По конкурсу Баллада
http://www.stihi.ru/2015/05/15/5025 - Итоги конкурса
Баллада - это последнее конкурсное задание в серии учебных конкурсов Западноевропейские твердые формы. За этот долгий путь все мы - и члены жюри, и постоянные участники серии, уже многому научились. Прежде, чем говорить о последней твердой форме - Баллада, еще раз обращу ваше внимание на основные отличия в написании и в оценке произведений данной серии конкурсов.
Особенности написания и оценки ТФ
Если бы любое из произведений участников любого тура встретилось мне, как члену жюри, в каком-нибудь другом конкурсе - тематическом, жанровом или таком, где характеристики представляемого произведения никак не оговариваются, то я оценивала бы его только как поэтическое произведение: рассматривала базовую технику его написания, поэтический язык и содержание. Данная конкурсная серия включает в себя дополнительные условия написания и оценки: мы имеем дело твердыми формами, где должна быть ДОПОЛНИТЕЛЬНО учтено следование жестко заданным формам рифмовки, ритма, стиля речи и даже тема - форма должна передавать особый дух заданной нам по условию конкурса формы, иметь присущие только ей одной особенности. И чем точнее мы следуем этим заданным правилам написания, тем лучше.
То, чем мы занимались в данной серии конкурсов - это школа, «обязательная программа», которую мы должны показать, чтобы, освоив ее, идти дальше - каждый в той форме, которая автору больше нравится.
Судить туры ТФ очень трудно. Я сама голосую в каждом туре: мне есть с чем сравнить эту работу: уже отработала в качестве члена жюри в не менее, чем в 100 различных конкурсах! Несмотря на то, что в этой серии нам приходится прочитывать какие-нибудь 25-30 стихотворений (вместо обычных 70, а то и 90 произведений), времени на это голосование тратится гораздо больше. Потому что при чтении текстов я НА КАЖДОЕ стихотворение составляю его МОДЕЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ: пару строк звуковой схемы с определением стихотворного размера (ямб или иной размер, сколько стопный, с каким порядком окончаний), формулу рифмовки строфы (где заглавными буквами обозначены женские рифмы, а малыми - мужскими) и дополнительные пометки - какие требования ДАННОЙ ТФ автор не выполнил, какие нарушил. Если я этого не сделаю, то проголосую некачественно.
Просто вчитываясь в одно только содержание, очень просто что-то упустить, не заметить. Попутно я выделяю другим цветом языковые ляпы в тексте, потерянные или слабые рифмы (в твердых формах рифмы - это особенно важно!). И только после этого можно удалять из проанализированного пакета то, что точно не может - не должно быть номинировано! Времени на такое чтение тратится много, но зато для голосующего такая работа - это самая замечательная школа, которая ему самому окажет хорошую услугу в его личном творчестве.
Если команда членов жюри такого анализа текста при чтении не делает, то это плохо. Это объясняет, почему в протокольную таблицу номинантов туров по ТФ с количеством очков более 4 -х не раз попадали не только талантливые стихи, но и талантливые стихи, НЕ ОТВЕЧАЮЩИЕ ЗАДАННЫМ КОНКУРСНЫМ УСЛОВИЯМ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ!
Это - о членах жюри. Сколько бы они ни ошибались порой, я всегда на их стороне, потому что по собственному опыту понимаю их трудности. Тем не менее - придираюсь к ним больше других. Потому что люблю. :)))
А теперь о постоянных участниках. Их немного, но они есть- тех, кто написал стихи к каждому туру. И если бы все они внимательно прочитывали все предварительные статьи по каждому туру и все статьи с разбором туров, то они бы уже лучше всех на сайте понимали бы, что стоит делать при написании ТФ, а чего -нет. В отличие от нас, членов жюри, они вчитываются и разбирают по косточкам не десятки чужих стихов, а всего одно - свое собственное.
Ну как можно написать балладу (причем, заново - специально для конкурса!), не выдержав при этом заданную схему рифмовки или стихотворного размера, не привыкнув к концу всех туров к особенностям стилистики языка ТФ, а все равно всё сделав по-своему - «как на бумагу легло»? Не понимаю. Уж свое-то - единственное стихотворение, можно и очень полезно проверить схемой, расписать его модель - один раз разобраться, как это делается, и открыть для себя много удивительного! Не всегда и не везде стоит так «препарировать» собственные стихи, но умение это делать великолепно оттачивает нашу технику - помогает нам в личном творчестве. А теперь поговорим о ТФ - «Баллада».
Особенности написания канонической ТФ «Французкая баллада»
1. Структура произведения.
Структура стихотворения была четко оговорена в конкурсном задании: 3 строфы плюс финальная укороченная вдвое полустрофа - «посылка».
Не больше и не меньше. С этим все наши участники успешно справились.
2. Посылка.
С написанием посылки справились далеко не все. Потому что, посылка - это не просто «заключение», не просто вывод, итог выше сказанного, как мы привыкли писать в большинстве наших стихов, в том числе, и в сонете (любые стихи становятся по-настоящему удачными, если их концовка весома, интересна и содержательна!) . Посылка - это посыл к тому, к кому обращено все стихотворение. В ней именно это обращение должно присутствовать явно, там должно быть вписано конкретное обращение к читателю, к женщине, к принцу, к госпоже или - к конкретному имени. Если этого в последней строфе нет, а есть только мораль или обобщение сказанного, то это здорово, но не для данного конкурсного задания и не для баллады.
3. Стихотворный размер.
В конкурсном задании и в предварительной статье стихотворный размер баллады был оговорен вполне конкретно:
«Традиционно балладу писали либо восьми- либо десятисложным силлабическим стихом. В русской поэзии эти размеры передаются соответственно правильными 4-стопным и 5-и стопным ямбом».
То есть, все баллады участников, написанные другим размером, оригинальны и замечательны, но - не для данного конкурсного задания. В пакете встречались баллады, выполненные хореем и даже разностопным анапестом, довольно много нашлось «грязных ямбов» - ямбов с большим количеством хаотично вставленных безударных стоп или с дактилическими окончаниями, фрагментарно вставленными взамен женских рифм. Все это великолепно звучит в лирике свободного выбора формы строфы, но для нашего конкурсного задания не годится.
4. Формула рифмовки строфы.
Эта формула зависит, как это ни удивительно, от того, каким стихотворным размером мы задумали писать нашу балладу.
Если 4-стопным ямбом, то в строфе должно быть 8 строк с рифмовкой ababbcbc. Посылка – четверостишие.
Если 5-и стопным ямбом, то в строфе 10 строк с рифмовкой ababbccdcd. Посылка - 5-и стишие.
В обоих случаях буквы в формуле рифм обозначают только рифменные цепи, но не тип рифменного окончания. Выбор и порядок следования мужских и женских рифм - это уже на усмотрение автора и на его поэтический вкус и слух.
В пакете с произведениями участников далеко не все захотели вникать в эти тонкости. Попадались стихи, написанные 4-стопным ямбом, но со строфами- десятистрочниками и 5-истопным ямбом, где строфы- восьмистрочники. Что не есть хорошо для успеха в данном конкурсе, где (как фигурном катании!) сдается «школа», а уже потом - и на своей страничке - все вольные импровизации. )))
5. Требования к рифмам. Количество цепей рифм.
