Поэт в сумасшедшем доме
Мне хотелось бы обсудить здесь эту новую реальность. И понять, что именно может ей противопоставить каждый из пишущих и какова доля личной ответственности творца за то, что в обществе возникает, укореняется и постепенно задает тон повседневного существования.
На самом деле эти люди неспособны ни на что. Любое самостоятельное действие вгоняет их в ступор, и они легко провоцируют конфликт, скандал – и с шумом удаляются. И, секунду спустя, так же легко вступают в диалог с другим собеседником, который точно так же оказывается в поле безумного обаяния. Собеседников может быть несколько, и тогда роли распределяются следующим образом: сумасшедший (употреблю это старинное название, поскольку не знаю, как в психиатрии называется подобный диагноз) становится центром притяжения и остальные подпитывают его как своим интеллектом, так и своими внутренними неразрешимостями. Он же чрезвычайно переимчив – услышав чужое суждение, он его повторяет не просто как свое собственное, а – как выстраданное и безусловное. Обычный человек не отслеживает свои высказывания, и ему очень хочется просто быть услышанным. И когда он слышит собственные мысли в чужой уверенной трансляции, ему и в голову не приходит, что перед ним – попугай.
Как правило, такие феномены тяготеют к той или иной форме элитарности. И не случайно: гениальность и помешательство и впрямь очень близкие родственники. И гений, и сумасшедший черпают информацию из коллективного бессознательного. Поэтому их интеллектуальная форма безупречна. И речь – правильна и многообразна. И они много и уверенно говорят или пишут ни о чем.
Вот поэтому я настаиваю на важности контроля поэта над собственным словом. Чтобы тот, кто на этот контроль не просто способен, а - исполняет святую обязанность призванного Всевышним, не оказывался в одном ряду с тем, кто на это неспособен органически. И не просто – в одном ряду, а еще – и во власти безотчетно воспринимаемого всемогущества (не забываем, что за сумасшедшим – коллективное бессознательное, непостижимое и всеобъемлющее).
Внимательно перечитывая поэтическую классику, от Ломоносова и Державина до Твардовского, Высоцкого и Бродского, я вижу, как прочно держится и как изящно выражена масштабная и оригинальная мысль в их творениях. Ахматова настаивала – над стихом надо работать. Отстранение просто необходимо – читать текст глазами читателя важно чрезвычайно. Тонкое мирочувствование, воспроизведенное талантливым поэтом, вовсе не следует, как кто-то думает, раскладывать по полочкам – гармония очевидна и исчерпывающа. А вот найти промахи, нестыковки в пусть и изящно выстроенном тексте, обязан сам автор. Либо – его въедливый коллега, который привык отвечать за свои творения и чужие промахи ему очевидны.
А что вы, уважаемые коллеги, можете сказать по этому поводу?
Иллюстрация: обложка нашей с художником Виктором Захаровым книги "Сей чудной Адрии устойчивая радость"
Свидетельство о публикации №115052709638
Мне кажется, важно различать талант (оставив гениев в покое:) и вот это самое умение гладко говорить/писать, за которым - пустота эмоциональная и, в конечном счете, смысловая. А техника... нужна, конечно! - но это уже за пределами "сумасшедшего дома".
Галина Иззьер 02.10.2015 04:52 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 02.10.2015 22:14 Заявить о нарушении
Я на Кубке человек совсем новый, поэтому не всю динамику понимаю. Кстати, поздно увидела и не среагировала на Ваш точный комментарий насчет смерти в текстах (на Чемпионате Балтии)...
Галина Иззьер 03.10.2015 18:37 Заявить о нарушении
Тема очень сильно перекликается с моими ( восстановила для Вас): http://www.stihi.ru/2013/04/19/445
Галина Иззьер 05.10.2015 21:50 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 05.10.2015 22:29 Заявить о нарушении