Пигмалион и Галатея. Вариация на тему

ЛЕГЕНДА.

  Древнегреческая богиня любви Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером её исключительного благоволения к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, юным Пигмалионом, искусным в ваянии.
Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион, в загородном храме богини Афродиты, принес ей дорогие жертвы и попросил послать ему жену – точную копию созданной им скульптуры.
   Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе. Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть.
Лучи легли на лицо статуи цвета слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив изваяние за кисть руки, он почувствовал, что она обрела упругость и увидел, что лицо его избранницы становится светлее и на щеках проступает румянец. Внезапно грудь спящей красавицы вздрогнула и приподнялась от вдоха. И Пигмалион, с огромным трудом сдерживая волнение, понял, что она дышит дыханием спящей. В какое-то мгновение веки спящей вздрогнули и открылись, и Пигмалион увидел, что глаза его любимой лазурно-голубого цвета, как цвет моря, омывающего берега Кипра – острова Афродиты.
   Весть о том, что силой любви была оживлена скульптура, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом. Счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вышел из дворца со своим  ожившим творением и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять даже камень во имя любви и для любви.
   Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил Галатею своей женой и царицей Кипра и покрыл ее прекрасные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.

******************

   Так, или примерно так, выглядит древний миф о царе острова Кипр Пигмалионе и плоде его творчества – прекрасной деве Галатее, магическим образом оживлённой дочерью Зевса, прекрасной Афродитой. Мне так хотелось бы поверить в это чудо, как верили в него многие наши предшественники, но … , будучи по своей натуре оптимистом-скептиком я, используя метод реинкарнационной ретроскопии, решил переместиться во времени и в пространстве, во времена, когда на острове Крит правил первый царь Критской метрополии по имени Бел (в мифологической истории финикийцев и иудеев – Ваал), чтобы узнать правду, и, кажется, мне это удалось сделать.
   Хотите верьте, а хотите нет, но, на самом деле, всё было намного прозаичней. Тем не менее, чтобы сохранить мифическую романтику и некий литературный шарм древнего сказания, я решил изложить настоящую, а не выдуманную историю Пигмалиона и Галатеи в поэтической форме. Чтобы окончательно внести ясность, я предлагаю вашему вниманию небольшую историческую справку о некоторых исторических деталях, имеющих непосредственное отношение к нашей истории, которые, по известным причинам, остались в тени идеализированной истории о любви Пигмалиона и Галатеи.

Историческая справка.

