Подвиг Героя Советского Союза Михаила Кротова

 Герой Советского Союза Михаил Иванович Кротов прожил яркую жизнь. Родившись
18 сентября 1918 года в деревне Почезерье на Пинежье, он с ранних лет впрягся в крестьянскую работу и с отрочества косил пожни, жал серпом в полях, боронил и
пахал, ездил с отцом в лес, ловко работал с топором и пилой. В Пинежском леспромхозе они с братом Степаном пошли на трудовой подвиг и стали тысячниками:
сколько Михаил спиливал леса в сутки даже его знаменитый земляк Федор  Абрамов
вообразить не мог. Став героем лесоразработок в тридцатые, Михаил Кротов показал себя метким стрелков в морозную Финскую войну на Карельском перешейке.
  В самое переломное время Великой Отечественной войны Михаил Кротов проявлял чудеса самоотверженности на Курской дуге. То, что он учился на тракториста в
Верхней Тойме пригодилось в освоении танка Т- 34. Сначала воевал в 16 полку 3-й
бронетанковой, а потом в 68-м гвардейском полку 8-го механизированного корпуса 20-й бронетанковой механизированной бригады танковой армии под командованием
генерала Катукова. Именно эта армия в составе Воронежского фронта внесла решающий вклад в разгром немцев под Белгородом и Курском. Кротов давал клятву, слова которой были глубоко прочувствованы:"Клянёмся тебе, наш великий народ, что мы будем драться до последнего дыхания, пока бьётся сердце, а глаза видят землю.."
  Пришлось Кротову впервые вступить в неравный бой с "тиграми", но Т-34 оказался сильнее их , благодаря мужеству и смекалке, маневренности  Михаила, как водителя, и общей слаженности действий храброго экипажа танка. Они выполняя
задачу заблокировать шоссе Белгород-Обоянь, несмотря на налёты и бомбёжки "ме-
ссершмитов", били в центр вражеской колонны. Потеряв командира, экипаж втроём
подбивал одну вражескую машину за другой, ловко маневрируя в поле, отстреливая
бежавших из подбитых танков немцкв. В критическим миг опасности сначала прикрылись горящим "тигром", а потом, Михаил, рискуя, надеясь на память, а пуще на скорость и маневренность послушного ему танка, слетел с пригорка и на
полном ходу понёсся по минному полю. Снаряды рвались слева и справа, часть мин детонировала, танк тряхнуло, но без особого вреда.Увернулись от двух бомб.Два средних вражеских танка отходили в заросли кукурузы. Первый танк расстреляли,
со вторым столнулись в лобовую, чудом победили. Четыре часа длился бой, но крепость духа и сила воли наших танкистов оказалась сильнее. За этот бой Кротов получил орден Красной Звезды.
  Судьба хранила Кротова в тяжелейшем сражении Проскуровско-Черновицкой операции, начавшейся 4 марта 1944 года. Предстояло выйти в район Тернополя,фо-
сировать Днестр и освободить Северную Буковину. Задача танкистов была в том,
чтобы отрезать пути отступления немецкой группировки. Кротов вспоминал стре-
мительность в марше на 200 километров по бездорожью. Выйдя в район Тернополя,
21 марта прорвали вражескую оборону. Кротов первым ворвался в село и оно было взято. Вскоре после того, как экипаж вышел на железнодорожную линию, потом форсировал речку, налетели немецкие самолёты. Полк потерял немало танков. Тернополь с вражеской группировкой был отрезан от основных сил противника. Танкисты, сломив сопротивление, взяли город Чертков. Кротов отличился, проявив особое мужество и находчивость в боях между Чертковым и Зеленщиками, маневрируя, давил немецкую технику, подавая пример другим. В результате их бригада под командованием А.Х. Бабаджаняна вышла первой в район Зеленщиков.
 Форсировав Днестр, 25 марта ворвались в Городенку. Сражаясь с венгерскими пехотинцами захватили много твофеев, в  том числе немало вагонов сахара, подготовленных для отправки в Германию. На рубеже Борщов-Толстое наши смелчаки
столкнулись с двумя танковыми дивизиями немцев. Подбив в Борщове несколько танков, Кротов понял, что силы слишком неравные, но вступил в бой с вновь
подошедшими немецкими танками. Экипаж спасся чудом, переправившись через Днестр.
