Рождён для света. 7 сцена. На площади

      Амстердам. Весна 1671 года. Утро.
     На площади редкие прохожие разных
     слоёв населения.На краю площади,
     близ рынка,появляется мальчишка с
     переносным лотком, неся его на ремне
     через плечо.Он устанвливает лоток на
     откидную ножку с опорой на разборную
     крестовину; на крышке лотка расклады-
     вает несколько книжек.

           МАЛЬЧИШКА (громко):
  -Есть "Богословско-политический трактат".
  Новинка Гамбурга.
  Издатель -доктор теологии Кюнрат.
  Кто чтит превыше всего разум, будет рад
  Новинке Гамбурга.

     (Двое - братья Курбах - подходят к
     книгопродавцу. За ними к лотку потянулись
     почти все, кто находился на площади)

            АДРИАН(подмигнув мальчишке,а тот
                и глазом не моргнул):
  -Позволь узнать:и в самом деле книга-клад?
     (Адриан и Иоанн берут по книге)
  Её откроем и прочтём страницу наугад
  Новинки Гамбурга...
     (оба раскрывают книги)

           АДРИАН (читает):
  -"Я мало озабочен тем,
  Какой поднимут дикий вой
  Мастей различных суеверы.
  Они извечно ни к кому
  Не знают большей злобы,
  Чем к лицам, посвящающим себя
  И жизни истинной
  И истинной науке.
  Но "nil volentubus arduum"
  ("стремящемуся нет преград").
  Решил в трактате доказать я то,
  Что Время, Философия,
  А также Дело требуют давно:
  "Кто ищет мудрость лишь в Писании,
  Тот ложный избирает путь"...

           КАЛЬВИНИСТ (из толпы -запальчиво):
  -И автор это делает с искусством сатаны!
           (обращается к толпе)
  Полна, поймите, эта книга любопытных,
  Но в сущности ужаснейших открытий,
  Какие можно почерпнуть лишь в адской бездне.
  Её из Ничего, из мрака извлечённую,
  Во мрак забвения низвергнуть надо!
 
            АДРИАН (как бы представляя его толпе):
  -Нельзя нам лучший выдумать пример:
  Смотрите, слушайте: пред вами - су-е-вер!

            КАЛЬВИНИСТ (не смущаясь):
  -Недавно депутат Гольбек,
  Весьма достойный человек,
  Просил Синод достопочтенный
  ПринЯть решительные меры
  Против кощунственных изданий,
  Подобных этому трактату:
  Душегубительней и богохульнее,
  Чем он, книг не было и нет.
  И потому его не только запретить -
  Изъять у всех владельцев надо.
  Гольбек призвал для дел богоугодных
  Привлечь всех братьев-проповедников,
  Все магистраты
  И Государственный Совет...
  К Совету мы неоднократно обращались,
  Чтоб авторов подобных богомерзких книг
  Наказывать сурово,
  Но от него ответа нет и нет.
  И никаких он мер не принимает...

           КТО-ТО (из толпы):
  -На этот счёт ответ найдёте
  В стихах Бартоломео Дотти:
     "Безумие - на книги класть запрет
      И требовать над автором расправы.
      Творенью только прибавляет славы,
      Когда его не выпускают в свет".

           КАЛЬВИНИСТ(убеждённо):
  -Да как вы не поймёте:
  Писатель этот-аноним,
  Самонадеянной гордыней ослеплённый,
  Простёр своё бесстыдство до того,
  Что утверждает, будто тексты Библии
  Основаны на мыслях и пророков, и апостолов,
  Что не было ни откровенья им,
  Ни повеленья Свыше...
  Но если согласиться с этим, 
  Придётся далее признать,
  Что Библия - какой-то нос из воска,
  Который можно мять,
  Вертеть в любую сторону,
  Кому как в голову взбредёт...

           АДРИАН:(и к кальвинисту, и к толпе):
  -Оно ведь так и есть -
  Ведь нет еретика без Библии -
  Geen Ketter sonder letter.

