Дегустация. Психоанализ Нижнекамска
Образно представим пирог с начинкой, состоящий из многих ингредиентов: кислых и сладких, ароматных и дурно пахнущих, вредных и полезных, дорогостоящих и дешевых. Каждый из ингредиентов должен придать пирогу свой неповторимый вкус, образуя конечный продукт, где «перчинка», «изюминка», «пикантность» - основные его характеристики.
Итак! Замешиваем тесто в миске. Миска - это общество или коллектив. Назовём его промышленным предприятием. Тонкой струйкой вносим «образы».
Первый ингредиент - первопроходцы из разряда начальства, опытные специалисты: немного высокомерия, немного авантюризма, немного сожаления о покинутых удобствах в больших городах, немного тщеславия (хотя и в грязи, но князи). Перемешаем все эти качества, взболтаем венчиком (болтанка – это трудности).
Затем вносим второй ингредиент - молодые специалисты, прибывшие из других городов нашей необъятной страны, - неся с собой юношеский максимализм, оптимизм, легкость, задор, веселость, особый юмор, интеллект, полученный в вузах и сузах. Но и, конечно, частичку менталитета своих народов, представителями которых они являются.
Следующий ингредиент - выходцы из близлежащих деревень. Если во втором ингредиенте национальная принадлежность была не столь значимым аспектом, то тут уж чувствовалась явное отличие между представителями славянских и мусульманских народностей. Причем деревенские «славяне» мнили себя на голову выше, чем их деревенские собратья татары или башкиры.
Но это отличие не распространялось на обрусевших татар или башкир. Обрусевшие - это значит чисто, без акцента выражающие свои мысли на русском языке. Не зря же в Библии сказано: «Вначале было слово». А я немного перефразирую эту догму: «Вначале было слово на государственном, официальном языке Советского Союза». Именно это большая группа деревенских выходцев после ПТУ или просто без образования внесла особую перчинку во вкус нашего пирога: осторожность, даже излишняя подозрительность и недоверие к пришлым издалека людям, стеснительность (особенно среди женщин, плохо говорящих на русском языке). Они были бы и рады выступать на комсомольских собраниях, но комплекс неграмотной русской речи не давал им раскрывать рты.
Забегу немного вперед. Именно этот комплекс впоследствии и повлиял на то, что дети этих татарок и башкирок вообще не знают своего родного языка. Матерям было очень важно, чтобы их чадо чисто говорило только на русском языке.
Но вернемся к замешиванию нашего пирога. Что же ещё внесла группа простых деревенских людей? Наверно завистливость, плавно переходящую в элемент соревновательности, скажем точнее - искренне желание, чтобы завидовали им. Это чувствовалось во всем.
Живя в условиях продовольственного дефицита, эти люди с гордостью вываливали на стол, привезенные из ближней родины, всякие деревенские деликатесы. У себя же дома, в деревне, с той же гордостью демонстрировали свою принадлежность к городскому рабочему классу.
«Быть не хуже других» - с этим девизом прошло по жизни не одно поколение представителей этого класса. «Быть не хуже других!» - этот девиз помогал и в работе. Кто самый лучший работник? Городской щеголь или простой деревенский парень? Спору нет. Деревенские - это стабильность, это сноровка, это надежность. Это «гайка, закрученная на совесть» или совесть, не дававшая спать, когда «не закручена гайка».
К специям и приправам отнесем образы, влиявшие на формирование личностей «основных ингредиентов». Это - жены, дети, родители, соседи, друзья самых разных профессий: врачи, учителя, водители, строители, пекари, повара, дворники, артисты, экономисты…. Это интеллектуалы и не очень. Это интеллигенты и не очень. Это порядочные и не очень. Всего понемногу.
Кажется, ничего не забыли. Миска наполнена. Остается перемешать, дать подняться тесту и хорошенько его запечь.
