19. География международного туризма. Рекреационна
Распространение современного международного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные страны ныне приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30% и на страны с переходной экономикой – 13%.
За основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять то членение мира на туристские макрорегионы, которого придерживается Всемирная туристская организация, выделяющая 6 таких регионов:
1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль).
2. Американский (все страны Северной и Южной Америки).
3. Азиатско-Тихоокеанский (АТР, все страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).
4. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия).
5. Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии).
6. Южноазиатский (страны Южной Азии).
Статистика ВТО позволяет не только оценить современное положение макрорегионов в мировом ту-ризме, но и проследить динамику изменений, при характеристике которой ограничимся последними десятилетиями.
Несмотря на некоторое сокращение доли, главным туристским макрорегионом мира продолжает оставаться Европа. Это объясняется, с одной стороны, наличием здесь самых разнообразных рекреационных (природных и культурно-исторических) ресурсов, а с другой – действием таких социально-экономических и инфраструктурных факторов, как высокий средний уровень жизни, урбанизированность, транспортная подвижность. Очень важен для Европы и фактор географического положения, в особенности близкое соседство большинства стран. Одна из важнейших географических особенностей этого региона – преобладание в нем внутрирегионального обмена туристскими потоками. Более 9/10 приезжающих в Европу – это туристы из европейских же стран, среди которых преобладают (в порядке убывания) немцы, англичане, французы, жители Скандинавских государств, стран Бенилюкса, Швейцарии, которые, кстати, отличаются и высокими расходами на международный туризм из расчета на одного жителя (500-1000 долларов и более). А преобладающая их географическая направленность меридиональная: от более северных районов кюжным теплым морям. Из внеевропейских регионов наиболее значительный поток туристов в Европу формируется в Северной Америке (в основном в США, но также в Канаде и Мексике), хотя в последнее время он несколько уменьшился.
Статистика ВТО позволяет также выявить роль, которую играют в европейском туризме отдельные субрегионы. И по числу туристских прибытий, и по поступлениям от туризма первое место занимает, как и можно было ожидать, Западная Европа в узком смысле этого понятия. От Западной, что тоже вполне объяснимо, лишь немного отстает Южная, средиземноморская, Европа. На два этих субрегиона вместе приходится около 2/3 всех прибытий туристов в Европу. Третье место занимает Центрально-Восточная Европа, доля которой в прибытиях превышает 1/5, но в поступлениях от туризма она в два раза ниже (из-за более низких цен и худшего качества туристского обслуживания). Еще меньше туристов привлекает субрегион Северной Европы, но, несмотря на это по доходам от туризма он опережает страны ЦВЕ. А замыкают этот перечень страны Восточного Средиземноморья.
Американский макрорегион, как вытекает из приведенных выше данных, по масштабам международ-ного туризма уступает только Европе. Некоторое снижение его доли в прибытиях туристов и дохо-дов объясняется не тем, что он стал терять свою привлекательность, а тем, что темпы развития туристского бизнеса, в первую очередь в АТР, оказались значительно более высокими. В Америке, как и в Евро-пе, преобладает внутрирегиональный туризм (почти 3/4 всех прибытий), а главными центрами притяжения туристов были и остаются три страны Северной Америки – США, Канада и Мексика, при сильном доминиро-вании США, которые обладают самой развитой в мире туристской инфраструктурой. Южная Америка прини-мает значительно меньше туристов.
Немногим более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира. В первую очередь к ним относятся Европа и Азия, а из отдельных стран – Великобритания и Япония. Эти интуристы также направляются преимущественно в США, Канаду и Карибский бассейн.
