Поэт в сумасшедшем доме

С недавних пор на общественную арену стали во множестве выходить молодые люди, которые безапелляционно и с кажущейся убедительностью делают те или иные публичные заявления по какому-либо поводу от имени власти. Возражений они не воспринимают и гнут свою линию, какой бы абсурдной она ни казалась и какой бы лживой по сути ни была. Непосредственное общение с людьми такого типа вначале оставляет ощущение какого-то загадочного всемогущества. Они кажутся безгранично эрудированными и берутся судить сразу обо всем. Говорят уверенно, в голосе звучит безграничная твердость, и собеседник подпадает под это безусловное обаяние – каждому хочется быть хоть чуть-чуть защищенным, заслоненным от повседневного ужаса кем-то, кто точно знает, чего хочет.

Мне хотелось бы обсудить здесь эту новую реальность. И понять, что именно может ей противопоставить каждый из пишущих и какова доля личной ответственности творца за то, что в обществе возникает, укореняется и постепенно задает тон повседневного существования.
 
На самом деле эти люди неспособны ни на что. Любое самостоятельное действие вгоняет их в ступор, и они легко провоцируют конфликт, скандал – и с шумом удаляются. И, секунду спустя, так же легко вступают в диалог с другим собеседником, который точно так же оказывается в поле безумного обаяния. Собеседников может быть несколько, и тогда роли распределяются следующим образом: сумасшедший (употреблю это старинное название, поскольку не знаю, как в психиатрии называется подобный диагноз) становится центром притяжения и остальные подпитывают его как своим интеллектом, так и своими внутренними неразрешимостями. Он же чрезвычайно переимчив – услышав чужое суждение, он его повторяет не просто как свое собственное, а – как выстраданное и безусловное. Обычный человек не отслеживает свои высказывания, и ему очень хочется просто быть услышанным. И когда он слышит собственные мысли в чужой уверенной трансляции, ему и в голову не приходит, что перед ним – попугай.

Как правило, такие феномены тяготеют к той или иной форме элитарности. И не случайно: гениальность и помешательство и впрямь очень близкие родственники. И гений, и сумасшедший черпают информацию из коллективного бессознательного. Поэтому их интеллектуальная форма безупречна. И речь – правильна и многообразна. И они много и уверенно говорят или пишут ни о чем.

Вот поэтому я настаиваю на важности контроля поэта над собственным словом. Чтобы тот, кто на этот контроль не просто способен, а - исполняет святую обязанность призванного Всевышним,  не оказывался в одном ряду с тем, кто на это неспособен органически. И не просто – в одном ряду, а еще – и во власти безотчетно воспринимаемого всемогущества (не забываем, что за сумасшедшим – коллективное бессознательное, непостижимое и всеобъемлющее).

Внимательно перечитывая поэтическую классику, от Ломоносова и Державина до Твардовского, Высоцкого и Бродского, я вижу, как прочно держится и как изящно выражена масштабная и оригинальная мысль в их творениях. Ахматова настаивала – над стихом надо работать. Отстранение просто необходимо – читать текст глазами читателя важно чрезвычайно. Тонкое мирочувствование, воспроизведенное талантливым поэтом, вовсе не следует, как кто-то думает, раскладывать по полочкам – гармония очевидна и исчерпывающа. А вот найти промахи, нестыковки в пусть и изящно выстроенном тексте, обязан сам автор. Либо – его въедливый коллега, который привык отвечать за свои творения и чужие промахи ему очевидны.

А что вы, уважаемые коллеги, можете сказать по этому поводу?

Иллюстрация: обложка нашей с художником Виктором Захаровым книги "Сей чудной Адрии устойчивая радость"


Рецензии
Наталья, пришла по ссылке с Кубка. Да, трудно, наверно, удержаться на грани - нет, не "сумасшествия", граничащего с гениальностью - а на грани некоего idiot savant'изма: слова как бы все правильные и хорошие, а смысла нового, глубокого, да и какого бы то ни было, нет...
Мне кажется, важно различать талант (оставив гениев в покое:) и вот это самое умение гладко говорить/писать, за которым - пустота эмоциональная и, в конечном счете, смысловая. А техника... нужна, конечно! - но это уже за пределами "сумасшедшего дома".

Галина Иззьер   02.10.2015 04:52     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Галина. А меня на кубок не допустили))) Здесь мой цикл, MADONNA INFERNO, опубликован. Я им потом еще "котиков" послала, но они уже обиделись, наверно, и тоже не приняли)))) Опубликую и "котиков" тут...

Наталья Троянцева   02.10.2015 22:14   Заявить о нарушении
Зайду почитать на днях Вашу MADONNA INFERNO.
Я на Кубке человек совсем новый, поэтому не всю динамику понимаю. Кстати, поздно увидела и не среагировала на Ваш точный комментарий насчет смерти в текстах (на Чемпионате Балтии)...

Галина Иззьер   03.10.2015 18:37   Заявить о нарушении
Очень отозвалось, Наталья, потому импульсивно выставила на "нарпоэте". Не сердитесь?
Тема очень сильно перекликается с моими ( восстановила для Вас): http://www.stihi.ru/2013/04/19/445

Галина Иззьер   05.10.2015 21:50   Заявить о нарушении
Ух! Спасибо огромное, Галина! То-то я смотрю, у меня за день 174 - аж! - читателя. Вашим поступком восстановлена справедливость)))))А на Кубке - слабаки оказались.))))

Наталья Троянцева   05.10.2015 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →