23. Туристские кластеры понятие, цели, структура,

Туристический кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, соз-данных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ. Управляющей компанией туристического кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристический кластер.
В законопроекте говорится также, что на момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц. Срок существования туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, может быть продлен по решению правительства РФ не более чем на 29 лет.
На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц.
В проекте закона предлагается распространить действующий упрощенный миграционный режим для высококвалифицированных иностранных специалистов, привлекаемых для работы в кластере.
Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории  на туристиче-ском рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.:
• повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,
• стимулирования инноваций,
• стимулирования развития новых направлений.
Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основопо-ложниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повы-шения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.
«Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов – конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств – на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.
Основными характеристиками туристских кластеров мы считаем следующие:
- наличие кооперации между субъектами туристского кластера (предпринимательскими структурами, органами власти и государственными учреждениями, общественными организациями), функционирующими в индустрии туризма и смежных отраслях (в (форме государственно-частного партнерства, ассоциаций, союзов и т.п.):
- совместное использование субъектами туристского кластера туристских ресурсов территории, на которой расположены туристские аттракторы, обладающей сложившейся туристской инфраструктурой (объект туристского кластера):
- наличие вертикальных (внутри продуктовой цепочки индустрии туризма) и горизонтальных взаимо-связей (между структурами, участвующими в процессе производства тур продукта) между участниками туристского кластера:
- наличие единой цели функционирования туристского кластера, заключающейся в повышении конку-рентоспособности объектов и субъектов кластера, а также удовлетворении рекреационных потребностей за счет формирования, продвижения и реализации туристского продукта региона.
Типы кластеров:
По стадии жизненного цикла различают: пре-кластеры, зарождающиеся кластеры, развивающиеся кластеры, зрелые кластеры, угасающие.
По видам туристских аттракторов различают: музейные кластеры, развлекательные кластеры, спортивные кластеры, экологические кластеры, этнографические кластеры, санаторно-курортные и другие виды кластеров. Как правило, в одном туристском кластере сочетаются несколько туристских аттракторов.
По видам туристских ресурсов различают: водные (морской, речной, озерный) кластеры, лесные кла-стеры, горные кластеры, смешанные кластеры [3. с.5].
По масштабу различают: локальные, региональные кластеры, национальные кластеры, транснацио-нальные кластеры.
По форме управления мы предлагаем различать следующие виды кластеров: управляемые бизнес-структурами, управляемые органом государственной власти, управляемые на базе государственно-частного партнерства.
По способу формирования выделяют целевые и исторически сложившиеся.
Выгода от формирования рекреационного кластера заключается в следующих основных аспектах:
- предпринимательские структуры, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя внедрение инноваций и привлекая инвестиционные ресурсы для внедрения новых стратегий в рекреационном кластере;
- происходит свободный обмен информацией, что приводит к быстрому распространению инноваций по каналам поставщиков ресурсов или потребителей рекреационных услуг, взаимодействующих с конкурентами;
- взаимосвязи внутри рекреационного кластера ведут к появлению новыхпутей в конкуренции и создают новые возможности для его развития;
- возникают новые комбинации трудовых ресурсов и предпринимательских идей;
- рекреационный кластер динамично реагирует на изменения внешней среды (в зависимости от конъ-юнктуры рынка и других воздействий внешней среды он может расширяться, а при неблагоприятных условиях - сокращаться).
Конфигурация туристского кластера, по С. Нордин, представляет (рис. 1):
- комплекс туристских ресурсов, привлекающих некоренных жителей территории;
- концентрацию компаний, направленных на удовлетворение туристского спроса: рестораны, сектор размещения, транспортные услуги, ремесла и туристские агентства и т.д.;
- сектора и производства, направленные на поддержку туристских услуг;
- экологически чистую и дешевую инфраструктуру (дороги, топливо, канализация, медицинское обслуживание);
- компании и институты, обеспечивающие необходимую квалификацию кадрам, информационную поддержку и финансовый капитал;
- внутренние агентства, организующие и внедряющие кластерную концепцию;
- государственные органы, регулирующие и координирующие структуры, влияющие на кластерные образования.
Чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, по мнению профессора М. П. Войнаренко необходимо пять условий - «5И»:
1. инициатива ;
2. инновации;
3. информация - доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и веб - страниц,
4. интеграция -
5. интерес


Рецензии