37. Виды маркетинга в туризме. Маркетинг туроперат
Маркетинг - это более широкое понятие, чем деятельность по продаже и рекламе.
Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию
Проведение маркетинговых исследований необходимо на всех этапах деятельности фирмы - от разработки продукта и его продвижения до продажи и послепродажного обслуживания.
Фирмы могут проводить два вида исследований:
1) текущее исследование, проводимое постоянно с целью выявления всех перемен и тенденций, имеющих место на туррынке
2) исследование одной определенной ситуации (проблемы) с целью проверки предположения или анализа перемен на туррынке.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие уровни использования маркетинга в сфере туризма:
маркетинг туристских предприятий;
маркетинг производителей туристских услуг;
маркетинг туристских организаций;
маркетинг территорий и регионов.
Маркетинг туристских предприятий, являющихся основным звеном предпринимательской деятельно-сти в сфере туризма, представляет собой процесс согласования их возможностей и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление туристам услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение предприятием прибыли, необходимой для его развития и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.
Маркетинг производителей туристских услуг рассматривается как система комплексного изучения по-требностей и спроса с целью организации предоставления услуг, максимально ориентированного на удовлетворение нужд конкретных потребителей и обеспечения наиболее эффективных форм и методов обслуживания.
Маркетинг туристских организаций, представляющих и защищающих коллективные интересы предпринимателей в сфере туризма, понимается как деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения благоприятного общественного мнения.
Маркетинг территорий и регионов — деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения поведения клиентов применительно к конкретным населенным пунктам, регионам или даже странам в целом.
Существует три вида маркетинга: 1) массовый маркетинг, 2) концентрированный маркетинг и 3) дифференцированный маркетинг.
Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. Основная цель предприятия, избравшего стратегию массового маркетинга, заключается в максимизации сбыта: чем больше продается товара, тем лучше для предприятия.
Концентрированный (целевой) маркетинг . Сущность этой стратегии состоит в том, Что предприятие ориентируется на конкретную группу потребителей, которая обладает набором потребностей, отли-чающим ее от других групп. Такие группы называют сегментами рынка.
В отличие от концентрированного маркетинга, дифференцированный маркетинг не сопряжен с боль-шим риском. Даже если на одном из сегментов рынка предприятие потерпит поражение, можно быть уве-ренным, что при помощи отказа от этого сегмента и сосредоточения своих усилий на других, приносящих положительные результаты сегментах оно сможет без особого труда преодолеть эту проблему.
По содержанию и характеру своей основной деятельности туристская фирма является своего рода по-средником между потребителем (туристом) и производителем (гостиница, транспорт, ресторан) туристских услуг. В деятельности туристских фирм наблюдаются определенные различия, которые определяются их отношением к потребителям и производителям туристских услуг. В соответствии с данным признаком выделяют: фирмы — туроператоры; фирмы — турагенты.
Туроператор осуществляет планирование и создание маршрутов, программ и пакетов услуг для поездок туристов на индивидуальной или групповой основе. Коммерческие операции туроператоров обычно квалифицируются как оптовые, так как создаваемый ими турпродукт подлежит, как правило, перепродаже турагентам.
Турагент выступает в качестве продавца туристского продукта на основе договора, сформированного туроператорами. Коммерческие операции турагентов определяются как розничные, поскольку они осуществляют продажу туров непосредственно конечному потребителю.
Вместе с тем на практике чаще всего наблюдаются раз- личные варианты сочетания вышеуказанных функций и операций в рамках одной туристской фирмы.
Свидетельство о публикации №115052001508