Естественно, рифмы только точные - это для всех ТФ. И, как обычно, рифмующиеся слова не должны повторяться, желательно не быть и однокоренными словами (войти-зайти, приход-уход)
Но есть дополнительные особенности для баллады:
В отличие от обычных лирических стихов из нескольких строф, в балладе рифмы образуют РИФМЕННЫЕ ЦЕПИ - проходят по всему произведению. Например,
- баллады с 10-строчной строфой и рифмовкой ababbccdcd пишутся на ЧЕТЫРЕ РИФМЫ (число разных букв в формуле рифм - 4: a, b, c и d - эти буквы обозначают цепь рифм одного звучания). При этом все «а» первой строфы рифмуются с «а» второй строфы и посылки, образуя рифменную цепь, например, облака – тоска – легка – рука – река – тростника. Это не самая длинная из цепей, всего их в этой рифмовке подобных цепей 4.
- баллады с 8-истрочной строфой и рифмовкой ababbcbc пишутся на ТРИ РИФМЫ. Рифменных цепей три (a,b, c), одна очень длинная (14 слов), например: Флора – убора – разговора – скоро – спора – позора – которой – вора – Аврора – Бигорра – укора – собора – ссора – взора. Остальные две цепи b и c по числу рифмующихся слов короче цепи a.
В нескольких произведениях участников вместо 3 или 4 цепей я обнаружила только 2 цепи рифм (ababbаbа или ababbaabab): видимо, авторы не вчитываясь в статью, просто перенесли опыт написания вилланели и рондо на балладу. Были случаи, когда в строфе-восьмистрочнике вместо 3 цепей рифм обнаруживалось 4. Конечно, можно считать, что все это мелочь: ну, какой читатель будет все это сверять, но школа - на то и школа, чтобы писать именную тот вид строфы, который требуется по заданию.
6. Рефрены.
Это совсем просто. В балладе каждая строфа (три основных и посылка) заканчивается одной и той же фразой, которую просто нужно удачно и осмысленно внести в содержание. По правилу рефренная фраза повторяется дословно. Но мне кажется, ничего страшного не случится, если где-то рефрен будет чуточку не «точь-в-точь» - смысл текста все-таки важнее!
С рефренами все участники конкурса справились. Другое дело, что иногда рефренная фраза в какой-то строфе была «ни о чем» - она просто заполняла строку.
7. Содержание баллады.
По сравнению со всеми предыдущими ТФ нашего конкурса, баллада наиболее содержательна. В нее можно вместить какую-то историю - фабулу.
ФАБУЛА - это фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете. Создать фабулу в балладе не только можно (она не так сильно ограничивает наши возможности, как все другие твердые формы), но и НУЖНО. Некоторые теоретики литературы даже называют балладу «фабулярным стихотворением».
На какие темы пишут баллады?
В разные времена тема баллады была разной. Ранние баллады - это песни с восхвалением весенней поры и любви, осмеянием «ревнивцев» мужей и т. п. (аналог тем канцоны) . Позже их темой становится осмеяние куртуазных форм быта и отношений между полами, грубый и примитивный гедонизм, политическая и социальная сатира.
Еще позже в балладе появляются и начинают преобладать трагические сюжеты, связанные с несчастной любовью, кровавой местью, предательством, убийством и обычно переносящие действие в полусказочное средневековье. Как правило, они имеют мрачный, меланхолический или зловещий лирический тон повествования.
В 18-19 веке в балладе становятся модными античные сюжеты, а в русской литературе появление баллад связано с традицией сентиментализма и романтизма.
В современной русской литературе баллады черпают свои сюжеты из событий недавнего прошлого - героической традиции гражданской войны.
Но есть общее во всех этих разных темах. Баллада - это всегда рассказ о героических поступках, вызывающих восхищение, даже если они идут на фоне обличения пороков. Тема баллады - это не описание природы, не поучение, не мораль, не любовное переживание без без конкретной романтической истории с поступками персонажей - все это отличные темы для лирических стихов или для поэтических размышлений, но не годится для баллады, где требуется эмоциональный рассказ о конкретных людях (к которым есть обращение в посылке) и об их поступках.
Далеко не все темы конкурсных баллад мне показались удачно выбранными. Некоторые, на мой взгляд, не соответствовали духу баллады -были переложением лирики или рифмованных рассуждений в строфы по заданному образцу, другие - совсем не имели никакой фабулы. Не было в них героической или хотя бы какой-нибудь конкретной истории, достойной стать балладой. А иногда и вовсе были стихами «ни о чем».
А теперь самое время разобрать весь этот материал на конкретных примерах. В этот раз я приведу вам тексты всех конкурсных работ участников, сопроводив их минимальными комментариями - только обозначу главные особенности техники их исполнения и их соответствие описанному выше. Как обычно, фрагменты с неудачной лексикой я выделяю заглавными буквами.
ТЕКСТЫ КОНКУРСНЫХ БАЛЛАД:
№1. Естественна своею простотою Лала Сычева
О, женщина, наивна как дитя!
Естественна своею простотою,
Ты в вечной круговерти бытия,
Чаруешь, как Богиня, красотою.
Смущённых глаз сияние, волною,
Сразив, обезоружит мудреца,
Хоть воду пей с прекрасного лица.
И глаз не оторвать от черт прекрасных,
Пленить способна старца и юнца,
ПУСТЬ ЛЬЁТСЯ СВЕТ ОЧЕЙ, ЛЮБИМЫХ, ЯСНЫХ.
Спешишь походкой лёгкою, летя.
Как лань паришь, несбыточной мечтою.
Как дар бесценный ты несёшь себя.
В ночной ТЕМИ, вечернею порою,
Ты даришь свет немеркнущей звездою.
Любовью ранишь многие сердца,
Твоя не тронет прелесть, лишь, СЛЕПЦА,
Увидеть солнце зрячим, лишь, подвластно.
Способна разбудить ты мертвеца!
ПУСТЬ ЛЬЁТСЯ СВЕТ ОЧЕЙ, ЛЮБИМЫХ, ЯСНЫХ.
Воды живой чистейшая струя,
Журчишь природы музыкой, рекою,
Тебе вместИлищЕм дана земля,
НАПОЛНЕНА ПРОЗРАЧНОЮ ВОДОЮ,
КАК ПОЛАЯ ВОДА, разлив весною,
Твоей любви нет края, нет конца.
Ты Муза для влюбленного певца.
Чаруешь волшебством ты губ прелестных,
Душою ангельской, венец Творца!
ПУСТЬ ЛЬЁТСЯ СВЕТ ОЧЕЙ, ЛЮБИМЫХ, ЯСНЫХ.
Приди, развей сомненья гордеца,
Предстань пред ним сокровищем ларца.
Печаль души его, увы, напрасна!
Будь Музой вдохновенной для СЛЕПЦА,
ПУСТЬ ЛЬЁТСЯ СВЕТ ОЧЕЙ, ЛЮБИМЫХ, ЯСНЫХ!
