Природа пространства-времени у Гегеля

Перепубликация с дополнениями.
20 мая 2015

Пишу о диалектике. Со страстью. Объединяю теперь в цикл написанное и добавляю новые статьи. Заинтересованные могут посмотреть в папке "Страсть к диалектике"(это название цикла статей акад. А.Ф.Лосева).
Диалектика пространства-времени у Гегеля и новейшая физика

Первая публикация статьи(там же можно почитать дискуссии в рецензиях):
http://www.stihi.ru/2013/12/19/2901
Предвосхищения новейшей физики 20-21 вв у Гегеля
Зера Черкесова 2
19.12.13.
  Мои темы, на которые уже немало написала и надискутировала:диалектическая философия и теория познания, русский космизм, земное эхо космических бурь, Земля в объятиях Солнца, история и будущее Социализма, как идеального общества.

 ПЛАН СТАТЬИ:

1.ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ.ПРОБЛЕМА.

2.КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА ИЛИ ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.ОТРИЦАНИЕ ГЕГЕЛЕМ.

3.О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ  РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

4. ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙЯ ТЕОРИИ  У ГЕГЕЛЯ ВМЕСТО ОБЩЕПРИНЯТОЙ КОНЦЕПЦИИ  МИРОВОГО ЭФИРА

5.КОНЦЕПЦИЯ ИСКРИВЛЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ФРИДМАНА-ЭЙНШТЕЙНА И ГЕГЕЛЬ.


В этой статье попробуем осветить такой интересный вопрос, как гениальные предвосхищения Гегелем  в первой четверти 19 столетия-достижений наук 20 и 21 вв в таких сферах, как кибернетика, методология научного познания и даже новейшая постньютоновская физика. При этом в методологии научного познания метод Гегеля и воплощение этого метода восхождения от абстрактного к конкретному в трудах Маркса оставило далеко позади «новейший» системный подход: общая теория систем, системно-структурный анализ, каковые считаются последним и высшим достижением на Западе и, увы, и у нас, ибо Гегель и Маркс это в расхожем представлении что-то «устаревшее». Но в специальной работе мы покажем, как предшественники могут оказываться намного значительнее тех, кто заново открыл для себя уже давно открытое и блестяще разработанное.
Здесь же, дабы  не пытаться охватить в одной статье слишком много аспектов, остановимся на физике.

Диалектический взгляд на мироздание-основа  предвосхищений Гегелем выводов физики Эйнштейна. Это убедительно показано в небольшой работе известного советского философа акад.Ю.А. Жданова Эйнштейн и Гегель. Ростов-на-Дону Актуальные проблемы науки, 1967. Несмотря на давность работы,  многие наблюдения в ней поражают и сегодня.

Что такое пространство и время? Имеем ли точные и внятные ответы мы и сегодня, а не только во времена Гегеля или хотя бы в середине 20 ст, когда акад. Жданов анализировал гегелевское понимание этих вопросов с позиций тогдашней теоретической физики? Вопрос риторический. Хотя Ю.А.Жданов и полагал «гениальными предвосхищениями» выводы Гегеля-автор этой статьи не склонна столь категорично полагать, что Гегель равно и современная физика нашли окончательные ответы найти вопросы. Ниже это будет показано.
Вместе с тем, конечно, удивительно, как мысль Гегеля шла в фарватере будущей научной революции 20 века.

 Пространство.

Так, вслед за Лейбницем, Декартом, Спинозой Гегель ОТВЕРГАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА. ТАКОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ПОСТУЛИРОВАЛ НЬЮТОН И КОТОРОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЩЕЙ.
Вот что пишет Гегель:»Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения». Гегель. Философия природы.-Соч.,т.2, с.44.
 
Время.

Гегель критикует и ньютоновское понимание категории времени:
«Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке увлекающем с собою в своем течении и поглощающем все, попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения...Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время».

Там же, с.50.

Такое понимание пространства и времени приводит к мысли об их единстве:чем отличается точка пространства внутри себя от самой себя? Она отличается временем; так время становится истиной пространства (или, иначе говоря, его сущностью), а пространство обнаруживает себя как время.

Единство пространства и времени представлено как движение перехода одного в
другое. Истиной  же пространства и времени является материя.

По  мнению Ю.А.Жданова, Гегель тем самым приближается к представлению  о ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ КОНТИНУУМЕ, ИМЕЮЩЕМ СТОЛЬ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Нет пространства вне времени и нет «времени-пространства» вне материи, но их единство и есть материя.
ЗДЕСЬ МЫ И ПОГРУЖАЕМСЯ В ГЛУБОКУЮ ЗАДУМЧИВОСТЬ...

Ибо современная наука и философия, а также научная фантастика(как часть вольной научно-философской мысли) полны представлений о «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНУУМЕ»-КАК ОПРЕДЕЛЕННОМ ВИДЕ МАТЕРИИ!

«Сгустить время» как особое вещество-термин из научной фантастики.
Уже обычны представления о «пространственно-временном континууме» что взаимодействует с материей, оказывая влияние на нее.
Вольно или невольно, эти идеи  о пространстве-времени ведут к  представлению о «пространственно-временном континууме» как самостоятельной сущности наряду с материей.

Так кто же прав:Ньютон или Гегель? Гегель или современные теории и самостоятельной сущности «энергии времени и пространства»?

