Есть ли здесь смысл? Ч. 5. Мастер

    Итак, мы уже выяснили, что Большой кот Ра (Котар) вошёл в санскрит как Картар (Создатель).  В западную культуру он попадёт через латинское слово creo:
1. Творить, создавать, производить.
2. (В формах пассива) рождаться, возникать.
3. Учреждать.
4. Сделать, назначить, избрать.
5. Вызывать, порождать, причинять.
    Происходит от лат. creare «творить»; родств. crescere «расти», из праиндоевр. *ker- «расти».

    Кстати, отсюда же происходит и слово «катарсис»:
1. В древнегреческой философии — эстетическое переживание при просмотре трагедии
2. Духовное и нравственное очищение, просветление, обычно возникающее в процессе сопереживания и сострадания при восприятии произведения искусства.

Происходит от др.-греч. катарсис «очищение», от гл. касеро «чищу, очищаю», из кафарос «чистый». Заметили, как изначально финикийская буква «тет» (древнегреческая  «тета») вибрирует звуками: т, с, ф…

    В русском языке получается очень интересная картина. Котар сохранился у нас в образе кота (котяра). Кстати, котов очень часто зовут Васьками. Но есть и Змей Василиск. Прибавьте русские поверья о том, что коты нечистую силу чувствуют, а чёрные коты так и вовсе отрицательную энергию забирают, потому и укладываются на больные места своего хозяина… Вспомните связь египетской богини кошки-Бастет с Бэсом-хранителем домашнего очага и новорожденных... Насколько я знаю, в отличие от Запада, на Руси котов никогда не сжигали. Потому что хранилось в памяти народной сакральное значение этого животного. Конечно, в наш цивилизованный век всё это уже стало забываться… Ай-ай-ай! А кто же нам сказки сказывать будет?!

    А теперь я предлагаю вам сравнить: C-t-r и С-т-р. В чём отличие? Первое я прочту как «Катар», а второе – как «Стрый». И получается Стрибог.

    «Стрибог - в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями — возможно бог ветров или связан с атмосферой…

    По мнению индоевропеиста Т. В. Гамкрелидзе и лингвиста Вяч. Вс. Иванова, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть *dievas заменилась на иранское *baga (; праслав. *bogъ). Индоевропейское *pater перешло у славян в стрый.
 
    Российский лингвист О. Н. Трубачёв считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. *sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер)…» (Википедия)

    А ведь по большому счёту, и те, и другие главное уловили правильно. Именно Стрый выступает в качестве Строителя (Устроителя) и сохраняет связь с шумерским богом ветра Энлилем.

    Лучше меня о вселенском значении корня «с-т-р» расскажет вам А.А. Тюняев - http://www.dazzle.ru/spec/atstr.shtml. Я лишь кратко процитирую:

    «1. Общее обозначение пространства: страна, сторона, стороньникъ (путник), простор, простирать и др.
     2. Структура пространства: строения, страдома (пахотная) земля и «страда», строй, застрять, встреча и др.
     3. Свойства пространства: стирать, стерилизовать (делать чище), пёстрый, стризовый (ярко-красный) и др.
     4. Центр пространства: острие, остров, острог, стерня, астра и др.
     5. Ось пространства: стержень, стрижень (сердцевина) и др.
     6. Протяжения пространства: выстрел, стрела, стружка, струп и др.
     7. Водное пространство: стрюк, струя, стремнина, струга, старица, стерно и др.
     8. Верх пространства: стромкий, стремянка, стропила, стреха и др.
     9. Глубина пространства: стрежень.
     10. Объём пространства: истерна, изменившаяся в «сфера».
     11. Движение в пространстве: быстрый, стрёмый, пострел, расторопный, строптивый, стриж, ястреб, стригунок, дать стрекача, строчить и др.
    12. Пространство еды: стряпуха, страва, стредь и др.
    13. Пространство смерти: стерво и др.
    14. Сакральное пространство: страдания (частушки), строфа, строка, страница, настроение, страх, костёр и др.
    15. Обитатели пространства: страж, стратег, стряпчий, строитель, мастер и др.
    16. Старость: строй, стригольник, старый, староста и др.
    17. Птицы в пространстве: стратим, страфиль, страус, стерх, стервятник и др.
    18. Топонимы, гидронимы, ойконимы с пространственным значением: Истра – приток р. Москвы, Истра – приток р. Вори, Истр – Дунай и многое другое.
    19. Термины родства: старый (старший), строй (дядя по отцу), сестра, сестрин (племянник) и др…»

    Жаль, о Свароге такого подробного исследования не нашла. У меня же так подробно по полочкам разложить не получится…

    Интересно, как вписывается ситуация с Котярой-Стрыем в существование групп «кентум—сатем»?

    «Делением кентум-сатем называется изоглосса в семье индоевропейских языков, относящаяся к эволюции трёх рядов дорсальных согласных, реконструированных для праиндоевропейского языка (ПИЕ), *k;(лабиовелярный), *k (велярный), и *;; (палатовелярный).

    Термины происходят от слов, означающих числительное «сто» в репрезентативных языках каждой группы (латинский centum и авестийский sat;m).

«Сдвиг» сатем легко проиллюстрировать числительным «100», звучавшим в праиндоевропейском языке как *;m;t;m, которое стало, например, sat;m в авестийском (что и дало название всей группе), (;atam) в санскрите, sad в персидском, ;imtas в литовском, сто в русском и т. д., в противоположность латинскому centum (произносится [кентум]), английскому hund(red),  др.-греческому ;-;;;;; (катон), валлийскому cant и т. д…» (Википедия)

    Что меня слегка настораживает, так это наличие репрезентативных языков в практике воссоздания праиндоевропейского языка.

    Репрезентативный - дающий объективное представление о чём-либо; являющийся типичным представителем большого количества, совокупности чего-либо; представительный.

    Итак, для реконструкции праиндоевропейского языка в качестве типичных нам предъявлены латынь и авестийский…  Не русский, и не санскрит! А на каких, спрашивается, основаниях?! Вопрос существенный, поскольку на ошибочных предпосылках правильные выводы никогда не сделаешь.


Рецензии
Интересные рассуждения, Светлана!
С уважением.

Макс-Железный   17.05.2015 04:30     Заявить о нарушении
Спасибо!
На самом деле, мы ещё много чего не знаем из собственного прошлого...
И многое, наверное, переврали)

Светлана Каплун   19.05.2015 00:13   Заявить о нарушении