0100010101
01000100010 -5-и ст. ямб (с хаотичными пиррихиями);
10 строк аБаББссДсД на 4 рифмы - верно;
Посылка есть (женщине), хотя адресат словом не обозначен;
«Прелестных-ясных» - потеря рифмы; дважды в качестве рифмы -«слепца»; в слове «вместилищем» ритм заставляет сделать второе ударение;
Лексика: «в теми» - не знаю такого слова (во тьме);
Тема - скорее для канцоны, чем для баллады.
№2. Нашим миром правит Всевышний Бог. Ариф Туран
Нашим миром правит Всевышний Бог,
Познать Его, великая отрада,
К нему ВЬЮТСЯ множество дорог,
Из объятия земного сада,
Где жизнь для нас горе и услада.
Она, впадая в глубокий, тёмный плёс,
На берегу не видит листопада,
ТАМ ВЕТЕР НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ СЛЁЗ.
Настанет час, мир подведёт итог,
ЗАВЕЕТ в душу Божия прохлада,
Вскинет руки неумолимый рок,
Отбросив в прах СЕРЕБРО И ЗЛАТА, (не согласованы числа -ед. и мн.)
Подаст нектар и немного яда.
Тогда мы мир поймём всерьёз,
Воспримем добрым, светлым взглядом,
ТАМ ВЕТЕР НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ СЛЁЗ.
В последний миг мы познаем исток,
И не страшна будет нам утрата,
Душой, вспорхнув на солнечный порог,
Нежно вспомним жизнь - Божью награду.
И загрустит луна – небесная лампада.
Во тьме ночной мелькнёт морской утёс,
ТАМ ВЕТЕР НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ СЛЁЗ.
На земле аромат винограда,
Дойдёт сладко до небесных звёзд,
Память жизни объята оградой,
ТАМ ВЕТЕР НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ СЛЁЗ.
0010100101
01010100010
011010001
0010001010- ритм с беспорядочным распределением Иктов - НЕТ РИТМА;
8 строк: аАбААсАс - на 3 рифмы - верно;
Не посылка, а заключение;
Нет сюжета для баллады - просто рассуждения.
№3. И ласточка под куполом летала. Анастасия Воскресенская-Лесная
Камелия вошла в безлюдный храм,
Курился ладан, радовались свечи,
Дымок взвивался синью к витражам…
Она молилась, думая о встрече;
Пылало сердце, предвкушая вечер.
Цветы рябили красками чудес,
Ярчайшим светом солнечных небес
Лазурь на вазах радужно сияла,
Шумел ветрами августовский лес,
И ЛАСТОЧКА ПОД КУПОЛОМ ЛЕТАЛА.
Отдавшись слепо девичьим мечтам,
Шептала небу пламенные речи.
Весёлый луч, блуждавший по устам,
Теплом любви спустился ей на плечи, -
Садилось солнце, день увековеча.
И в памяти красавицы воскрес
Любимый лик – чарующий Дантес!
Разлука злая вытащила жало, -
Весь день победный клич витал окрест
И ЛАСТОЧКА ПОД КУПОЛОМ ЛЕТАЛА.
Сгустились тени дымкой по углам,
Над лесом еле слышно вскрикнул кречет,
Струился ароматный фимиам;
Раскрыв врата, ВЗДОХНУЛ прохладой вечер,
Неся ТРУБЯЩИЙ ОТЗВУК прошлой сечи.
Раздался гулким эхом блговЕст. (пр. блАговест. Бывает только днем, а здесь - вечер!)
Прижав к губам нательный жаркий крест,
Красавица, застыв, едва дышала,
Не в силах взгляд от паперти отвесть,
И ЛАСТОЧКА ПОД КУПОЛОМ ЛЕТАЛА.
К влюблённым снисходителен Творец.
НЕСЯ С ПОЧЁТОМ БРОНЗОВЫЙ ВЕНЕЦ,
Пришёл Дантес. Камелия рыдала,
И вторил звон биению сердец,
И ЛАСТОЧКА ПОД КУПОЛОМ ЛЕТАЛА.
0101010001
01010100010- 5 ст. ямб;
10 строк: аБаББссДсД -на 4 рифмы - верно;
Не посылка - просто концовка;
Рефренная строка - случайна;
Тема - не совсем для баллады;
Лексика - не продуманность в выборе слов.
№4. Танцуй, дитя! Ольга Альтовская
О, Девушка, как весел твой наряд!
Как ветрено-легки твои уборы.
Твои покровы вьются и парят,
И обнажают стан, лаская взоры.
Боса, ты – воплощенье Терпсихоры:
Стремительна, порывиста, легка.
С беспечностью ночного мотылька
Летишь на свет – нежна и непорочна
В желаниях, не ведая пока,
КАК СЧАСТЬЕ МИМОЛЁТНО, КАК НЕПРОЧНО.
Как утренний цветок, что солнцу рад,
Прелестная любимица Авроры,
Неведомы тебе шипы утрат
И времени нещадного поборы.
Перед тобой бескрайние просторы,
Прозрачные как пенки облака.
И жизни полноводная река
Манит, несёт. Весна твоя – бессрочна,
А память – по-девичьи коротка.
КАК СЧАСТЬЕ МИМОЛЁТНО, КАК НЕПРОЧНО!
Что жизнь – не сахар: зa;мети и град, -
Поймёшь с годами. Годы будто горы:
Взойдёшь – утихомирит снегопад
Дубрав осенних вдовьи разговоры,
И снe;ги остудят. Ещё не скоры
Твои преодоленья и тоска.
Печаль твоя – как бантик пояска,
А жизни вкус – как аромат цветочный,
Пока сама не выведет рука:
«КАК СЧАСТЬЕ МИМОЛЁТНО, КАК НЕПРОЧНО!»
Играй, танцуй, дитя, и солнце пей
В кругу судьбой обиженных людей.
Плясала б так, когда бы знала точно:
В неукротимой радости твоей
КАК СЧАСТЬЕ МИМОЛЁТНО, КАК НЕПРОЧНО?
0100010001
01010100010 - 5 ст ямб;
10 строк - аБаББссДсД на 4 рифмы - верно;
Посылка - есть (танцуй, дитя!);
Осмысленно использованы рефрены. Тема- не совсем для баллады.
№5. О цветах, садовнике и принцессе. Попова Наталия Борисовна
Так уж в жизни повелось,
Счастье для двоих нашлось:
Он - садовник и принцесса,
Что любила эдельвейсы,
Равная красой с цветами,
Вспыхнула любовь, как пламя.
В час свидания, в раю,
Сердце море чувств познало,
Видя милую свою,
ЭТО СЕРДЦЕ ТРЕПЕТАЛО.
Но расстаться им пришлось
И любить друг-друга врозь.
Вдруг войны настало действо,
Нет героя, только вести.
За морями за холмами
Грохот пушек, вьётся знамя.
Сердце ж стойкое в бою,
Только ночью, в час привала,
Вспомнив милую свою,
ЭТО СЕРДЦЕ ТРЕПЕТАЛО.
Жизнь пошла и вкривь, и вкось,
Тяжело им было врозь.
В замке голубом принцесса
Всё не находила места
И в дорогу меж холмами
ВСМАТРИВАЛАСЬ ВСЕМИ ДНЯМИ.
