Читательский обзор. Ильдар Харисов. Май-2015
По-моему, архаизмы у Маркина использованы сознательно как знак "всевременного" стиля. На другом полюсе - вполне современно звучащие выражения типа "зажатые в кавычки" или "нервами нагими".
В целом по стилю стихотворение дано в русле "пост-авангарда", столь популярного вот уже несколько десятилетий в разных видах искусства. В музыке это - Сильвестров
https://www.youtube.com/watch?v=UmdxvDDRLzk ,
Мартынов и др.
В прозе характерный пример - "Роман" Сорокина
http://www.srkn.ru/texts/roman_part0.shtml
Немало подобного встречаем и изобразительных искусствах - живописи, скульптуре, фотографии (например, http://goo.gl/7t749A ).
Смысл же стихотворения Маркина абсолютно противоположен распространенному в 18 и 19 веке представлению о "хорошем конце" нашего существования. Если у классицистов "предустановленная гармония" определяет уже и посюсторонниий мир, а у романтиков спасение маячит хотя бы на том свете, то здесь - абсолютное сомнение в целесообразности всего. Даже добро (в библейской традиции величина абсолютная) представлена у Маркина как зло, пусть и наименьшее.
Если в русской традиции от Жуковского ( http://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol1/01versus/179.htm ) и Тютчева до Вознесенского ( http://www.ruthenia.ru/60s/voznes/antimir/tishiny.htm ) молчание является чем-то также безусловно положительным, то у Маркина и молчание под сомнением: оно заключено в кавычки, является цитатой, фрагментом извечной тщеты человеческого существования. Как и добро, молчание является всего лишь "меньшим из зол".
Сомнению в стихотворении подвергнута человеческая цивилизация по крайней мере с античных времен. Но что интересно: смысловой скепсис уравновешивается и как бы отвергается, "снимается" гармоничной формой. Это противоречие дает широкое поле для размышлений...
Свидетельство о публикации №115052609214
Семён Кац 28.05.2015 04:02 Заявить о нарушении