12. Литературное краеведение как ресурс формирован

(23.10.1932 – 4.12.2012)
Творческий путь. Первые книги Белова: сборник стихотворений «Деревенька моя лесная»(61) и сборники повестей и рассказов «Знойное лето» (63), «Речные излуки» (64), журнальные публикации: повести «Привычное дело» («Север», 66), «Плотницкие рассказы» («Нов. мир», 68), «Бухтины вологодские» («Нов. мир», 69). Повесть «Привычное дело» как эталон «деревенской» прозы. Прозаический цикл «Воспитание по доктору Споку» (68-78) — промежуточное произведение (между «деревенской» и «городской» прозой). Этапная для «деревенской» прозы книга очерков о народной эстетике «Лад» (1980) Воссоздание художественно-публицистическими средствами многовекового уклада деревенской жизни, закрепление многолетних исканий писателей-«деревенщиков» цельным по форме и содержанию этико-эстетическим обоснованием.
Главный труд Белова — трилогия «Час шестый» (окончательное авторское название), публиковавшаяся частями с начала 70-х гг.: «Кануны» (72-87), «Год великого перелома» (89-94), «Час шестый» (97-98) — в 2002 г. трилогия вышла полностью, без купюр. Рассказ о переломном моменте нашей трагедии, о коллективизации, итогом которой стала резкая, насильственная смена уклада, сказавшаяся даже на национальном характере. Художественные типы ( «коллективизатор» И. Сопронов).
Роман «Все впереди»(86), воспоминания о В. Шукшине «Тяжесть креста» (2000), о В. Гаврилине «Голос, рожденный под Вологдой» (2004).
Публицистические книги Белова: «Раздумья на родине» (86), «Ремесло отчуждения» (88), «Внемли се-бе» (93), «Записки на ходу» (99). Рассказ о современности языком сатиры в «перестроечных» вологодских бухтинах (96).
Произведения для детей («Сказки», «Рассказы о всякой живности»), пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Князь Александр Невский», «Бессмертный Кощей», «Семейные праздники», киноповесть «Целуются зори».