 Цитирую наградные документы:" Гвардии старшина Кротов, будучи механиком-водителем на танке командира роты , в период наступательных боёв с 21.03 по 27.О544 г проявил ислючительный героизм и мужество. В боях за насел.пункты Мшанец и гор.Чертков, благодаря его умению маневрировать танком, грамотно использовать местность, было истреблено до 80 солдат и офицеров, 47 вражеских машин с различными воинскими грузами. Захвачено 30 автомашин.В районе Тгусто-
Място  первым ворвался, способствуя освобождению лагеря военнопленных. В районе преправы через Днестр огнём из пулемёта и гусеницами танка истребил до
27 солдат и офицеров противника, одновременно уничтожил до 30 автомашин".
  В наградном листе о присвоении гвардии старшине Кротову звания Героя Совет-
ского Союза говорится, что 17.07.44 года " тов. Кротов, будучи механиком-води-
телем  командира роты капитана Ваганова, вёл танк на больших скоростях и, вор-
вавшись в Преспа, смял орудие, два миномёта, посеял панику среди противника., В результате противник оставил на поле боя два средних танка, три орудия, две самоходки и более 76 трупов солдат и офицеров." Кротов первым форсировал реку Сап и, преследуя отступающего противника первым переправился черз Вислу. Потом
был стремительный удар танковой  армии через Лодзь и Познань в район Франкфурта-на Одере с 14  января по 3 февраля 1945 года, а потом бросок на север к Балтике в район Гдыни. В это время грудь Михаила Ивановича наряду
с Золотой Звездой, орденами Ленина и Красной Звезды украсил Орден Отечествееной войны. За отвагу в операции в районе Вешконицы, уничтожение двух противотанковых орудий, 4 пулемётных точек, много живой силы, захват крупнокалиберной батареи на механизированой тяге Кротов был отмечен орденом Красного Знамени, а 21 марта 1945 года награждён вторым орденом Красной Звезды. В Ожесточённых боях за Берлин танкистам приходилось сражаться не только за каждую улицу, но и каждый дом. Чудеса героизма проявил Герой Советского Союза Михаил Иванович Кротов и только случайная авария машины,
на которой отправляли самых лучших танкистов, помешали Кротову принять  участие в Параде Победы.
 После войны Михаил Иванович окончил Архангельский лесомеханический техникум,
получил направление в Москву в министерство целулузно-бумажной промышленности, работал инженером, потом 11 лет - начальником отдела Управления руководящих кадров. С 1962 по 1965 год был в командирвке в Афганистане, стоил там круговое шоссе и другие автодороги.Тогда М.И.Кротову было присвоено офицерское звание. Одно время Михаил Иванович работал старшим инженером в отделе главного механика Всесоюзного объединения "Союзлесстрой" , много тогда ездил по леспромхозам. Много лет возглавлял отдел кадров Центрального научно-исследовательского института экономики и труда Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышлености.
  Более подробно о боевых и трудовых подвигах Михаила Ивановича Кротова рассказано в книге В.Суховского "От Пинеги до Берлина" с предисловием Героя
Советского Союза генерала армии Валентина Ивановича Варенникова.


Рецензии
Очень захватывающий рассказ о героической судьбе русского танкиста,выходца
из народа!Повествование изобилует большим количеством ценной
фактической,документальной информации о том незабываемом времени.Меня,как
сына участника Великой Отечественной войны,который был на фронте с 1942
по 1945 гг.,всегда привлекали такие яркие,правдивые описания.Вы можете
найти у меня,если Вас заинтересует,несколько работ,посвящённых войне:
"Тринадцать защитников ст.Красновка 15.01.1943г.","Сага о несгибаемом
человеке","Героическим защитникам Сталинграда".Ваши успехи очень впечат
ляют!Желаю всяческих благ!

Илья Лифшиц 2   05.09.2015 15:39     Заявить о нарушении
Конечно, Илья, я взаимно почитаю Ваши произведения о войне. Документальные повести и очерки ценны тем, что в них конкретные герои и события, та правда
о войне. которую не опровергнешь, поскольку она была фактически. Добра, здравия и всех благ! С увважением

Валентин Суховский 3   06.09.2015 00:25   Заявить о нарушении