О Руперте Бруке и его Военных сонетах

В этом году исполняется сто лет со дня смерти Руперта Брука
(англ. Rupert Chawner Brooke, 1887 - 1915) — английского поэта, известного своими
военными сонетами, написанными в период Первой мировой войны.

1. http://www.stihi.ru/2015/05/15/7454   1914  I:   Умиротворение/Мир (Peace)
2. http://www.stihi.ru/2015/05/16/1876   1914  II:  Оплот/Прибежище (Safety)
3. http://www.stihi.ru/2015/05/17/1796   1914  III: Жертвы (The Dead)
4. http://www.stihi.ru/2015/05/17/1817   1914  IV:  Мертвецы (The Dead)
5. http://www.stihi.ru/2015/05/18/1560   1914  V:   Солдат (The Soldier)

I. Из Википедии.

Руперт Брук родился в 1887 году в Рагби, Уорикшир, и был вторым ребёнком из трёх в семье
Уильяма Паркера Брука, школьного учителя. Образование он получил в школе Хиллброу
и школе Рагби.

Во время своего путешествия по Европе Брук написал диссертацию «Джон Вебстер и
Елизаветинская драма», благодаря которой получил стипендию на обучение
в Королевском колледже в Кембридже, где он стал членом интеллектуального общества
«Кембриджские апостолы» и принял участие в основании театрального «Общества Марло».
Друзей и единомышленников Брук нашёл в группе Блумсберри, некоторые члены которой
в открытую восхищались талантом молодого поэта. Также он принадлежал к сообществу
поэтов-георгианцев.
 
В 1913 году Брук пережил серьёзный эмоциональный кризис, вызванный разрывом
длительных отношений с его спутницей жизни Кэтрин Лэрд Кокс. Чтобы восстановить
силы, он отправился в путешествие по США и Канаде, ведя путевые заметки для одной
из газет. В то же время он познакомился с английской актрисой Кэтлин Несбитт,
которой посвятил несколько любовных сочинений. С началом Первой мировой войны он
завербовался в резерв военно-морских сил, где получил должность младшего лейтенанта.
В октябре 1914 года Брук принял участие в Антверпенской экспедиции, а в 1915 году
вошёл в состав Средиземноморского корпуса, чтобы принять участие
в Дарданелльской операции.
Однако в феврале он заболел сепсисом. Брук скончался 23 апреля 1915 года
на французском госпитальном судне недалеко от греческого острова Скирос, на котором
и был похоронен. Памяти Брука его сослуживец, композитор Фредерик Келли, посвятил
Элегию для струнного оркестра.

Руперт Брук, столь рано ушедший из жизни, оставил ряд ярких произведений.
Таковыми, к примеру, являются сонеты, сложенные поэтом в Первую мировую,
одним из наиболее известных среди которых является «Солдат».


II. С сайта http://www.poetryfoundation.org/bio/rupert-brooke (Американский поэтический сайт
и журнал):  Немного о Руперте Бруке.  Мой, Левдо, перевод; в сокращении.

 Мало кто из пишущих удостоился таких чрезмерных похвал и столь презрительного осуждения, как английский поэт Руперт Брук. Красивый, обаятельный, талантливый, Брук стал
национальным героем еще до его смерти в 1915 в возрасте двадцати семи лет. Его поэзия,
с ее откровенным патриотизмом и изящным лиризмом, была почитаема в стране, ощутившей
разрушительные последствия двух мировых войн. Ранняя смерть Брука только укрепила его
образ как «золотоволосого голубоглазого английского Адониса", и среди тех, кто хвалил его
после его смерти были писатели Вирджиния Вулф и Генри Джеймс, и такой  государственный
деятель как Уинстон Черчилль. Однако настало время, когда критики заговорили
о неосмысленной наивности и сентиментальности его стихов. Несмотря на крайние
мнения, большинство современных исследователей согласны, что Брук,- хотя и не в качестве
значительного поэта,- занимает прочное место в английской литературе как выразитель
характера и настроений Англии до Первой мировой войны.

 Ранние годы Брука были такими же, как у многих английских мальчиков из хороших семей.
Он учился в престижной школе-интернате, руководимой его отцом, изучал латынь и греческий,
начал писать стихи. Само собой разумелось, что Брук продолжит обучение в одном из
престижных университетов, и, соответственно, он поступил в Кембридж в 1906 году.

