26. Понятие свободного времени, отдыха, рекреации,

Основными категориями КДД являются: свободное время, досуг, отдых, рекреация, КДД.
Важно их различать. Очень часто понятия досуга и свободного времени отождествляются, они на самом деле тесно взаимосвязаны.
Свободное время формируется за счет времени, которое остается у человека после труда в сфере общественного производства, а также воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
Понятие «отдых» следует отличать от понятия «досуг» как формы и периода отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т. п.). Термин «досуг» несет смысловую нагрузку формы использования досугового времени, «отдых» - содержательную характеристику социально-биологической формы бытия. Отдых – основная цель досуга.
Показателем того, что человек отдохнул, является рекреация. Рекреация – это биологическая актив-ность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление души и духовных сил, которые ослаблены в процессе работы.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
; сочетание отдыха с различными просветительскими и воспитательными задачами
; многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе.
Выделяют две формы досуга:
; общественная
; индивидуально-личностная.
Основные виды досуговой деятельности: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей (театры, музеи),  занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга (игровые автоматы)
Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обраща-ются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:
; рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);
; развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности);
; в-третьих, деструктивную (явления антидосуга).
В структуре досуга выделяются несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время ра-боты сил и подразделяется на активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. Тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.
Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
б) Следующий уровень – развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и  состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
г) В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный  не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.
В сфере досуга должен осуществляться переход
- от простых форм деятельности к более сложным,
- от пассивного отдыха – к активному,
- к удовлетворению все более глубоких социальных и культурных стремлений,
- от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Культурный досуг – такой досуг, во время проведения которого человек приобщается к культурным ценностям и происходит его нравственное воспитание.
КДД – это не просто организация досуга, а организация досуга в социально-значимых целях: удовлетворения и развития культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Культурно-досуговую деятельность можно рассматривать как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности и как перцептивно-коммуникативный процесс (восприятие и общение), определяемый ее потребностями и интересами и спо-собствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.
КДД выполняет следующие функции:
; развивающая
; информационно-просветительская
; культурно-творческая
; рекреационно-оздоровительная.
По А. Д. Жаркову:
; рекреационная (направлена на снятие утомления, восстановление утраченных сил; психологиче-ская разрядка и отдых)
; гедонистическая (приносящая радость, удовлетворение)
; регуляция социальных отношений
; разрядка напряжения.
Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она:
    - основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;
- ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;
- имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков;
- дополняет и более обширно  развивает знания, полученные ранее.
Культуротворческая функция  рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества.
Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных раз-влекательных программ  для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение  психологической  разрядки и отдыха.
Социальные функции КДД таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители.
Культурно-досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения. Досуг и культура тесно взаимосвязаны ввиду возможности реализации в досуге культурных и социальных потребностей, которые возникают в определенных социально- культурных условиях.
Формы и содержание досуга формируются в рамках культуры конкретного общества, и реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться че-ловек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые.
1. Активный контакт с окружающей средой.
2. Поддержание на должном уровне духовно- эмоциональное состояние
 3. Творческое совершенствование.
4. всестороннее гармоничное развитие.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).
Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека.
Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуника-ций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др
Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.


Рецензии