Дни счастливые в раю,
Милого она искала,
Вспомнив:"Я тебя люблю...",-
ЭТО СЕРДЦЕ ТРЕПЕТАЛО.
Той войны погасло пламя,
И влюблённые вновь с нами.
Сердце к сердцу вновь припало,-
ЭТО СЕРДЦЕ ТРЕПЕТАЛО!
1010101
1010101
10101010
10101010- 4 стопный хорей (!!!) ;
10 строк ааББССдЕдЕ - не та рифмовка;
Неточные цепи рифм, повтор рифмующегося слова «принцесса»; лексика «всматривалась всеми днями»;
Не посылка.
№6. Весенний снег. Татьяна Игнатова 5
Внезапен ветра злой порыв.
Врасплох застанет на мгновенье,
И, затаившись между нив,
Он в ожиданье приключений
От облака, плывущей тени,
Скользящей вдоль изгибов рек,
Что выдаст без предупреждений
НА КРАТКИЙ МИГ ВЕСЕННИЙ СНЕГ.
Внутри звучит любви мотив,
И сердце жаждет откровений.
Но краткий разговор учтив.
Причина холодности в лени,
Иль в скованности от учений
В наш грамотный разумный век.
Как след прикрыл мир ощущений
НА КРАТКИЙ МИГ ВЕСЕННИЙ СНЕГ.
Настрой мятежный до поры
Взросления и становлений.
Бывает время, и дары
Для новых в жизни озарений
Не исключают потрясений.
Но, состоявшись, человек
Глядит без тени сожалений
НА КРАТКИЙ МИГ, ВЕСЕННИЙ СНЕГ.
Не избежать внутри волнений,
И не поможет интеллект,
Полны с годами размышлений:
НА КРАТКИЙ МИГ ВЕСЕННИЙ СНЕГ?
01010101
010100010 - 4 ст ямб;
8 строк: аБаБСдСд -на 4 рифмы, - не та рифмовка, нужно на 3 ababbcbc;
Не посылка.
№7. Баллада о поэтическом турнире. Лилия Белоконева
Воспеть в стихах убранство Флоры,
Красу земель и рек разбег,
Восславить знатного сеньора
Поэтов созывает всех
Турнир – поэзии ковчег.
Прольет благодеяний манну
Сеньор на этих и на тех.
КОМУ ЖЕ ПРОПОЮТ ОСАННУ?
И в ожиданьи приговора
Готовит каждый свой доспех.
Соперник не получит форы.
Гремят бои – не до утех.
Желанье славы разве грех?
Турнира даль темна, туманна,
Лишь слышится Фортуны смех:
«КОМУ ЖЕ ПРОПОЮТ ОСАННУ?»
Приз главный – «яблоко раздора».
Сеньор – судья, но человек!
Чтоб не открыть ларец Пандоры,
Каких придерживаться вех?
Тут надо мыслить как стратег!
Роль мецената так желанна,
Но быть ославленным навек …
КОМУ ЖЕ ПРОПОЮТ ОСАННУ?
Мой принц, судите без помех.
Вы – Государь нам Богом данный!
И мой успех – есть Ваш успех.
КОМУ ЖЕ ПРОПОЮТ ОСАННУ?!
010101010
01010101 - 4 ст. ямб;
8 строчник АбАбсДсД - то ли 3 рифмы с неточной парой, то ли на 4 рифмы;
Есть посылка (мой Принц).
№8. Волнуемый лишь смертью и любовью. Оксана Осипова 2
Надежды - прочь, сомнения - долой"*-
Нас манит светом вечная лампада,
Проложен меж хвалою и хулой
Тернистый путь, но лучшего не надо.
Не ведая душевного разлада,
Познав от альфы жизнь и до омег,
Лишь ускоряем с временем разбег.
Несёт нас по известному присловью
В житейском море маленький ковчег,
"ВОЛНУЕМЫЙ ЛИШЬ СМЕРТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ"
Встаёт в пути незыблемой скалой
Под синим небом в пору звездопада
Дар дев, что мы ведём ПРЕД АНАЛОЙ,
Без их любви -любой пустяк преграда.
А если уж любить - любить навек-
Страсть воскрешает мёртвых и калек,
Не страшен глад и хлад и вред здоровью.
На многое способен человек,
"ВОЛНУЕМЫЙ ЛИШЬ СМЕРТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ!"
Хоть в будущем покрыт коварной мглой,
Но путь и есть отрава и награда
И в нём неколебимою шкалой
Небесного врата сияют Града.
Нас вечная принять отчизна рада-
Все сходятся туда теченья рек,
И ни один живущий не избег,
Отцу являя преданность сыновью,
У ног его земной закончить век,
"ВОЛНУЕМЫЙ ЛИШЬ СМЕРТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ".
Будь ты титан иль просто имярек,
Тебе готов у вечности ночлег.
Хоть долог путь к Отцовскому гнездовью,
Но пролетит в одно смеженье век,
"ВОЛНУЕМЫЙ ЛИШЬ СМЕРТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ"...
0101010001
01010100010 - 5 ст. ямб;
10 строчник аБаБББссДсД - на 4 рифмы - верно;
Вывод, но не посылка;
Лексика: «пред аналой» ??? Может быть, «пред аналоЕМ»?
№9. Спасёт ли мир такая красота? Геннадий Солодилов
Из глубины небесной кутерьмы
Нам Солнце льёт сиянье золотое,
Ему беспечно радуемся мы
И веруем в незыблемость устоя,
Забыв про время, Солнцем прожитое.
Пусть в космосе в мирах далёких снова
Звезде распад гремящий уготован,
Нас не страшит, что космы разметав,
Прекрасным вихрем вспыхнет СУПЕРНОВА.
СПАСЁТ ЛИ МИР ТАКАЯ КРАСОТА?
Как горный пик, глядящий на холмы,
На пьедестале самомненья стоя,
Лучом луны среди безмолвной тьмы,
Бросая взгляд: «Меня ты недостоин!»,
Она сияет хладной красотою.
К любви и состраданью не готова,
Всегда и неприступна, и сурова,
Изгиб надменный чувственного рта
Не обещает ласкового слова.
СПАСЁТ ЛИ МИР ТАКАЯ КРАСОТА?
Цветок фиалки посреди зимы:
Лицо без грима, платьице простое,
Что в ней такого? Только мы – немы,
Как от глотка любовного настоя.
Отдам всё, чем владею лишь за то я,
Чтоб стать на страже у её алькова –
С терпением библейского Иова
Хранить невинность той, что так чиста.
Спроси у тех, кто ею очарован:
СПАСЁТ ЛИ МИР ТАКАЯ КРАСОТА?
Любимая! Вот дверь. Над ней подкова.
У дома сад – как будто нарисован,
И мы не спросим – сбудется ль мечта
Под сенью нами созданного крова,
СПАСЁТ ЛИ МИР ТАКАЯ КРАСОТА?
0001010001
01010100010 -5 ст.ямб;
10 строк: аБаББССдСд на 4 рифмы - верно;
Посылка есть;
Осмыслено использованы рефрены;
Лексика: жаргонное «супернова» в значении «сверхновая звезда».
