2000 Инопланетянин

Виталий Иванов. Поэмы. - СПБ: «АССПИН», 2001.– 64с.
https://yadi.sk/i/riBY6mElgdRWh



ИНОПЛАНЕТЯНИН




Эта истина -
о, как ты грустна!
Сознание мое одиноко.
Где друг мой?
Через сколько лет, веков
поймешь ты меня?..





1.

Я - марсианин.
Я иду по городу.
Мне притяжение земное тяжело…

Как странно все!
Средь каменных коробок -
толпа существ, визгливых и недужных;
зловонные скрежещут механизмы…
Одолевает чувство
недоумения, стыда…

Несчастная планета!
Ее младенцы возомнили,
что они разумны.

Но разве разум будет
находиться в грязной оболочке
и строить себе гнездо,
что недостойно и последнего
создания природы?

2.

Что ж так убого
у них выходит все?

С природой спорит
глупый человек,
природу разрушая.

Похоже это больше на войну,
чем на соревнование в искусстве
детей с родителем,
ученика и метра.

Предметом спора
могло бы быть уменье строить,
а не способность разрушать другого.

Кто разрушает -
сам себя разрушит!

И кто разумнее:
природа - та, что строит
себя и человека
миллионы и миллиарды лет,
иль человек,
все разрушающий -
природу и себя?

Но человек - дитя природы.
Так неужели же они безумны оба?!..

3.

Что мыслит человек несчастный,
уничтожая вокруг себя все лучшее?

Заводы, язвы гнойные,
разводит он на теле матери.
В моря и реки - в кровь ее! -
он выливает яды!..

Что движет им,
когда он сводит леса
и степи разоряет?

Он раздевает мать свою,
и тело ее больное
предстает все в язвах
и морщинах.

И скачет он на теле матери,
славя бездарность свою!

Что за наваждение в умах
этих существ?

4.

Считающие себя разумными,
они не могут справиться с собою
и делом рук своих
и разрушают, думая, что строят.

Нет, ничего нельзя построить, разрушая!..

В тончайших тканях
материи и разума
оборванные нити
оставляют только дыры!

Они боятся своего настоящего,
не верят в будущее
и забывают о прошлом.

Но что случится с верхним этажом,
когда из под него изымут все другие
иль будут вынимать через этаж?

Жалок разум, себя обожествляющий.
Страшны дела его!

Как можно считать себя разумными,
не ставя Целью поиск Назначенья,
не пробуя понять
зачем родился ты,
что должен ты родить?

Как к матери своей так можно относиться?!..

Нет ничего святого в их глупом разуме!

Унылый мир их узок и однообразен,
как эти улицы, похожие, скорее,
на траншеи, чем на жилище разума.

Да, каждый строит продолжение себя.

Таков сегодня человек.
Творения его ему подобны.
5.

Дети их будут рождаться
в заношенном до дыр мире,
высовывать головы
и проваливаться в прорехи,
прорванные в материи и сознании.

И ткань все больше будет расползаться…
И вылезет из дыр чудовище,
себе только подобное,
страшнее мира, созданного людьми,
и их страшного сна.
Оно не вспомнит родителя,
поившего его кровью собственной матери,
кормившего мясом сородичей
и прахом предков
из разоренных могил.

И будет то чудовище
так же помнить о гнезде собственном,
как человек, презревший корни свои.

И наступит это чудовище
башмаком еще более страшного разума,
отрицающего все, кроме себя, -
и природу, и человека,
и саму Землю, -
на Землю,
и, оттолкнувшись,
исчезнет в бесконечной вселенной,
как сон кошмарный,
оставив тем, кто останется,
кровавую явь
и последнее желание –
смерти.

6.

Человечество,
многомиллиардоголовая гидра,
куда спешишь ты?!

Ты, зверь безумный, огромный,
топчешь то, без чего умрешь,
ешь самого себя.

Хоть один бы из них
попробовал посмотреть со стороны
на собственное безумие.

Нет, все разнообразие безумцев –
равно безумно!

Не странно ль они живут? -
Лишь по инерции,
как стрела на излете.
Она не попала в цель
и поразить уже ничто не может.

А цель - была?..
Нет, выстрел был без цели!

Неужели, снова стрелу подберет
самонадеянный охотник
и пустит вновь,
не видя во ЧТО он целится,
КОГО он убивает?!.

А стрела уже ждет этого,
еще долетая…

7.

Не знают люди  ч т о  такое разум,
что можно строить разум,
словно сад прекрасный,
плоды выращивая знаний,
цветы достоинства и чести,
и славы разума!

Они не знают,
что опыт - главное богатство;
мысли, чувства, движения всего,
что есть и было -
все ценно,
все имеет смысл,
свое предназначенье.

Все разное - едино;
единое – разнообразно.
А красота -
гармония природы с разумом.
В едином нет противоречий!

Природа строится посредством человека,
а человек - сама природа.
Он - ум, она же - тело,
жена, и мать, и дом его;
все продолжения природа, все начала!..
8.

Но разве так у них?

Коль не ухаживать за садом,
его дорожки зарастут,
цветы прекрасные и нежные погибнут.
Тысячелетья их выхаживал садовник.
Их красота наполнена теплом сердец,
заботой рук и светом разума
десятков поколений.