           КАЛЬВИНИСТ (продолжая свою мысль):
  -Какие-то очки, через которые
  Любой увидеть сможет, что захочет...

           АДРИАН:
  -Ведь это так и есть на самом деле.
  Вы оглянитесь, протестанты, на себя:
  Отвергнув правомочность Папского престола,
  Цитируя стихи Священного Писания,
  Вы сколько наплодили сект
  И продолжаете плодить? -
  Со счёту можно сбиться...
  И каждая твердит- провозглашает,
  Что лишь она одна владеет Высшей Истиной.
  Вы сами превратили Библию в колпак для дураков,
  Для тех, кто ум не представляют без оков.

           КАЛЬВИНИСТ (к Адриану):
  -Да разрази Господь тебя, о сатана,
  И да сомкнёт Он нечестивые твои уста!
  Да поглотит тебя и анонима - бездна!
 
           АДРИАН (спокойно,ко всем):
  -Кто разум свой отверг, с тем спорить бесполезно.
  Вы замечайте, кстати:
  Чем больше о трактате
  Сказать стремятся злобных слов,
  Тем всё активней книги покупатель,
  А у мальчишки - всё крупней улов.

           ИОАНН (к кальвинисту: робко,смущаясь,но
                с каждым словом всё уверенней):
  - А Ваша злоба не от рвенья к Божьей Истине -
  К источнику приветливости, кротости, смирения,
  Любви людей друг к другу,
  Но от великого желания господствовать
  Над паствою своей...
  Все те, кто осуждает сочинения
  Свободного ума
  И подстрекает на их авторов
  В невежестве погрязшую толпу,
  Есть возмутители спокойствия Республики...
  Они стремятся уничтожить
  В свободном государстве
  Свободу мысли и суждения...

           КАЛЬВИНИСТ:
  -И где ж такую вы свободу наблюдали?
 
           ИОАНН:
  -Да взять хотя б наш город Амстердам!
  В великолепном этом городе,
  В его провинции цветущей,
  Все граждане, к какой они бы ни принадлежали
  Общине, нации - перед законом и судом равны.
  У нас ведь главное мерило человека -
  Его дела и совесть...

          КАЛЬВИНИСТ:
  -Как слЕпы вы и как наИвны!
  Не видите, что назревает буря...
 
           АДРИАН:
  -А сеют семена её такие нетерпимцы,
  Как Вы, кто свой авторитет
  Использует, чтобы склонить
  Простонародье к бешенству и бунту
  И натравить слепых безумцев
  На тех, кто всей душой
  Об общем благе озабочен...

           КАЛЬВИНИСТ:
  -Первейший долг христианина
  И верноподданного гражданина
  Не благу общему содействовать -
  Нет! - Печься не о нём: ведь благо - зло...

           АДРИАН:
  -Но почему ж тогда все ксёндзы, пасторы, раввины
  И все святоши о благополучии своём
  Так ревностно пекутся?

           КАЛЬВИНИСТ(не обращая внимания на вопрос):
  -Необходимо укреплять
  Всемерно в душах грешных
  Благоговение перед Всевышним,
  Почтение к Священному Писанию...
  На всех же, кто, как автор этой книги,
  Доверие к ним подрывает суемудрием своим,
  Святой долг призывать на них
  Гнев человеческий и Божий.
  Их надо с корнем вырывать из Божьей нивы...

           АДРИАН:
  -Дай волю Вам и Вам подобным,
  Начнёте вы инакомыслящих судить,
  И станет трудно честным людям жить,
  Тем, кто не может притворяться
  И говорит,что думает...
  Испортятся тогда людские нравы -
  Житейские хорошие привычки;
  Льстецы, двуличники и негодяи
  Всемерно будут поощряться;
  А вы, урвав у государства
  Свою часть власти, возликуете,
  Приумножая собственное благо
  В ущерб благополучия и мира
  Всех остальных людей...
  Но, к счастью, амстердамцы вам не внемлют...
 
           КАЛЬВИНИСТ (стараясь затеряться
                в задних рядах толпы):
  -Слепых в безбожии да просветит Всевышний!