№10. Души моей высокая печаль. Владимир Курков
Угодно ль это было небесам,
судьба ль ко мне была так бережлива?
Былого счастья рухнул зыбкий храм.
В нём чувства стали жечься, как крапива,
ломая строй душевного мотива.
Коль нет любви, удержит ли мораль?
Забыто всё, и прошлого не жаль.
Спешит состав, я в роли пассажира,
туда, где наполняет мне хрусталь
БАЛЬЗАМОМ ЖИЗНИ, МИЛАЯ ЭЛЬВИРА.
Я так хочу: довериться мечтам,
в любовь нырнув с высокого обрыва,
причалить в бухте счастья к берегам
с волной тепла душевного прилива,
обнять тебя - в наряде белом слива.
Усну в пути, под стук колёс о сталь.
Стрелой меня уносит магистраль,
от хмурых дней в страну любви и мира.
Там ждёт, поправив тонкую перкаль* -
БАЛЬЗАМОМ ЖИЗНИ, МИЛАЯ ЭЛЬВИРА.
И радость и волненье - пополам.
Один "щелчок любовного огнива",
и чувства нас уносят к облакам.
Но жизнь бывает так несправедлива...
Её любовь - была весьма пуглива.
Меня - унёс завьюживший февраль...
Зажгу свечу Марии. Свет. Сусаль.
Слезой багровой выступила мирра.
Могли ль наполнить мы любви грааль,
БАЛЬЗАМОМ ЖИЗНИ, МИЛАЯ ЭЛЬВИРА?
Укрылась за прозрачную вуаль
души моей высокая печаль,-
любви дыханье, плачущая лира.
Со мной остался губ твоих миндаль -
БАЛЬЗАМОМ ЖИЗНИ, МИЛАЯ ЭЛЬВИРА.
0101010001
01010100010
0101010101- 5 ст.ямб;
10 строк: аБаББссДсД- на 4 рифмы -верно;
Посылка есть (именная);
Осмысленное использование рефренов;
Тема для канцоны.
№11. Как мотылёк, от пламени сгорая... Елена Долгих
Несётся песнь любви под облака,
А следом тень разлуки, настигая.
Известная дилемма на века:
Всегда вдвоём от края и до края,
Где шаг до ада или шаг до рая.
Влюблённые бездумно, как всегда,
Готовы дать ответ: «Конечно, да!»
От ревности, в молчании страдая –
А вдруг погаснет страстности звезда,
КАК МОТЫЛЁК, ОТ ПЛАМЕНИ СГОРАЯ?
А ты, неискушенная пока,
Наивностью одной располагая,
Зачем всё время смотришь на закат,
Мечтами снова сердце согревая?
Беспечная! С фортуною играя,
Бежишь, любви навстречу – в никуда.
И следом расставание-беда,
Мосты сжигая, двери затворяя.
Так стоит ли растрачивать года,
КАК МОТЫЛЕК, ОТ ПЛАМЕНИ СГОРАЯ?
Ты сгинешь в том огне наверняка,
И, даже ничего не постигая,
Протянется раскрытая рука,
Любимому, как прежде, помогая.
Пускай с ним будет девушка другая,
Но для тебя всё это ерунда!
Жар не уймёт холодная вода,
Готова отказаться ты от рая,
Забудешь стыд и станешь не горда,
КАК МОТЫЛЁК, ОТ ПЛАМЕНИ СГОРАЯ…
Пройдут века, исчезнут города,
Народы разбредутся кто куда.
Любовь, на части душу разрывая,
Поманит и, пойдёт за ней толпа,
КАК МОТЫЛЕК, ОТ ПЛАМЕНИ, СГОРАЯ…
0101010001
01010100010 - 5 ст. ямб;
аБаБ БааБаБ - на 2 рифмы (надо на 4);
Не посылка.
№12. Когда Земля свои вращенья… Светлана Обрандт
Когда Земля свои вращенья
Притормозит в угоду сну,
Презрев законы притяженья,
Скользнут на Землю сновиденья,
Покинув временно Луну.
Под звуки флейты и кифары,
В волшебный полуночный час
Слетятся музы на Парнас
Испить в пылу самозабвенья
ЗАЛОГ ЛЮБВИ И ВДОХНОВЕНЬЯ.
В кастальских водах отраженья
Ловить, пока Зефир волну,
Отбросив в быстрое теченье,
Не смоет вещих снов виденья.
Здесь не измерить глубину,
Здесь до рассвета длятся чары,
Пока свет лунный не погас
И легкокрылый конь Пегас
Свершает колдовства паренья –
ЗАЛОГ ЛЮБВИ И ВДОХНОВЕНЬЯ.
Когда по воле провиденья
Пронзит крик жизни тишину,
Слетятся музы на мгновенье -
У колыбели в час рожденья
Встречают новую весну.
Глоток волшебного нектара,
С младенца не спуская глаз,
Преподнесут ему тотчас…
…Не все уловят дуновенья -
ЗАЛОГ ЛЮБВИ И ВДОХНОВЕНЬЯ.
Но если, друг, твои томленья
Тебя натянут, как струну -
У муз ты в сладостном плену.
Не упусти миг потрясенья -
ЗАЛОГ ЛЮБВИ И ВДОХНОВЕНЬЯ!
010101010
00010101- 4 ст.ямб;
Но строфа - 10 строк при 4 рифмах, но и там не та рифмовка: АбААбСддЕЕ;
Слабая посылка - скорее вывод, чем обращение.
№13. Баллада о благостном мире. Созерцающая Много Раз
Быть может благосклонная судьба
Решит однажды выпасть добрым знаком.
Улыбка заиграет на губах
И ты на свет рванёшь из полумрака,
Где день прекрасный будет одинаков,
А чувств благоухающих цветы
Распустятся в тени твоей мечты,
И счастье, словно золотая птица,
Слетит стремглав с небесной высоты,
ЧТОБ НАЯВУ ВОЗНИКНУТЬ, А НЕ СНИТЬСЯ.
Гимн будет петь победная труба:-
Довольно слёзы лить и горько плакать!
В душе утихомирится борьба,
Вокруг возникнет поле алых маков.
НАДЕЖДОЙ ОСИЯННО ЛЕТО ВСЯКОЙ,
ГДЕ ПОМЫСЛЫ КРАСИВЫ И ЧИСТЫ, (сложное для понимания согласование)
Ни капли не стесняясь простоты,
В глазах любых людей, почти царица,
Любовь твоя взрастёт без суеты,
ЧТОБ НАЯВУ ВОЗНИКНУТЬ, А НЕ СНИТЬСЯ.
И будет вмиг услышана мольба,
Где мир у ног, как верная собака.
Сияющее солнце, что волшба,
Покроет всё вокруг блестящим ЛАКОМ.
Когда прольётся чудный свет над мраком
Поймешь, что нет ни горя, ни беды,
Цветут великолепные сады,
Звучит дивноголосая цевница
И в завязях уж сладкие плоды,
ЧТОБ НАЯВУ ВОЗНИКНУТЬ, А НЕ СНИТЬСЯ.