Известный российский писатель, крупнейший представитель «деревенской прозы» Василий Белов ро-дился на Вологодчине в деревне Тимониха Харовского района.
Выходец из крестьянской семьи. Его отец Иван Фёдорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» Василий Иванович Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО в городе Сокол, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. Армейскую службу в 1952-1955 годах проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.
Первой книгой Белова стал сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Тогда же была опублико-вана повесть «Деревня Бердяйка». С 1964 года постоянно жил в Вологде, не порывая связь с «малой роди-ной» – Тимонихой, в которой черпал материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная». Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968). Далее последовательно вышли другие крупные произведения: «Бухтины вологодские» (1969), роман «Кануны» (1972-87), «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), роман «Всё впереди» (1986), роман «Год великого перелома» (1989-1991) и др. Василий Белов известен также как яркий публицист и критик.
Василий Иванович Белов был крупным писателем и общественным деятелем. Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии СССР 1981 года, Государственной премии РФ в области литера-туры и искусства 2003 года, награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году, орденом Ленина в 1984 году, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Преподобного Сергия Радонеж-ского III степени в 2003 году. Также ему присуждена литературная премия Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году, Всероссийская литературная премия имени Аксакова в 1996 году, литературная премия «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого в 2006 году. Жил и работал в Вологде (почётный гражданин города с 1997 г.), но часто и подолгу бывал в родной Тимонихе. 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни писатель Василий Белов ушел из жизни.
К 80-летнему юбилею Василия Белова было завершено издание собрания сочинений писателя в 7 то-мах. Настолько объемное собрание сочинений писателя подготовлено впервые. Наряду с известными произведениями В.И. Белова в состав собрания сочинений вошли стихотворения, поэмы, воспоминания, рецензии и письма, многие из которых были опубликованы впервые.
В Центральной детской библиотеке г. Вологды 26 апреля 2005 года состоялось торжественное открытие Центра писателя В.И. Белова, на котором присутствовал сам писатель, гости из администрации области и города, писатели, художники, библиотекари, читатели, детские творческие коллективы. На день открытия фонд центра составлял тысячу единиц хранения. В Центре Белова постоянно проходят творческие встречи с писателями, организованы посвященные жизни и творчеству писателя экскурсии для дошкольников и школьников. Он постоянно пополняется новыми материалами и экспонатами, расширяет читательскую аудиторию. Центр расположен по адресу: г.Вологда, ул. Панкратова, 75. Тел.: (8172) 53-30-80.
В 2007 году в д. Тимониха был открыт литературный туристический маршрут «Дорога к дому», презен-тация которого была приурочена к 75-летнему юбилею писателя.
«Кануны» Василия Белова — первая книга многопланового повествования о жизни доколхозной северной деревни конца 20–х годов.
Критика неоднократно писала об эпичности романа В.Белова "Кануны". Но работ, идущих дальше этой констатации факта, пока нет. Мы считаем, что романы "Кануны" и "Год великого перелома", действительно, обладают многими признаками романа-эпопеи.
Роман Василия Белова "Кануны", обращенный к судьбам нашей деревни, годам коллективизации, - одно из первых в сегодняшней литературе произведений, заново переосмысляющих каноническую версию <великого перелома>. Авторы сборника - писатели, критики, публицисты - спорят не только о художественном своеобразии романа В. Белова, но и о поднятых в нем острополемических вопросах: кто виновник трагических событий, происшедших в деревне? В чем причины крестьянских бедствий на рубеже 20 - 30-х годов?
В романе-хронике «Кануны» (1972-1976), в котором изображена старая северная деревня, еще не за-тронутая губительной коллективизацией, Белов также отдается своей страсти к коллекционированию фактов и подробностей народной жизни, зиждущейся на идеале лада и красоты.
За судьбой крестьянства Русского Севера, описанной в трилогии, видится судьба крестьянства всей России в XX столетии.
      В «Канунах» описывается жизнь названных выше деревень накануне коллективизации. В этих и ок-рестных деревнях не было ни кулаков, ни батраков. Бедно жили Носопырь и старушка-нищенка Таня, но и они были полноправными членами крестьянского общества, занимали в нем свое общеполезное место.
      Трудолюбивые и здоровые крестьянские семьи Гаврилы Рогова и Данилы Пачина, где мужики и ба-бы трудились от зари до зари, жили крепкими домами. Дед Павло Сопронов занемог ногами, его семья жила беднее, а сын Игнашка Сопронов уродился и вырос злым и завистливым. И вот из центра поступают указания об обложении налогами зажиточных крестьян и о коллективизации. Игнашка Сопронов из карьеристских побуждений берет дело в свои руки и, опираясь на директиву Л. Кагановича, на поддержку партийного работника областного масштаба Меерсона, возглавляет соответствующую комиссию и облагает ряд крестьян налогами, в 3 раза превышающими их годовой доход и потому заведомо непосильными. Затем объявляется коллективизация. И что же? Все крестьяне, даже несправедливо названные кулаками, идут в колхоз! Однако И. Сопронов принимает не всех... На горизонте маячит террор, однако в «Канунах» террору подвергаются только священнослужители и бывший дворянин — однодворец Прозоров.
Автор во многих сценах изображает великое трудолюбие и умение трудиться русского крестьянина, на чем и держалась веками Россия. Это изображено и в строительстве мельницы Евграфом и Павлом Роговым («Кануны»), и в сценах сенокоса, и в умении Евграфа работать топором, и в умении деда Никиты выжить в глухом лесу («Час шестый»).
      Прекрасны образы русских женщин, таких, как Вера Ивановна, Тонька-пигалица, Аксинья, Палашка и др. По обаянию не уступают им образы украинских женщин-переселенок: Авдошки и других. Только одна женщина — Зойка Сопронова, жена Игнахи, — обладает в трилогии зловредным характером.
      С глубоким проникновением в психологию своих героинь автор показывает их естественное стрем-ление к личному счастью, к любви, их преданность своему избранному. Но злые силы власти разрушают или не дают возможности создать семью, выселяя на уничтожение мужей и возлюбленных.


Рецензии