           АДРИАН:
  -Слеп тот, кто до ушей колпак свой нахлобучил,
  Кому весь белый свет - подкладка колпака.
      (Толпа смеётся. Кальвинист, оглядываясь назад,
       спешно удаляется)

           КТО-ТО (из толпы):
  -Намяли в споре проповеднику бока...

      ( У мальчишки бойко идёт торговля. Братья Курбах
        уходят. Редеет толпа. Удаляется последний
        покупатель. Мальчишка, закрыв и собрав лоток,
        взялся за его ремень)

           КАЛЬВИНИСТ (внезапно появившийся):
  -Постой, куда ты убегаешь?
  И почему новинки мне не предлагаешь?

           МАЛЬЧИШКА (дерзко):
  -Для злобных богословов и ослов
  В ней слишком много мудрых слов.

           КАЛЬВИНИСТ (в гневе):
  -Негодник, ты ещё и оскорбляешь!
  В своём лотке запретный плод хранишь.
  Ты сам хоть знаешь, ЧТО распространяешь?
  Отдай лоток!

           МАЛЬЧИШКА (отбегая):
  -А не хотите ль шиш?

           КАЛЬВИНИСТ (настигая его и хватая за ухо):
  -Шалишь, охальник, не сбежишь!
  Желаешь ты иль не желаешь,
  Пойдёшь сейчас со мною в магистрат
  И там расскажешь всё, что знаешь:
  Где книги взял, кто - автор, кто - Кюнрат...
       
         (На краю площади появляется шкипер
          с двумя матросами)

           МАЛЬЧИШКА (что есть мочи):
  -Грабёж! Грабёж! О, люди, помогите!
  Ребёнка от грабителя спасите!

         (Троица подбегает к нему)

           ШКИПЕР: (к кальвинисту):
  -Что здесь творится, преподобный брат?
         (обращает внимание на мальчишку)
  Ба! Наш знакомец Иоганчик Сниттэ.
  Что от тебя хотят?

           МАЛЬЧИШКА (лукавя):
  -Лоток с деньгами отобрать!

           ВАН-КУКЕР:
  -Как Вам не стыдно! При таком-то сане
  Вдруг вздумалось пастись в чужом кармане?
  За это  Вам - не сдобровать!

           КАЛЬВИНИСТ:
  -Да как Вы смеете! Я местной церкви проповедник.
  В Синоде, в магистрате я - не из последних.
  И в грабеже меня вдруг обвинять!?

          ВАН-РИТТЕЛЬ:
  -Оставьте-ка мальца в покое.
  Иначе мы применим силу к вам.
  Учтите: вы - один, а нас здесь - трое:
  Прислушается к НАШИМ суд словам.

           КАЛЬВИНИСТ (растерявшись, отпускает
                мальчишку):
  -Я подчиняюсь вам, но подчиняюсь грубой силе.
  Так знайте: ключ от богохульников вы упустили...
  В лотке трактат, которым взбударажен Амстердам.
  Готовится запрет достопочтенного Синода
  На эту книгу...

           ШКИПЕР:
  -Ложь! В Голландии - свобода!
  И обижать мальчишку Вам - не дам!

           КАЛЬВИНИСТ:
  -Всё ясно: богохульник богохульнику - подмога.

           ВАН-РИТТЕЛЬ:
  -Пока я добр, идите-ка своей дорогой.
  А разозлюсь - суду Вас передам.

           КАЛЬВИНИСТ:
  -Запомните: Господь всё видит и всё знает.
  Возмездья час пробьёт! Бог покарает
  И нечистивых сочинителей,
  И их высоких покровителей...
         (про себя)
  Самонадеянный не знает Ян-де-Витт,
  Что меч - Домоклов меч! - над ним висит.
  Орудье правосудия куётся
  И в час ночной, и днём.
         (услыхав, что мальчишка и моряки весело смеются,
          обернулся к ним и крикнул громко):
  Узнаете потом -
  Последний кто смеётся!

         Занавес
 



 







 

          








 


Рецензии