Форма

                Подборка рассказов «Яшка Турз»         

       «Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением». Выражено ёмко:
- способ существования, неотделимый от содержания;
- способ, служащий его выражением, т.е. способ выражения способа существования…
- способ, собственно, и являющийся самой формой или, что ещё точнее – выражением существования формы содержания…
       В философском понимании выражение воспринимается не вполне совершенным, но относительно понятным. А в прагматичном смысле, через материализованные представления, ассоциируется с малоприятными представлениями, скрытыми формами содержания….
       Яшка форму не носил. То есть не носил с тех пор, как вошёл в уровень содержания, соответствующий обращению к нему в форме выражения «Яшка Иванович». Но и во времена, не соответствующие философской форме выражения, заключённого в имени «Яшка Иванович», отдельные элементы его внешней формы имели, скорее, показной характер. Так в период  работы штурвальным, носимые им «шкеры» символизировали более бутафорский, чем ментальный характер, что было естественным для возраста и обусловленных его временем издержек воспитания. 
       Позднее, его штурманское «выражение» обязано было быть представленным в надлежащей форме и он, определённым уставом способом, подтверждал целесообразность его существования.
      Ещё Яшка носил форму советского солдата, стоящего на страже защиты Отечества. Эта форма была изуверским способом демонстрации ничтожности его, Яшкиного, человеческого достоинства. Неоспоримым свидетельством того был военный устав и беспримерный цинизм способа его выражения командным составом Армии.
       Очевидно общезримые, отвратительные ассоциации явлений, совершаемых способом выражения формы, выработали у населения иммунную форму «способа неприятия»  «способа выражения формы», а точнее «способов выражения всех форм». Поэтому Яшка форму не носил.
       Он по опыту знал - форма является свидетельством представительства содержания своего обладателя. Был случай, когда матросы пассажирского метеора на одной из обских пристаней, раскачав его за руки-за ноги, чуть не выбросили с борта корабля на борт дебаркадера. Случилось к месту действия подойти капитану-наставнику пароходства Кокорину Владимиру Ивановичу. Он успел разглядеть в Яшке Яшку и приказал немедленно прекратить безобразие, найти лучшее место в носовом салоне, устроить на нём Яшку и извиниться.
       Будь Яшка в положенной ему форме при шевронах и регалиях, равнозначных отличиям Владимира Ивановича, - матросы бы в страшном сне не позволили себе выбросить такое «добро» за борт. Тем более он, к тому времени, уже 30 лет как имел навигационный билет для проезда на всех без исключения судах пароходства и во всех направлениях. Из за нежелания вникнуть в суть дела, и возникла ситуация…  Но здесь речь о случае. А общее неприятие – отвратительная система. И Яшка форму не носил.
       Он ехал на теплоходе «Радист» в пограничный для пароходств Западно Сибирского и Объединённого Обь Иртышского пункт - село «Соснино», на встречу с руководством управления связи и радионавигации соседей. Попутно на Радисте ехал до встречи с теплоходом судоинспекции один из его работников. В посёлке Пырчино - (в Пырчинской протоке выше Назино) у него жил давний знакомый. Он пошёл знакомого (как бы по случаю), навестить …
       Здесь уместно сделать существенное уточнение: Радист был покрашен в белый цвет. Белый цвет – это форма, олицетворяющая собой суда специфического назначения: судоходной инспекции, речного Регистра, теплоконтроля, рыбоохраны, служебные, различных органов и т.п. Все они сошли со стапелей Ярославской судостроительной верфи, похожи один на другого, как близнецы-братья. Если в названном перечне «белых» есть хоть одно судно, которое следует опасаться – опасаются всех. Независимо от содержания, на всей форме лежит клеймо опасения и недоверия. Оно существенно определяет неприязнь прибрежного населения ко всем составляющим формы. Несколько отличная реакция на эту форму проявляется со стороны «бугров» стрежневодов, готовых ради скорейшего избавления от непрошенных гостей, сунуть им, что нибудь вроде налима, на уху.
       Яшка был на палубе Радиста. На обласке подплыл к борту рыбак. Он никуда не спешил. Сидел. Курил. Что-то соображал. Было понятно: его интересовало, что это за катер? Зачем пришёл, когда и куда уйдёт. Это существенно для ориентировки на ближайшую перспективу. Обменялись несколькими досужими вопросами. Яшка поинтересовался уловами, возможностью, при случае на обратном пути, что-нибудь прикупить. Рыбак отвечал в том смысле, что уловы бывают разными. И рыба есть, и продать её тоже нужда есть, но он не продаст и никто другой на этот катер не продаст. Это Яшку удивило и даже возмутило. - А почему не продашь ни ты, никто другой? - спросил он.
- Потому, что катер белый. Был бы другого цвета…
- А почему на белый катер нельзя продать?
 - Потому, что на белых катерах плавают всякие инспекции, рыбнадзоры, начальство всякое… Добра не жди – все одинаковы…
- Но наш-то катер неодинаковый, мы связисты. Продай рыбы хоть немного.
- Нет. Немного и так бы дал. Но рыба в садке, а его я не покажу.
          Пришёл попутчик из гостей с «уловом» на уху. Радист вышел на плёс  Оби. Рыбаки с плёса  «ушли»…


Рецензии