Среди знамений узнаю черты,
Дарованных для вечной красоты,
Где всполохами беглые зарницы
Высвечивают Божии кресты,
ЧТОБ НАЯВУ ВОЗНИКНУТЬ, А НЕ СНИТЬСЯ.
01010001010
0101010001- 5 ст. ямб;
10 строк аБаББссДсД на 4 рифмы - верно;
Нет посылки;
Содержание без сюжета.
14. Мечта сверкнёт звездою лучезарной.Лариса Кравц
Не будучи уверенным ни в чём,
Мелькнув полуразмытым силуэтом,
Оставшись невидимкой под дождём,
Не чувствуя себя в душе поэтом,
Уйти куда-то вдаль перед рассветом.
Пусть горы холодом земным объяты,
Прикосновенья и признанья святы,
Обожжены в ночь ускользнувшей тайной.
Где чувства мимолётные распяты,
МЕЧТА СВЕРКНЁТ ЗВЕЗДОЮ ЛУЧЕЗАРНОЙ.
Когда нагрянет дерзкий враг с мечом,
Тогда сильней стремление к победам.
Желанье славы слишком горячо,
Но воин древним следует заветам.
Свободный глас не заглушить запретом.
Так облаков несметные армады
Разрушат всю искусственность преграды.
Под перезвон мелодии прощальной
В счастливый миг блаженства и прохлады
МЕЧТА СВЕРКНЁТ ЗВЕЗДОЮ ЛУЧЕЗАРНОЙ.
Воспользоваться дружеским плечом
И восхититься чувственным сонетом.
Тому и, вправду, пули нипочём,
Кто овладел бесхитростным секретом,
Как песней с незатейливым сюжетом,
Сорвав однажды старые заплаты,
Не дожидаясь плена и расплаты.
Тогда под звуки музыки венчальной
И птичьи вдохновенные рулады
МЕЧТА СВЕРКНЁТ ЗВЕЗДОЮ ЛУЧЕЗАРНОЙ.
Не смолкли под балконом серенады.
Где, рыцарь мой, копьё, забрало, латы?
Вот сад с ротондой, чистый пруд зеркальный.
Пусть в тишине заброшенной мансарды,
МЕЧТА СВЕРКНЁТ ЗВЕЗДОЮ ЛУЧЕЗАРНОЙ.
0100010001
00010100010 - 5 ст.ямб;
10 строк: аБаББССДСД - (2 мужские и все женские) - на 4 рифмы;
Посылка есть;
Содержание без сюжета.
№15. Баллада о любви и печали. Павел Арефьев
Когда грущу, когда пишу,
Рождая фразы мыслью вязкой,
Снимает память паранджу,
И луч любви волшебной краской
Рисует образ: за коляской,
Рассветным сумраком, в саду,
Вокруг прудов, покрытых ряской,
С ПЕЧАЛЬЮ РАДОСТНОЙ ИДУ.
Вдыхаю грусть, карандашу
Вверяю чувства, но с опаской,
Как принц, малюющий пажу
Предмет любви с притворной маской.
Питая скорбь душевной встряской,
У слепоты на поводу
Невольной песней, сагой, сказкой
С ПЕЧАЛЬЮ РАДОСТНОЙ ИДУ.
Пытаясь вновь сравнять межу
Меж явью и мечтой, фетяской
Очаг прозрения тушу, -
Любовь, опутанная пляской,
Явилась тенью, папуаской, -
Закрыв от света ГЛАЗ СЛЮДУ
Своей МЕЧТАТЕЛЬНОЙ ПОВЯЗКОЙ,
С ПЕЧАЛЬЮ РАДОСТНОЙ ИДУ.
К тебе, любовь, томимый лаской -
Во сне, в сомнамбуле, в бреду -
Дрожащим словом, строчкой тряской
С ПЕЧАЛЬЮ РАДОСТНОЙ ИДУ.
01010101
010101010 - 4 ст.ямб;
8 строк аБаББаБа - на 2 рифмы, надо на 3;
Посылка есть (к тебе, любовь);
Тема без сюжета;
Лексика не удачные образы, эклектика лексических стилей.
№16. Грешно печалюсь... Ольга Кристи
Грешно печалюсь думой не земной,
И в планах боязливые оглядки,
Гляжу на пожелтевший сухостой,
Как на свои серебряные прядки,
Когда опять в любовной лихорадке,
Появится в сиянии весна,
На звездном небе кроткая Луна
И муки Ада, и блаженство Рая,
Подарит мне, НИМАЛО СМУЩЕНА,
КАК ЮНАЯ КРАСАВИЦА ДАНАЯ.
Что делать с нестареющей душой,
Не позабывшей юные повадки?
Не маяться веселою мечтой
И с явью не заигрываться в прятки,
А игры те губительны и сладки:
Любовью вновь душа оживлена,
Хоть долго в заточении она
Жила, освобожденья ожидая,
Тревогами предчувствия полна,
КАК ЮНАЯ КРАСАВИЦА ДАНАЯ.
Моих стихов живительный настой,
Пью по ночам, как юноша, украдкой...
Как может образ девушки простой
Для сердца стать вселенскою загадкой?
А поцелуи патокою сладкой,
Бокалом виноградного вина..?
И шепчется ночная тишина,
Признаньем поэтическим вздыхая,
Любовь! Ты перед Ней обнажена,
КАК ЮНАЯ КРАСАВИЦА ДАНАЯ...
Души и тела горькая война,
Где старых ощущений новизна,
С мольбами к небу руки простирая,
Коварство Зевса выпила до дна,
КАК ЮНАЯ КРАСАВИЦА ДАНАЯ.
0101010001
01000100010 нечистый 5 ст. ямб с пиррихиями;
10 строк: аБаБББссДсД на 4 рифмы - верно;
Не посылка;
Лексика: «нимало смущена»? (либо «смущена», либо «нимало не смущена»).
№17. Баллада школяра. Ирина Воропаева
Как птичка не живет без щебетанья,
Так я всегда стихи слагать был рад,
В них воплощая мысли и мечтанья,
По вольной воле, ритму сердца в лад,
Не зная ни сонетов, ни баллад.
Я искренне любил свои творенья,
Высокое о них лелея мненье,
И новшеств не вводил в репертуар.
Но вот, засев впервые за ученье,
КАК МОГ, БАЛЛАДУ СОЧИНИЛ ШКОЛЯР.
Мир изменил былые очертанья.
Пути мне не оставило назад
Одной из знатных дам очарованье.
Но объясненье вышло невпопад, -
Ей не по вкусу строй моих рулад.
Я оборвал бесхитростное пенье,
В ее глазах прочтя недоуменье,
Вдруг сразу ощутив и хлад, и жар.
Но после принял смелое решенье:
КАК МОГ, БАЛЛАДУ СОЧИНИЛ ШКОЛЯР.
Все приложил возможные старанья.
В своем жилье устроив книжный склад,
В короткий срок свои пополнил знанья.
С пером в руке, забыв про сон и глад,
И дни, и ночи проводил подряд.
Отнюдь не наслаждение – мученье
В изысканном ключе стихосложенье…
Перебелив, кладу я лист в футляр.
