Пароход на рельсах

                Подборка рассказов «Яшка Турз»
 
          Пароход «Судком» вёл наливную баржу с различным нефтесертификатом в райцентр «Александрово». Меженный уровень Оби был спокоен, а время года располагало к  возбуждающим романтическим иллюзиям …  Известно, речники - люди романтически-порывных устремлений. На них воодушевляюще действует вечернее время. Поэтому их «ахиллесова пята» - постоянный недосып. И сильнее всего эта «пята» проявляется у безумно увлечённых особей.                Прошли «Тымск». Осталась за кормой «Карга». Капитан Леонид Иванович Банин, среднего возраста человек, свою «безумную увлечённость» уже благополучно преодолел. Вследствие этого в 0400 часов местного времени, также благополучно сдал «вахту» первому штурману Александру Шукову, ещё способному сильно увлекаться…  Вместе с ним заступил на вахту совсем юный, относительно капитана и первого штурмана, штурвальный, по своим возрастным параметрам постоянно пребывавший в «критическом» состоянии.      
          После непродолжительного общения с предыдущей вахтой и обмена несколькими фразами между собой и машинной командой, заступившие на смену судоводители продолжили рейс.
          Александр понаблюдал за ситуацией на реке, за наступавшими на пароход контурами берегов и огнями судоходной обстановки, присел. Но не на штурманское рабочее «место» у элементов управления судном - у лобового окна в правой части рулевой рубки, а на диван в глубине рубки.
          Обычно, долго просидеть он не мог – из положения «присел» переходил в положение «прилёг». Сладко, к удовольствию штурвального, подрёмывал. Потому что тот так же сладко подрёмывал, а пароход опасно отклонялся от курса и штурман этого видеть не мог. Так случалось всё чаще, но к счастью, штурвальный просыпался.  А на этот раз уснул на один раз больше, чем проснулся…
         «Судком» на полном ходу врезался в яр. Наливная баржа, пришла в корму парохода прямо по его оси. Раздавила кринолин, смяла кормовую шакшу, вдавила в глубину корпуса элементы рулевого устройства вместе с  баллером и приводным сектором, смяла в гармошку палубу кормы. По причине слабости носовой части наливнушки, не был пробит корпус парохода. Носовая шакша баржи вмята внутрь корпуса до поперечной переборки, но переборка сохранилась. Поэтому разлива нефтепродуктов не произошло. Целым оказалось и перо руля, свёрнутое к борту. Но всё перекосило, заклинило. Дальнейшее движение оказалось невозможным.               
       В течение более суток команда парохода подручными средствами, своими и с проходящих судов, в «поте лица» приводила судно в состояние относительной самоуправляемости…  Рейс «Судкома» с наливной баржей был продолжен и выполнен. Он своим ходом пришёл в Новосибирский судоремонтный завод. Пока решались вопросы с ремонтом  - заглушил котёл. Яшке предстояло перейти на пассажирский пароход «Тихонов».
       «Судком был «новосибирской приписки», вся команда была из новосибирского затона. Естественно  - все члены команды ушли домой и Яшка остался до утра на пароходе один. Проснулся от ощущения того, что пароход, как вагон, катится по рельсам. Такого за всё время работы на речном флоте он не испытывал. Выглянул в иллюминатор. Пароход ехал…  по рельсам новосибирского слипа*. Он был уже переставлен с подъёмных тележек слипа на платформы ремонтной площадки. Яшку просто забыли предупредить, что это надолго, что пришло время собирать чемодан…
       Приход «Тихонова» ожидался не скоро и Яшка, волей случая, стал радистом парохода  «Максим Горький». Благо – он стоял рядом.
*- специально обустроенная акватория для подъёма судов на ремонтную площадь.


Рецензии