АТР – самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором число международных туристов с 1970 г. увеличилось в 17 раз, а доходы от этой отрасли выросли в 75 раз! Средние темпы роста туристских прибытий здесь также самые высокие, они уменьшились только в 1997-1998 гг. в связи с азиатским финансовым кризисом, из-за которого, по некоторым оценкам, Азиатско-Тихоокеанский
регион лишился как минимум 3 млн. приезжих. Такой скачок АТР в области мирового туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграцион-ных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами индустрии туризма. В этом макрорегионе также преобладает внутрирегиональный туризм (около 4/5), а из отдельных его субрегионов ведущее место принадлежит Восточной Азии – в первую очередь благодаря Японии (средние расходы на одного туриста в этой стране достигают 1000-2000 дол.), Китаю, Республике Корея и Тайваню. На втором месте – Юго-Восточная Азия (особенно Малайзия, Сингапур), тогда как роль Австралии и Океании пока еще сравнительно невелика. А из внешних туристских рынков, куда выезжают граждане из стран АТР, наибольшей популярностью пользуются США, Европа и Индия. -
Африка, несмотря на то, что темпы роста международного туризма в этом регионе в последнее время заметно ускорились, все еще остается в числе аутсайдеров мирового туризма. Это объясняется силь-ной социально-экономической отсталостью африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и турист-ской инфраструктуры, политической нестабильностью, сохраняющейся еще угрозой разного рода заболева-ний, Здесь туристов, прибывающих в основном из Европы, интересуют только некоторые страны Северной (Тунис и Марокко), Западной (Мавритания), Восточной (Кения, Танзания) и Южной (Зимбабве, ЮАР) Африки. Туристские потоки между самими африканскими странами, а тем более выезд туристов в другие регионы мира, большого развития не получили.
Пока еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг (за исключением религиозного паломничества) и макрорегион Ближнего Востока. Здесь отсутствует должная государственная поддержка туризма, ему мешает политическая неустойчивость, провоцирующая как военные конфликты, так и отдельные вспышки экстремизма (достаточно вспомнить террористическую акцию в египетском Луксоре в 1997 г., когда террористы убили и ранили многие десятки ни в чем не повинных западных туристов). На Ближнем Востоке развитие получил и межрегиональный и внутрирегиональный туризм, а принимающими странами стали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт.
На последнем, шестом, месте среди туристских макрорегионов мира находится огромная по населению Южная Азия, в которой к тому же половину всех интуристов принимает одна Индия. Но государственную поддержку оказывают и в некоторых небольших странах этого макрорегиона, таких, как Непал, Шри-Ланка, Мальдивы. Такой рейтинг туристских макрорегионов во многом предопределяет и участие в международном туризме отдельных стран (табл. 3).
Рекреация (буквальный перевод с латинского - восстановление) - восстановление израсходованных в процессе труда физических и духовных сил человека и их развитие (Географический энциклопедический словарь - 1988).
Рекреационная география - это часть географии, изучающая территориальное распределение туризма, процессов и явлений, связанных с ним, а также взаимодействие туризма с различными компонентами природы и общества.
Рекреационная география - научное направление в географии, возникшее на стыке экономической географии туризма и отдыха, социальной географии (особенно географии туризма и отдыха и медицинской географии), биогеографии, физической географии, изучающее территориальные закономерности и особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие физических и духовных сил.
Предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем. Территориальная рекреационная система — социальная географическая система, состоящая из взаи-мосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления и, наконец, отдыхающих (рекреантов), характеризующаяся как функциональной целостностью (состояние подсистем определяется социальной функцией системы в целом), так и территориальной.
Рекреационная география выявляет закономерности: формирования, динамики, развития, разнообра-зия, распространения ТРС; их морфологической структуры; территориальной дифференциации и интеграции; внутренних взаимосвязей (структур), обусловливающих целостность ТРС; связи между ТРС; взаимодействие ТРС с другими географическими системами; прогнозирует; спонтанные (самопроизвольные) и целенаправленные действия; разрабатывает: систему методов познания.
Совместно с другими, науками рекреационная география разрабатывает предложения по: а) оптимальному функционированию систем; б) проектированию систем с заданными свойствами: определяет рекреационные потребности; прогнозирует последствия создания и функционирования систем; разрабатывает территориально-дифференцированные нормы, а также систему методов, изучения и проектирования ТРС. Снабжает общественную практику информацией о региональных особенностях ТРС (табл. 1).
Рекреационная география принадлежит к семейству общественных, специальных географических наук наряду с географией культуры, образования, здравоохранения и другими дисциплинами, в которых целевая функция объекта и предмета изучения может быть определена как социальная.
Рекреационная география широко использует такие общепризнанные научные методы системы географических наук, как исторический, сравнительный, картографический, аналитико-статистический, экспедиционных исследований, Математического моделирования. Социальный характер предмета; исследования обусловливает применение в рекреационной I географии способов и приемов, сложившихся в других общественных (балансовый, социологических исследований и т. д.) и медико-биологических науках.
К основополагающим понятиям рекреационной географии относятся, прежде всего такие, как свобод-ное время отдых, рекреация и туризм.
Свидетельство о публикации №115052001392