 В течение трех лет в Кембридже Брук стал заметной фигурой в английских интеллектуальных
кругах, среди его знакомых были Вирджиния Вульф, писатель Литтон Стрэчи, экономист Джон
Мейнард Кейнс, поэт Уильям Батлер Йейтс. Брук также продолжал писать стихи, хотя в тот
период, как отмечает его биограф, они производили впечатление "вторичных литературных
упражнений".
И всё же Брук к этому времени считался серьезным, хотя еще и незрелым поэтом.
Кроме того, его делали особенно заметным присущее ему обаяние и прекрасная внешность.

 Время после окончания Кембриджа в 1909 году и до начала Первой мировой войны в 1914 году
Брук делил между литературным трудом и путешествиями. Его поэзия, в которой ведущее
место по-прежнему занимали темы любви и природы, напоминала сочинения ряда других
авторов его поколения, получивших известность как "георгианцы" (по имени Георга V, в то
время английского короля);  они были с юношеским энтузиазмом увлечены сельскими мотивами.
В самом деле, Бруку и многим из его друзей нравилось проводить время в деревне, купаться
голышом в местных речках и спать на земле, что принесло им прозвище "неоязычников". 
Это была блеклая псевдопасторальная поэзия пригорода, "созданная горожанами, проводящими
славные выходные в увитых цветами коттеджах".
Ооднако такая поэзия была модной и признанной, а первый сборник стихов георгианцев 
1911-1912 годов -- чрезвычайно успешным.

 "Старый дом приходского священника, Грантчестер" Брука до сих пор остается одним из
самых популярных георгианских стихотворений.  После смерти Брука Генри Джеймс заметил,
что это стихотворение было "заявкой на бессмертие." Оно действительно одно из самых
личных и оригинальных, но все же довольно легковесных его сочинений.
Брук написал его в середине 1912 года, в один из самых бурных периодов своей жизни, когда он
переживал кризис, вызванный запутанными отношениями с женщиной, которую он любил.
В начале 1912 года у него произошел нервный срыв. Только к лету он реабилитировался
настолько, что смог предпринять поездку в Германию; так начался почти трехгодичный
период его странствований. В мае 1913 года он отправился в США, где провел четыре месяца
перед отплытием в южную часть Тихого океана. Это путешествие длилось семь месяцев, три
из них он провел на Таити, где написал лучшие свои стихи и испытал, вероятно, самое
безоблачное счастье в своей жизни.

  Несмотря на таитянскую идиллию, Брук решил вернуться в Англию весной 1914 года.
Через несколько месяцев началась Первая мировая война. Как многие мужчины его возраста
и положения, Брук немедленно записался волонтером. Его назначили в добровольческий резерв
Королевского флота.
Первым пунктом пребывания на службе был бельгийский Антверпен, где он оставался вплоть
до начала 1915 года, но участия в военных действиях не принимал. Это время стало для него
плодотворным, он создал тогда свои самые известные стихи -- цикл из пяти военных сонетов
под названием "1914".

  В этих сонетах нашли выражение надежды, идеализм и энтузиазм, с которыми Британия
вступила в войну.
В первом сонете "Peace" ("Умиротворение"), Брук выражает радостное ощущение, что война
является долгожданным облегчением для поколения, жизнь которого была пустой и
бессмысленной.
 Во втором сонете, "Safety" ("Оплот"), Брук продолжает приветствовать приход войны,
сравнивая смерть с приютом, который защищает тех, кто нашли в нем убежище, от ужасов
жизни.
 Третий и четвертый сонеты оба названы "Dead" ("Мертвецы"), но большей известностью
пользуется второй из них. В нем Брук снова рисует смерть как изначально благое состояние. 
Для Брука смерть подобна безмерной стуже, которая сохраняет незапятнанной славу во всем
ее блеске, и сияние мира под бескрайними ночными небесами.
 Брук заканчивает цикл сонетом "The Soldier"("Солдат"), своим самым прославленным,
откровенно патриотическим сочинением. Он воображает собственную смерть, но, не
испытывая ни печали ни страха, он принимает ее как возможность благородной жертвы
за свою страну.

