7. Федеральный закон Об объектах культурного насле
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из главных положений закона, регулирующих вопросы государственного учета объектов куль-турного наследия, является требование определения предметов охраны памятника, послуживших основанием для постановки объекта на государственную охрану и не подлежащих изменениям, сохранение которых является необходимым при установлении условий охранных обязательств, для заключений договоров безвозмездного пользования и при приватизации памятников истории культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:
1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия
2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества;
3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного насле-дия
4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия
Классификация ведущих институтов социально-культурной сферы:
3. Научно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, выставки, историко-мемориальные комплексы, лектории, планетарии и т.д.).
4. Культуроохранительные институты (заповедники, центры экологической культуры, архивы, реставрационные мастерские и т.д.).
Архив - Учреждение для хранения старых, старинных документов.
Музей - Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-н. (па-мятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес, и т. п.).
Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.
Направления:
- выявление, комплектование, хранение, исследование и популяризация памятников природы, истории и культуры, использование музейных фондов в интересах духового обогащения граждан, для пропаганды и популяризации краеведения, организации досуга населения, осуществление научной и методической деятельности.
Задачами учреждения являются:
- приобщение к сокровищам духовной культуры;
- формирования исторического сознания;
- воспитание у посетителей музейной культуры, уважения к памятникам истории и культуры, эстетическим ценностям;
- удовлетворение интеллектуальных и эмоциональных потребностей человека;
- воспитание молодого поколения в уважении к историческим и культурным традициям своего народа, края к мировой культуре.
Библиотека - Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:
• в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;
• в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.
Библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы.
Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:
• литературные вечера;
• читательские клубы;
• клубы по интересам;
• встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;
• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);
• краеведческие вечера;
• просветительские лекции;
• вечера памятных дат;
• праздники, чествования;
• конкурсы и т. д.
Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. Такие читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:
• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;
• клубы женского общения;
• молодежные клубы;
• семейные клубы;
• клубы для детей и подростков.
Вторая группа читательских объединений включает в себя:
• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;
• экологические клубы;
• клубы краеведческого направления...1
Подобные формы характерны для большинства типов и видов библиотек, однако в детских библиоте-ках, например, реже проводятся программы, требующие специальной априорной подготовки от посетителей, и, наоборот, чаще применяются познавательно-развивающие программы:
• викторины;
• олимпиады;
• конкурсы;
• игры;
• кружки по интересам;
• секции по интересам и т. д.
Свидетельство о публикации №115052001340