Через века и четверть века с Бродским - 18...
" Глаз - наиболее самостоятельный из наших органов. Причина в том, что объекты его внимания неизбежно размещены вовне. Кроме как в зеркале, глаз себя никогда не видит. Он закрывается последним, когда тело засыпает. Он остаётся открыт, когда тело разбито параличом или мертво. Глаз продолжает следить за реальностью при любых обстоятельствах, даже когда в этом нет нужды. Спрашивается "почему" - и ответ: потому, что окружение враждебно. Взгляд есть орудие приспособления к окружающей среде, которая остаётся враждебной, как бы хорошо к ней не приспособиться. Враждебность окружения растёт пропорционально длительности твоего в нём присутствия, причём речь не только о стариках."
Не только я отражаюсь
в зеркале,
что смотрит в меня
глазами слепящими
и крутит меня , как барана
на вертеле,
и ищет меня, и ждёт,
и обрящет...
Тот мир, из которого
смотрит на этот
уже им преображённое,
не воздухом дышит
прозрачно - озоновым,
не ветром летит
рассветным!
Тот мир, отражаясь
во мне вновь и вновь,
меня раздевает,
меня вымучивает...
Он метит в меня
и в мою любовь,
он сдавливает
и скручивает.
Пытаясь пролезть
в меня "из под воль"*,
диктует свои
невозможные правила.
Он - НЕнастоящий!
Он - мнимый король!
Ну, разве могу
им править я?
Мечты антипод,
он даёт мне понять,
что тщетны попытки
летать и парить.
Он - жёсткий и точный,
Он - мастер винить,
Он - мастер ни в чём
не уступать!
Мне б вырваться!
Стать, совсем как собака! -
Не видеть себя
в таких зеркалах,
не отражаться в каждом,
но Ах!,
Увы!
и Однако!
-----
* - "исподволь"
"...Короче, глаз ищет безопасности. Этим объясняется пристрастие глаза к искусству вообще и к венецианскому в частности. Этим объясняется тяга глаза к красоте, как и само её существование. Ибо красота утешает, поскольку она безопасна. Она не грозит убить, не причиняет боли. Статуя Аполлона не кусается и не укусит пудель Карпаччо. Когда глазу не удастся найти красоту (она же утешение), он приказывает телу её создать, а если это не выходит, приучается находить достоинства и в уродстве. В первом случае он полагается на человеческий гений; во втором случае обращается к запасам нашего смирения, которого всегда больше, и поэтому , как всякое большинство, оно склонно диктовать законы.
... несмотря на бесполезность данных, глаз продолжает их собирать. Фактически, чем данные бесполезней, тем резче фокус. Спрашивается "почему?" - ответ: потому что красота всегда снаружи; потому что она - исключение из правил. Вот это - её местоположение и её исключительность - и заставляет глаз бешено рыскать или - говоря рыцарским слогом - странствовать. Ибо красота есть место, где глаз отдыхает. эстетическое чувство - двойник инстинкта самосохранения и надёжнее этики. Главное орудие эстетики, глаз. абсолютно самостоятелен. В самостоятельности он уступает только слезе."
где страна така
я Атлантидой звалась
залил дождь из слёз
бог
не выдал
но
не спас
Атлантидой
назвалась
как
назвать
так и
стоять
как
стоять
так и
страдать
как
страдать
так петь
страдая
а как
петь
теперь
не знаю
меня ничто уж
не спасёт Атлантиду
потопленную
Свидетельство о публикации №115052309655
Марианна Казарян Вьен 03.08.2015 01:58 Заявить о нарушении