А теперь перейдём к дегустации получившегося пирога. Прошло время. Выросли дома. Появились новые улицы. Родились новые люди. Уже не мы учим своих детей, а дети учат нас. Учат различным компьютерным премудростям и фотошопу. Учат тому, что зарабатывать деньги можно и не горбатясь на работе.
Пророчество, что карманный телефон станет такой же необходимостью, как туалетная бумага - давно сбылось. Мир перевернулся с ног на голову.
Что же в итоге получилось в результате многолетнего тесного сплетения разных характеров, разных образов, в результате совместно прожитых радостей, ссор, потерь и приобретений? Что же стало с моими знакомыми образами?Бесспорно, каждый из них сохранил в малой доле свой вкус, свою индивидуальность, Но многие черты характера, манеру поведения, даже мировоззрение они переняли друг у друга: кто-то стал духовно богаче, а кто-то, наоборот, обеднел. Оптимисты подустали, деревенские обленились.
Поменялись ценности. Выросли запросы, а с запросами с геометрической прогрессией росла та же завистливость. Одни росли, другие падали. Но, все же, есть нечто общее, что объединяет нас - нижнекамцев.
Во-первых - гордость за наш город. Да! Да! Не важно, какие у нас квартиры, престижные или нет, не важно в каком микрорайоне мы живем, главное, что мы остаемся горожанами. Город чист, красив, ухожен, не стыдно показать гостям. Где еще такие расписные трамваи? Уютные дворики. Даже хрущовки какие-то - особо со вкусом раскрашенные. Стадионы, ледовые дворцы, международный аэропорт Бегишево, хотя не каждый может позволить отправиться за границу, благоустроенность, - не может не вызывать гордость у нас.
Во-вторых – отсутствие суетности, которая присуща жителям больших городов. Думаю, что это благодаря неспешному образу жизни. Нижнекамск компактен, всё находится в шаговой доступности, в том числе и работа, да и транспорт ходит регулярно. Легче планировать свое время и меньше незапланированных преград. Еще одна особенность наших сограждан - это относительная культурность. Будучи в других городах России нам удивительно наблюдать, как хамят кондукторы в общественном транспорте или продавцы в магазинах. Мы давно отвыкли от этого благодаря терпению и профессионализму людей этих профессий.
Также в последние годы большинство людей стали бережней относиться к чистоте. А почему? Потому, что, выходя из подъезда, тебе на встречу обязательно попадется убирающая двор дворничиха, и не только попадется, но и поздоровается, и после этого как-то стыдно будет плевать ей в душу.
И еще отмечу одну особенность - простота нижнекамцев. Есть, конечно, зазнавшиеся снобы, но они где-то там, в особняках. Ну и пусть живут там себе спокойно, зато наши девочки-красавицы не будут обсмеяны богатенькими отпрысками, из-за невозможности одеться в престижных бутиках.
Также нижнекамцы жадны до зрелищ. Я не говорю о массовых гуляниях. Речь идет о театральных представлениях и концертах. Жадны, так как не избалованы. И каждый новый спектакль воспринимается как событие.Назову еще одну особенность – чувство сострадания к чужому горю. На клич помочь больному ребенку или погорельцам откликаются тысячи. Думаю, что в этом играет немаловажную роль осознание того, что все мы дети Бога.
Говорить о нижнекамцах можно бесконечно, но скажу главное: Как бы мы не ругали экологию нашего города, ЖКХ, трудности жизни, - уезжать отсюда не хочется. Там все другое. Люди такие же, но - другое мировоззрение, другой темперамент, другой ритм, другая энергетика.Я кусочек этого пирога, и я вызрела, поднялась, пропеклась за эти несколько десятков лет. Мой накопившийся жизненный опыт и приобретенная с годами житейская мудрость позволяют мне «психоанализировать» изменения ментальности как отдельных людей, проживающих в нашем городе, так и в целом - менталитета всего города. Лучшего города на свете!
Свидетельство о публикации №115051303427