   За несколько сотен лет до нашей эры, в античных государствах Средиземноморья был широко распространен культ Великой Богини. В Элладе ее называли Афродита, в Вавилоно-Шумерской цивилизации – Инанна, в Аккаде – Иштар, а в Финикии - Астарта. Поклонение этому женскому божеству предполагало ежедневное проведение ритуалов, в процессе которых имело место и ритуальное совокупление.
   Каждая девушка собирающаяся выйти замуж и рожать детей была обязана пройти ритуальное лишение девственности в храме Афродиты. Девушка, которая потеряла невинность не в стенах храмах, считалась осквернённой и была обречена на позорное безбрачие.
   Ритуал совершался следующим образом: в определенный день, девственница приходила в храм и отдавалась любому незнакомому мужчине, который приходил совершить жертвоприношение богине и попросить её о чём-либо. Примечательно то, что при этом нельзя было целиком обнажать тело посвящаемой в женщины, не допускались поцелуи и прикасания к её груди, ибо считалось, что это нарушает таинство ритуала и несёт опасность превращения его в обычный, пошлый, вульгарный секс. Главной идеей проводимого ритуала было то, что посвящаемая, совершая ритуальный половой акт, приносила свою девственность или, в случае, если жертву приносила замужняя женщина, целомудрие, в жертву Великой Богине и сразу же оказывалась под её защитой и покровительством. Приносить себя в жертву могли не только посвящаемые девственницы, но и обычные женщины, приходящие к Афродите с какой-либо просьбой. При этом, в храмах Афродиты существовала каста культовых жриц, которые служили Богине до достижения ими возраста 28 лет. Они обслуживали храм и, в определённые дни и время, совершали культовые жертвоприношения, отдаваясь прихожанам мужского пола. При этом делали они это без похоти и пристрастия и поэтому причислялись к непорочным девам, а их тела, символически, в совокупности, составляющие тело Великой Богини считались чисто-целомудренными. Одной из священных обязанностей жриц храма Афродиты было обучение подростков мужского пола таинствам соития мужского и женского начала, а также практическое обучение искусству плотской любви, зачатию новой жизни и воспитание у них глубокого уважения к женскому телу и душе.
   Известно, что служение храмовой жрицей совсем не являлось позорным. Напротив, богатые, аристократические семьи почитали за огромную честь, если их дочь становилась жрицей в храме Афродиты. Зачастую, чтобы Афродита была благосклонной к их дочери, посвящаемой в жрицы её храма, родители приносили на алтарь щедрые жертвоприношения деньгами, украшениями или другими ценностями, например дорогими тканями или благовониями. Период подготовки кандидатки в жрицы мог продолжаться от трёх до семи лет, в зависимости от её способности к обучению, старательности и усердия. Кроме обучения теории и практики плотской любви девушки проходили серьёзный общеобразовательный курс, включавший многие дисциплины, в том числе и риторику, поэзию, игру на музыкальных инструментах, танцы и рисование. Многие знаменитые на всю Грецию гетеры, прежде чем открыть свой собственный «клуб любителей высокого искусства», прошли полный курс обучения в храмовой школе Афродиты. Но, самой главной наукой, которой в совершенстве владели жрицы храма Афродиты – конечно же была сексуальная магия. С её помощью они могли не только вылечить мужскую импотенцию, или женскую фригидность, но и излечить бесплодие или многие другие болезни. Одной из самых выдающихся способностей, которой владели храмовые жрицы, была способность омолаживать тело и душу человека, но, всё, что было связано с этой технологией, скрывалось под покрывалом глубокой тайны, даже попытка разглашения которой мгновенно каралась. Как правило, клятвопреступница умирала по необъяснимым рациональным умом причинам.
   В храмах Афродиты допускались и гомосексуальные ритуалы, в которых принимали участие только женщины, жрицы, но эти афродезии имели отношение к, так называемым, особым таинствам или мистериям сакрального совокупления в её честь или бесконтактного совокупления непосредственно с самой богиней и поэтому какие-либо подробности о них до нас не дошли.

И так, как и обещал, авторская рифмо-версия древней легенды:

УЛОВКА ПИГМАЛИОНА.

На Кипре правил старый царь.
Был он известным и богатым,
И возложил он на алтарь,
Служения «богам рогатым»,

Всю жизнь свою и все таланты.
Его отцом был Посейдон –
Владыка вод, и все атланты
Считали, что был богом он.

Но всё не вечно под Луной
И царь Ваал – не исключенье.
Устал он властвовать страной
И передал своё правленье

Умнейшему из сыновей –
Искусному во всех науках,
Любимцу муз, богов и фей,
Творящему скульптуры, в муках,

Родному сыну-первородку,
По имени Пигмалион.
Тот, «почесав свою бородку»,
Без промедленья «сел на трон».

И правил царством он умело …,
Но вот беда – был не женат.
Иметь любовниц – то ли дело?
Найти ЛЮБОВЬ – трудней стократ.

Беда его усугублялась
Тем, что жену он мог избрать
Лишь ту, что киприоткой звалась,
Из местных, и ему под стать …

Такой в том царстве был закон.
Его никто не смел нарушить
И даже царь Пигмалион
Был вынужден старейшин слушать.

На Кипре девушек немало,
Красивых, знатных, молодых
Но брать их в жёны не пристало
Без чувств сердечных и иных ...

Однажды в храме Афродиты,
На дальнем острове Родос,
Где отдыхали все пииты,
Где моряков встречал «Колосс»,

Пигмалион увидел жрицу
Необычайной красоты –
В людском подобии жар-птицу.
Сплелись в ней все его мечты.