Возлюбленной готово подношенье:
КАК МОГ, БАЛЛАДУ СОЧИНИЛ ШКОЛЯР.
О, госпожа! Мне не унять волненье.
Я знаю сам: не стоит, вне сомненья,
Улыбки вашей этот скромный дар.
Но умоляю вас о снисхожденье:
КАК МОГ, БАЛЛАДУ СОЧИНИЛ ШКОЛЯР.
01010100010
0101000101 - 5 ст.ямб;
10 строк АбАб бССдСд - на 4 рифмы - верно;
Есть посылка;
Ироничный сюжет для баллады.
№18. О мире на песке. Человек Иногда Поющий
Песчаный мир в спокойной скуке -
Был сонный ветер тих и вял.
Здесь не любили верить в слухи,
Но вера в штиль вершила бал.
В том мире, что от бурь устал,
Иное было бы рискованно,
Зачем же всякий дождь шептал:
"ЗАТИШЬЕ СНОВА БУДЕТ СОРВАНО"?
Недавно выли бури духи,
Да стихли с ветром. Враг пропал!
Померкли в свете счастья муки.
Улыбка солнца! Мир воспрял.
.. За светом, жаль, был скрыт провал.
А ведь знакомы с вражьим норовом:
Улыбку вдруг сменил оскал -
ЗАТИШЬЕ СНОВА БУДЕТ СОРВАНО...
Ну что ж, гроза омоет руки -
Войны ответной мир взалкал:
Во власти, по ее науке,
Не сплав из нервов, но металл.
Стал воздух в липкой жажде ал.
Таясь, воронья смолкла свора, но...
В беззвучье все мощней накал.
ЗАТИШЬЕ СНОВА БУДЕТ СОРВАНО.
Мир, встань - ЗВУЧИТ ВЗАХЛЕБ СИГНАЛ,
Напоен воздух криком ворона,
И ветер с силой высь набрал -
ВНЕМЛИ, ЗАТИШЬЕ СНОВА СОРВАНО!
010101010
01010101
….
01010101
0101000100 -4 ст.ямб с дактилической рифмой вместо женской;
8 строк: АбАббДбД - на 3 рифмы - верно;
Есть посылка (мир, внемли);
Лексика: «звучит ВЗАХЛЕБ сигнал» неудачный выбор слова.
№19. В начале было Слово... Репин В.
Итак, в начале было Слово.
Как драгоценный Божий дар,
Стал Свет. И Тьма. И нет другого:
Как будто молнии удар –
И ночи бархатный нектар,
И небо цвета голубого –
То были первые из чар
В ЧРЕДЕ УТЕХ ПУТИ ЗЕМНОГО.
А может, так: «И было Слово –
Стал Свед и Тътьма». Прозренья жар
Был разделен на Вед основы
И мрака жречества угар,
Преступный тягостный кошмар,
Всё отрицающий, что ново –
Как ленты траурной муар
В ЧРЕДЕ УТЕХ ПУТИ ЗЕМНОГО.
И, мысли разорвав оковы,
Мы принимаем этот дар:
Ученье – свет пути иного,
А неученье – тьмы тартар.
Наш мир – не молод и не стар,
Но нам подаренное Слово
Горит созвездием Стожар
В ЧРЕДЕ УТЕХ ПУТИ ЗЕМНОГО.
Читатель! Впитывай слова!
Поверь – в начале было Слово.
Оно – изысканный товар
В ЧРЕДЕ УТЕХ ПУТИ ЗЕМНОГО.
010101010
00010101 - 4 ст. ямб;
8-строчник абАббАбА - на 2 рифмы. Надо на 3;
Посылка есть (Читателю);
Тема - не балладная.
№20. Мы будем вместе. Санди Иданс
Я морем плыл, когда была гроза
и штормом лодку вверх и вниз бросало.
Под шквалом ветра рвались паруса.
Не видел я подобного накала:
весь небосвод был вспышками исчерчен,
порой казалось гибель недалече.
Но мысль мелькнула молнией мгновенно –
С ТОБОЙ МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ НЕПРЕМЕННО.
Я шёл пустыней, слышал голоса,
вокруг ни тени, марево дрожало:
мерещилась огромная гюрза,
она почти до неба доставала…
Не помню, как я выжил в этом смерче,
а после был кочевником замечен.
Не зря случилась эта перемена:
С ТОБОЙ МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ НЕПРЕМЕННО.
Меня в поход призвали небеса:
готовы щит и меч, блестит зерцало.
Смотрел я смерти много раз в глаза,
и в этот раз ИЗБЕГНУ ЕЁ ЖАЛО. (согл. слов)
Уверен в том, что был судьбой отмечен:
я выстою на поле грозной сечи.
К тебе вернусь и преклоню колено.
С ТОБОЙ МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ НЕПРЕМЕННО.
Проходит всё, мой друг, и мы не вечны:
земной наш путь перетечёт во Млечный.
Поверь, среди созвездий во вселенной
С ТОБОЙ МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ НЕПРЕМЕННО.
01010100010
01010100010 - 5 ст.ямб;
Но 8 строк аБаБССДД на 4 рифмы - не та рифмовка (надо: ababbcbc на 3 рифмы);
Посылка есть (мой друг);
Лексика: не то согласование слов «избегну её жало» (м.б. «жала»?).
№21. Баллада о мальчишке. Мила Анданте
Безжалостно и дьявольски огромно
Слепое равнодушие тротила…
Затих на долгий миг покой приёмный,
Дыхание у всех перехватило.
Есть вещи пострашнее, чем могила.
О, Господи, за что, уж лучше сразу -
Сжевали чьи-то зубы горечь фразы.
Так много боли яростной, недетской,
Что осознать её не может разум.
НО ХОЧЕТ ЖИТЬ МАЛЬЧИШКА ИЗ ДОНЕЦКА.
Он плыл в больном тумане белых комнат,
Его врачи кромсали и кроили.
Был мир его разбит, разъят, разомкнут,
Почти в ничто истёрт жестокой силой.
И есть ли тем страданиям мерило?
В мученьях бесконечных перевязок
Сам воздух становился густ и вязок
И болью, как вином пьянил мертвецки,
И тьма из глаз таращилась безглазо.
НО ХОЧЕТ ЖИТЬ МАЛЬЧИШКА ИЗ ДОНЕЦКА.
Он принял бой - дитя, чей дух не сломлен.
И Та-во-тьме, бледна и чернокрыла,
Та, что ползла к изножью вероломно,
Сама, вдруг устыдившись, отступила.
Ушла незваной гостьею постылой…
Ещё не знаю я конец рассказа,
Теперь парнишке лучше час от часа:
Он твёрдый, хоть и мал, орешек грецкий.
Пусть время не настало для развязок,
НО ХОЧЕТ ЖИТЬ МАЛЬЧИШКА ИЗ ДОНЕЦКА.
Держись, народ, что с Русью кровно связан,
Чья воля крепче стали и алмаза!
Тебя сосед гнобит не по-соседски.
Война терзает жителей Донбасса,
НО ХОЧЕТ ЖИТЬ МАЛЬЧИШКА ИЗ ДОНЕЦКА!