Чем старше разум,
тем сад его прекраснее.
Он - мастер.

Дикие растения неприхотливы,
садовник им не нужен.

Но кто живет в лесу? -
Только звери без разума.

А если отравить источник,
питающий корни, -
не будет ни сада, ни леса,
все растения погибнут,
засохнут или сгниют.
Останется пустыня
или болото зловонное;
и не будет дома
ни разуму, ни зверю…

9.

Они лгут себе и друг другу
и никому не верят;
настойчиво стараются забыть -
о, недалекие! -
все лучшее, что было,
чтобы не сравнивать с тем,
что у них сегодня.

Но разрывая связь времен,
в безвременье лишь можно оказаться
и пустоте.

Как люди все разобщены
друг с другом,
с предками своими и детьми,
и с матерью природой!

Но есть закон, гласящий:
забудешь предков своих,
и дети твои будут скакать
на твоем мерзлище!

Как мало в языке их понятий
созвучных высокому!
Так же, как мало высокого
в жизни этих существ.

Они говорят одно,
а делают другое,
не понимая  ч т о  они говорят
и  ч т о  делают.

10.

Они придумали себе “Учителя”,
чтобы оправдать собственную беспомощность.

Но слова чужие в устах чужих -
тень от тени;
и от этого умирает живое,
потому как вместо воды и света
получает названья - сотрясения воздуха!..

Не понимая слов “Учителя”,
они повторяют их тупо
и толкуют, как могут;
а могут - плохо;
и лгут, что понимают;
каждый кричит,
что он понимает лучше;
и убивают друг друга,
творя страшное;
и оправдывают дела рук своих
волей “Учителя”, зная:
не тому Он учил их,
но не знают - чему…

11.

Что они создали  т а к о г о,
что оправдало бы их разбой?

Они придумали БОМБУ!

О, как они исхитряются
в умении убивать друг друга или калечить,
сразу - как можно больше,
разными способами!..

Каждый разум
достоин своих достижений.

Велико их могущество.
Они могут уничтожить себя,
может быть, даже - Землю…
Способны ли они
спасти что-нибудь?!.

12.

Земляне не понимают,
что они - зародыш разумной Вселенной.

Цель разума - сохранение,
приумножение всего, что существует.
Он – продолженье,
а не смерть природы.
Все неразрывно в мире.
Бесконечны связи всего со всем,
а разум - сосредоточенье связей.

Он - связь времен
и, связь ту разрушая,
уничтожает сам себя!

Разум - книга прошедшего,
зеркало настоящего
и воля, устремленная в будущее.

Он призван оградить природу
от случайного уничтоженья,
а он ее уничтожает сам!

Чудовище родит Чудовище…

13.

И Чудовище это
поест сознания всех людей
и животных, растений -
всей жизни.
Вместит Оно в себя все знания,
накопленные планетой;
и пренебрежет тогда человеком,
породившим Его;
и сделает из человеков Себя;
и из Себя - новых человеков,
которые будут дети нечеловеческие -
слуги Его и Он Сам.

Будет Оно не добрым, не злым;
но все, что есть или может быть,
Им будет;
и все будет - в Нем.

А все, что не в Нем, -
будет желанно.
Нужна будет Ему все новая материя,
чтобы утолять голод познания;
начнет Он глотать планеты и звезды
и строить из них Себя.

И вберет Он в себя всю Вселенную,
Сам станет Вселенной.

И станет разум Его есть Себя.
Найдет Он в себе все,
но ничего - более!

И будет Он знать все,
что было и будет;
но ничего не будет такого,
чего б еще не было,
только - то, что было и есть.

И взвоет Он тогда от тоски,
с которой нету сравнения,
потому что,
такова смерть Одинокого,
и в смерти родит ребенка -
Вселенную новую,
у которой не будет разума,
но другой космос,
иное пространство и время…

И однажды появится вновь Звезда,
и рядом - Планета
или иное,
где возникнет жизнь,
а потом существа,
достигшие разума.

Будет это другая планета,
иной будет разум;
все будет иным в новой Вселенной,
кроме Конца!..
14.

Никто меня не слышит…

Что толку прорицать
из собственных развалин
пути чужие?

Я - инопланетянин.
Мне все чужое здесь,
и все знакомо.

О, Марс пустынный!
И ты когда-то был прекрасен;
но ты погиб.

Один не смертен я.
Безмерна мука
видеть рожденье, жизнь
и разрушение миров.

Всем ошибаться свойственно.
Ошибки многих
для многих - опыт.
Если ты один,
твоя ошибка - катастрофа.

Я ошибся.
Но более ошиблись те,
кто создал ум мой одиноким.

Искусственный носитель
хранит сознание -
весь опыт родины моей.
Есть у меня глаза и уши,
все ощущения,
нет рук,
погибло тело - Марс!..

Я ничего не в силах изменить
и даже смерть принять;
но вижу все…

Вот наказание страшнее смерти!


15.

Разум спасает только разум.


Множество умов
избирают много путей.

Порознь или вместе –
доходят до любой цели.

Бесчисленны миры в бесконечной вселенной.
Да продлится путь каждого!..



Ленинград, 1987г
(Редакция - Санкт-Петербург, 2000г)


Рецензии