Задумавшись, мы вспоминаем восточные учения о мироздании, космогонические теории древних цивилизаций и современных  реликтовых народов, сохранивших что-то от мудрости исчезнувших миров предков.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КАК ОСОБАЯ «ЭНЕРГИЯ» ИЛИ «ПОЛЕ»? ИЛИ ЭТО ЛИШЬ НЕОТЛИЧИМОЕ ОТ СВОЕГО НАПОЛНЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ВМЕСТИЛИЩЕ (ПРОСТРАНСТВО)И АБСТРАКЦИЯ ПОГЛОЩЕНИЯ (ВРЕМЯ)-ПО ГЕГЕЛЮ?).

КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ БОГА

В следующей части статьи изложим воззрения Гегеля на концепцию «первотолчка», идею Бога, приведшего в движение «космические часы». Эти идеи трансформировались, как известно, в теорию Большого Взрыва. Гегель отвергал концепцию первотолчка, а место Бога у него занимает, как известно, знаменитый гегелевский Абсолют-Логос, самодвижение понятий.

О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ   РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

Далее. Понимание Гегелем природы света, отношение к мировому эфиру.
Гегель иронично относится к построениям  натуралистов своего времени, пытавшихся представить свет как особый флюид или некие упругие шарики.Свет, по мнению Гегеля, есть колебание внутри себя, абсолютная экспансия в пространстве, «бесконечное пространственное рассеяние или, вернее, бесконечное  п о р о ж д е н и е   п р о с т р а н с т в а» Гегель. Соч., т2, с.124. По современной терминологии:здесь о вездесущем характере электромагнитного поля во вселенной.

И совершенно изумительное предвосхищение того известнейшего ныне положения теории относительности Эйнштейна о том, что никакой процесс в природе  не может быть быстрее скорости света. Вот цитата из Гегеля:

«Бытие света является абсолютной скоростью».
Гегель. Соч., т.2, с. 124.

 Представления  об  истинной бесконечности как «обратно в себя загибающейся» что также близко к концепции искривленного пространства во вселенной Фридмана-Эйнштейна. 

О понимании Гегелем конечного-бесконечного поговорим в следующей статье.

 820 слов.
http://stihi.ru/2015/05/20/3894
Природа пространства-времени у Гегеля


http://stihi.ru/2015/01/08/3190
Тайна счастья по Гегелю

http://stihi.ru/2015/05/20/4163
Истина цветка, или суть диалектического отрицания.

 С колоритной цитатой из Гегеля, объясняющей суть диалектики на примерах природы.

http://stihi.ru/2020/10/10/7255
Оранжевая бабочка и Гегель

 

http://www.stihi.ru/2015/05/20/3894
Природа пространства-времени у Гегеля
 
https://zera-cherkesov.livejournal.com/63522.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/133695.html


Рецензии
"Такое понимание пространства и времени приводит к мысли об их единстве:
чем отличается точка пространства внутри себя от самой себя?
Она отличается временем; так время становится истиной пространства
(или, иначе говоря, его сущностью), а пространство обнаруживает себя как время".

В Экклезиасте 8:8 написаны слова Соломона:
"У человека нет власти над духом, чтобы удержать дух,
и над днем смерти нет никакой власти".

- У человек нет власти над временем,
а у Создателя - есть:

Иисус дал заверение: «Наступает время, в которое все,
находящиеся в гробах [то есть в памяти Бога],
услышат глас Сына Божия, и изыдут» (Иоанна 5:28, 29).

Екклесиаст: "Что было, то и теперь есть,
и что будет, то уже было,— и Бог воззовет прошедшее".

Виталий Мельник   09.07.2020 02:35     Заявить о нарушении
Екклесиаст: "Что было, то и теперь есть,
и что будет, то уже было,— и Бог воззовет прошедшее".

"И Бог воззовет прошедшее"? Это продолжение известной цитаты, часто приводящейся в литературе - "Что было, то и теперь есть,
и что будет, то уже было?
Это меняет смысл афоризма. Здесь, стало быть, говорится не о повторяемости, - но о чем-то другом. О некоей непостижимой тайне?

Зера Черкесова1   09.07.2020 17:15   Заявить о нарушении
И Бог воззовет прошедшее...
Это напомнило мне мечты Николая Федорова и замтного на грани веков федоровского движения "Общего дела".
Возможно ли вернуть прошедшее? Всякому известно:нельзя войти в одну реку дважды.
Но Библия это обещает?

Зера Черкесова1   09.07.2020 17:17   Заявить о нарушении
Почему бы и нет...Я даже думаю, что это возможно с применением технологий управления Временем.
Но человечество сейчас к этому не готово. Это задача очень отдаленного будущего ее истории, которая уже известна Творцу(материи и управляющим ее законам, неподвластым человеческому управлению). Спасибо за ПОЛНУЮ цитату. Лишнее доказательство, что первоисточники нужно читать полностью, а не в отрывках. И желательно в оригинале.

Зера Черкесова1   09.07.2020 17:21   Заявить о нарушении
Я даже думаю, что это возможно с применением технологий управления Временем.
Но человечество сейчас к этому не готово

Виталий Мельник   09.07.2020 22:56   Заявить о нарушении
Мудрые выводы:
"Человечество не готово шагнуть за пределы известного.
Не готово в третий воскресших.
Не готово получить дар вечной жизни.
А следователь Бог не позволит овладеть технологиями,
Дающий власть над временем, власть над смертью.
Человечество не готово морально.
Но Библия учит:

«И все сыновья твои будут научены Господом [Иеговой, НМ],
и великий мир будет у сыновей твоих» (ИСАИЯ 54:13).

Виталий Мельник   09.07.2020 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.