01000100010
01000100010
01010101010- 5 ст ямб, все женские;
10 строк: АБАБСДДЕСЕ - на 4 рифмы, верно;
Посылка есть (держись, народ!);
Тема для баллады, с фабулой.
Считаю лучшим произведением в пакете.
№22. Баллада об охотнике на ведьм. Алла Райц
В чаще леса - костёр, слышен отзвук копыт,
Сумрак неба метут дерева...
Через мглу на огонь храбрый Рыцарь спешит,
будто ждут впереди торжества.
Гуще морок и вздыбилась грива коня,
Алчет рыцарь, опасность презрев:
Ждет добыча его у костра, у огня!
ЩИТ СВЕРКАЕТ ГЕРАЛЬДИКОЙ ТРЕФ.
-Стой, охотник, за кем ты идёшь в темноте,
не за мной ли? - спросила смеясь.
И предстала в молочной своей наготе,
И не кровь, а любовь пролилась.
-Ты в охоте на ведьму был грозен и лих...-
говорила она нараспев,
и увенчан погибелью, в косах тугих
ЗАТЕРЯЛСЯ СКЛОНИВШИЙСЯ ТРЕФ.
-Милый, славный, не верь, что любовь полынья,-
Билось птицей в висках у него
-Но я должен уйти, дорогая моя,-
он поёжился, будто продрог.
- Не пущу, будешь мой ты в оставшийся век!-
Оклыкастилась брукса, взревев,
и убила докуку, смешной человек!
РАСТЕРЗАЛА СПАСИТЕЛЬНЫЙ ТРЕФ.
Заскулила впотьмах, смерть его торопя,
Следом, наспех - в заогненный неф!
И кровавый восход в небесах разлился,
И ОКРАСИЛ НЕ СДАВШИЙСЯ ТРЕФ.
001001001001
001001001- разностопный анапест;
8 строк: Абабсдсд -на 4 рифмы - не канон;
Нет полной строки- рефрена;
Не посылка.
№23. Благодарю судьбу... Мари Полякова
Пришла весна, снега стирая,
Любви посеяв семена,
И птичьим голосам внимая,
Звенит хрустально вышина.
Ты мне явилась, как из сна:
Загадочно мерцали свечи,
Я предложил бокал вина...
БЛАГОДАРЮ СУДЬБУ ЗА ВСТРЕЧУ!
Святая, грешная? Земная!
Во взгляде - моря глубина
И отблеск радужного рая.
Ты в мире для меня - одна!
Благословила тишина
Незабываемый тот вечер,
Шептала сказки нам волна...
БЛАГОДАРЮ СУДЬБУ ЗА ВСТРЕЧУ!
Иных круша и жизнь ломая,
Жестоко ворвалась война.
Своею верой охраняя,
Меня ждала любовь - жена!
Ты, видно, Богом мне дана,
И высшим счастьем я отмечен,
Другая доля не нужна!
Благодарю судьбу за встречу...
Любимая! Ты так нежна,
Ложатся волосы на плечи,
Пусть в них сверкает седина...
Благодарю судьбу за встречу!
010101010
01010001- 4 ст.ямб;
8 строк: АбАб бСбС - на 3 рифмы;
Лексика романса; Тема не баллады;
Посылка есть (любимая!);
№24. Баллада. Лариса Ладыка
Сводя с ума, черёмуха цвела,
И сердце чаще начинало биться:
Ведь в нём надежда всё ещё жила,
Что в старый замок сможет возвратиться
Любовь – цветная редкостная птица.
Но девочка в сиянье юных лет
Изящной ручкой тронула букет,
И рыцарь, от предчувствий леденея,
Услышал легкомысленный ответ,
ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ ДЕЛА И ПОВАЖНЕЕ.
В поход его дорога увела,
В жестоких битвах смог он убедиться:
Для воина есть важные дела,
«Кровь – не вода» недаром говорится!
Той прежней жизни вспоминая лица,
Вдыхая вновь черёмуховый цвет,
Он сотни раз давал себе обет
Убить любовь и стать ещё сильнее…
И повторял безжалостный совет,
ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ ДЕЛА И ПОВАЖНЕЕ.
Сиренью белой дева отцвела…
Не скрипнут в тихой келье половицы.
Вязание на краешке стола.
Сомненья колки и остры, как спицы:
Зачем ждала придуманного принца,
Не разглядев, что рядом жил Поэт?
Зачем любви той погасила свет
И, не сумев слов выдумать глупее,
Записку положила в амулет,
ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ ДЕЛА И ПОВАЖНЕЕ?.
Судьба, слова или парад планет
На карте жизни оставляют след?
Что знаешь о любви ты, Дульсинея?
О ней не скажет никогда поэт,
ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ ДЕЛА И ПОВАЖНЕЕ!
0101010001
01010001010 -5 ст. ямб с хаотич. пиррихиями;
10 строк: аБаБассДсД - на 4 рифмы;
Посылка есть (Дульсинея), но еще и вывод.
№25. Баллада о предательствe. Армен Аванесов
Предательство страшнее всех грехов,
Ведь предают свои, а не чужие!
Кто в спину другу нож вогнать готов,
Поправ законы дружбы вековые,
А после утирать глаза сухие -
Страшней клубка из тысячи гадюк,
Он сам себя загнал в порочный круг!
Таков несу я слышащим наказ :
Коль разум есть и на ухо не туг -
ПРОЩАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАВШЕГО ХОТЬ РАЗ!
Пусть говорят - излишне я суров,
Что жизнь трудна, бывают дни лихие,
Плывешь порой не видя берегов,
Творя дела хорошие, плохие,
(Не избежать ошибок, коль живые)
Да тянешь за собой тяжелый плуг,
Так занят -оглянуться недосуг,
Проходит время -полностью увяз!
Но не обманут происки хитрюг -
ПРОЩАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАВШЕГО ХОТЬ РАЗ!
В лачугах нищих, в роскоши дворцов,
Глаза вам могут встретиться пустые,
В селеньях диких, в блеске городов,
Пустил недуг сей корни вековые:
За суп, за чин, монеты золотые,
За славу, за любовь, набор услуг
Предать способен лицемерный "друг"!
Хоть с виду чист порою как алмаз,
Предательству сойти не дайте с рук-
ПРОЩАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАВШЕГО ХОТЬ РАЗ!
Пусть разум Ваш не будет близорук
И горьких избежать поможет мук,
Совет не сгинет под потоком фраз,
Не подрубайте под собою сук -
ПРОЩАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕДАВШЕГО ХОТЬ РАЗ!
0100010101
00010100010 - 5 ст.ямб;
10 строк: аБаББссдсд - на 4 рифмы - верно, но много подряд мужских рифм - современный тип звучания;
Не посылка - вывод;
Тема назидательная, не балладная.
С учетом того, что все требования к балладе подробно изложены мною в начале данной статьи, каждый участник сможет даже по этим кратким, схематичным комментариям увидеть все достоинства и недостатки своих работ, а члены жюри конкурса смогут проверить правомерность номинации каждого из отобранных ими произведений.
Я надеюсь, что мой разбор окажется полезен тем, кто его прочтет.
С уважением, АлКора.
Свидетельство о публикации №115051506756