 Эта группа сонетов сразу стала знаменитой. В день Святой Пасхи в 1915 году декан собора
Св. Павла в Лондоне читал вслух стихотворение "Солдат". Смерть Брука три недели
спустя навсегда связала его имя  с данным циклом стихов, с сонетом "Солдат" в особенности,
который стал своеобразной эпитафией поэта, прекрасной и сдержанной.
 И сами события, связанные со смертью Брука, сыграли важную роль в успехе этих его
произведений. В феврале 1915 года Бруку было приказано отплыть в сторону Дарданелльского
пролива между Европой и Турцией, ему предстояло участие в Галлиполийской операции,
намеченной на эту весну. Во время морского перехода Брук получил заражение крови и умер 23
апреля на корабле в Эгейском море, а затем был похоронен в оливковой роще на греческом
острове Скирос. Такая смерть и погребение заставляют вспомнить миф о том,
как красавец-поэт вызвал гнев ревнивых богов. И кроме того, Брук умер в той части мира,
которая в общем сознании давно была связана с другим знаменитым английским поэтом,
лордом Байроном.

  Современники утверждают, что вся Англия оплакивала смерть поэта-солдата. 
Уинстон Черчилль в лондонской Times высоко оценил личность и творчество Брука:
"Он был всем, чем хотели бы стать благородные сыны Англии".
Пока боевые действия только разворачивались, можно было еще разделять бруковские
сантименты. Но после огромного количества смертей в период позиционной войны 1916 и 1917
годов подобное выражение патриотических чувств представлялось несообразным и наивным.
Какой воин, который испытал на себе бессмысленность кровавого фронтового кошмара, мог
думать о театре войны как о месте очищения, и приветствовать смертоубийство как
желанное облегчение для "утомленного состарившегося мира"?

  Более реалистичная поэзия последних этапов этой войны вытеснила стихи Брука в качестве
ее важнейшего литературного выражения. Другие авторы, такие как Уилфред Оуэн, Зигфрид
Сассун и Роберт Грейвс, запечатлели ужас и трагедию современной войны, и рядом с их поэзией
сонеты Брука кажутся сентиментальными и идеалистичными. И все же некоторые
литературные критики утверждают, что творчество Брука точно характеризует мысли и
чувства англичан между 1910 и 1915, а его военные сонеты  прекрасно запечатлели настроение
одного, но важного момента в истории британского общества.


III. Два слова от переводчика.

Есть множество свидетельств о настроениях общественности в первые дни Мировой войны
1914-18 гг. Во всех основных странах, вовлеченных в конфликт, это был всплеск
ярого национализма, оголтелого патриотизма, истерического шовинизма, повсюду
царила убежденность в собственной правоте и уверенность в скорой победе; мало кто мог
тогда предвидеть четырехлетнюю кровавую бойню, последовавшую за ней европейскую
катастрофу, необратимое крушение миропорядка.

Кстати, не была исключением и Россия. В действующую армию пошли добровольцами или по
призыву С. Кречетов и Н. Гумилёв, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин...  Вот, например, несколько
строк последнего (цитирую по памяти, и, вероятно, не совсем точно):

Но если в некий час таинственный
Падёт последний исполин,
Тогда ваш нежный, ваш единственный --
Я поведу вас на Берлин!

Однако если говорить о Военных сонетах Руперта Брука, то, как мне кажется (мнение мое,
конечно, сугубо дилетантское), в них можно усмотреть только любовь к своей стране, только
своего рода идеалистический патриотизм без признаков ненависти, готовность стать скорее
жертвой, чем торжествующим победителем.

В этих стихах есть что-то, напоминающее мне Давидовы псалмы,- необычная и не всегда
прозрачная для понимания образность, быть может, некая архаичность, но прежде всего --
это интимное, доверительное обращение к Богу, сильнее всего выраженное в первом из
сонетов.

Поэт, готовый умереть, относится к смерти без страха, но очень хочет представить себе,
что ожидает его там, за гранью земного бытия.

                Что же, вот уже сто лет, как он это  з н а е т.


IV. Дополнение

Эссе В. В. Набокова о Руперте Бруке

Фотография Р. Брука с сайта
http://www.poetryfoundation.org/bio/rupert-brooke


Рецензии