь! Я аплодирую вам!
Александр Кашин
Свидетельство о публикации №115053006372
с уважением, Надежда
Яцевич Надежда 24.06.2020 13:59 Заявить о нарушении