И дева юная влюбилась
В Пигмалиона, в тот же час
И, без раздумий, согласилась
«Примерить» свадебный атлас.

Тайком на Кипр её доставил,
В свой царский дом, Пигмалион
И думать стал, как, против правил,
С собою посадить на трон.

Был он ваятелем отменным – 
Из камня резал изваянья,
А также зодчим и военным,
Поэтом, с даром прорицанья.

Но как решить свою проблему
Не мог придумать он никак
И запретил на эту тему
Себе он мыслить натощак.
 
************
Нашёл царь каменную глыбу
У кромки моря, как-то раз,
Напоминающую рыбу,
Песком сокрытую от глаз.

Из недр земли она явилась
Своей холодной красотой.
И будто бы сама просилась,
Омытая морской волной,

Пигмалиону в мастерскую.
Её прекрасный тёплый цвет
На пену был похож морскую.
Быть может, в этом был секрет …

Того, что он вдруг оживился
И приказал её достать …
В нём замысел тотчас родился:
Из монолита изваять

Скульптуру – копию любимой,
Затем, при всех, в неё «влюбиться»
И, «с помощью богини чтимой»,
Статую «превратить» в девицу.

Тогда никто уж не посмеет
Его в измене обвинить
И наконец-то он сумеет
Себя законно оженить.

Решил – и стал творить скульптуру.
Днём – молча резал монолит,
А ночью – «изучал натуру»
Когда она спокойно спит.

И вот настал момент свершенья.
Работу мастер завершил.
Продемонстрировать творенье
Без промедленья он решил.

Перед дворцом свою скульптуру
Поставить мастер приказал
И всех, кто признаёт культуру
К себе на праздник он созвал.

В чудесной мраморной беседке,
Что создал сам Пигмалион.
За струями воды, как в клетке,
Своё творенье спрятал он.

Была беседка – не простая
Два пьедестала было в ней
Менять местами их, вращая
Гранитный круг, мог «бог» камней».

Два пьедестала разделяла
Из мрамора стена-тайник,
На первом – женщина стояла
А на втором её двойник.

Пришли к царю все горожане.
Собрались все, и млад и стар
Полюбоваться на созданье
И красоте предаться чар.

Завеса водная упала.
Толпа издала тихий стон:
На возвышении стояла
Богиня грёз! Пигмалион –

Её творец, её ваятель,
Стоял с улыбкой на устах –
Скульптуры дивной обладатель,
И, со слезами на глазах

Он к Афродите обратился,
Прося скульптуру оживить …
И тут, поток воды полился,
Чтобы её от взора скрыть.

Когда завеса вновь упала,
«О чудо!» – Охнула толпа.
На мраморной плите стояла …
Дева! Статуя – ожила!

Хвала богам и Афродите!
Вскричал тотчас Пигмалион.
Скорей отца ко мне зовите,
Пускай благословит нас он.

На свадьбе своего царя
Гулял народ почти неделю
Богиню славя, и не зря:
За молодую Галатею.

Возможно всё было не так
Возможно, всё же, было чудо,
Но я – на выдумки мастак,
Надеюсь вам «по вкусу блюдо»?


Логическое философическое резюме к стихотворению "Пигмалион и Галатея":

Когда, создав прекрасное творенье,
Пигмалион молил богиню оживить
«Холодный камень» утром, в воскресенье,
Не думал, что ему придётся вновь молить,

Рождённую из пены Афродиту,
Не только тело, но и душу оживить
Холодной, словно камень, Галатеи.
Но "чашу горькую" пришлось ему испить …

Богиня отказала, с сожаленьем,
Ваятелю в отчаянной мольбе.
Сославшись на своё ограниченье
И на запрет идти наперекор судьбе.

МОРАЛЬ.

О, Мастер! Прежде чем из «камня» резать
Своей прекрасной Галатеи телеса,
Учти: Психеи - камню не изведать,
Каким бы чудом не была его краса.


Рецензии