Есть ли здесь смысл? Ч. 5. Мастер
1. Творить, создавать, производить.
2. (В формах пассива) рождаться, возникать.
3. Учреждать.
4. Сделать, назначить, избрать.
5. Вызывать, порождать, причинять.
Происходит от лат. creare «творить»; родств. crescere «расти», из праиндоевр. *ker- «расти».
Кстати, отсюда же происходит и слово «катарсис»:
1. В древнегреческой философии — эстетическое переживание при просмотре трагедии
2. Духовное и нравственное очищение, просветление, обычно возникающее в процессе сопереживания и сострадания при восприятии произведения искусства.
Происходит от др.-греч. катарсис «очищение», от гл. касеро «чищу, очищаю», из кафарос «чистый». Заметили, как изначально финикийская буква «тет» (древнегреческая «тета») вибрирует звуками: т, с, ф…
В русском языке получается очень интересная картина. Котар сохранился у нас в образе кота (котяра). Кстати, котов очень часто зовут Васьками. Но есть и Змей Василиск. Прибавьте русские поверья о том, что коты нечистую силу чувствуют, а чёрные коты так и вовсе отрицательную энергию забирают, потому и укладываются на больные места своего хозяина… Вспомните связь египетской богини кошки-Бастет с Бэсом-хранителем домашнего очага и новорожденных... Насколько я знаю, в отличие от Запада, на Руси котов никогда не сжигали. Потому что хранилось в памяти народной сакральное значение этого животного. Конечно, в наш цивилизованный век всё это уже стало забываться… Ай-ай-ай! А кто же нам сказки сказывать будет?!
А теперь я предлагаю вам сравнить: C-t-r и С-т-р. В чём отличие? Первое я прочту как «Катар», а второе – как «Стрый». И получается Стрибог.
«Стрибог - в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями — возможно бог ветров или связан с атмосферой…
По мнению индоевропеиста Т. В. Гамкрелидзе и лингвиста Вяч. Вс. Иванова, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть *dievas заменилась на иранское *baga (; праслав. *bogъ). Индоевропейское *pater перешло у славян в стрый.
Российский лингвист О. Н. Трубачёв считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. *sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер)…» (Википедия)
А ведь по большому счёту, и те, и другие главное уловили правильно. Именно Стрый выступает в качестве Строителя (Устроителя) и сохраняет связь с шумерским богом ветра Энлилем.
Лучше меня о вселенском значении корня «с-т-р» расскажет вам А.А. Тюняев - http://www.dazzle.ru/spec/atstr.shtml. Я лишь кратко процитирую:
«1. Общее обозначение пространства: страна, сторона, стороньникъ (путник), простор, простирать и др.
2. Структура пространства: строения, страдома (пахотная) земля и «страда», строй, застрять, встреча и др.
3. Свойства пространства: стирать, стерилизовать (делать чище), пёстрый, стризовый (ярко-красный) и др.
4. Центр пространства: острие, остров, острог, стерня, астра и др.
5. Ось пространства: стержень, стрижень (сердцевина) и др.
6. Протяжения пространства: выстрел, стрела, стружка, струп и др.
7. Водное пространство: стрюк, струя, стремнина, струга, старица, стерно и др.
8. Верх пространства: стромкий, стремянка, стропила, стреха и др.
9. Глубина пространства: стрежень.
10. Объём пространства: истерна, изменившаяся в «сфера».
11. Движение в пространстве: быстрый, стрёмый, пострел, расторопный, строптивый, стриж, ястреб, стригунок, дать стрекача, строчить и др.
12. Пространство еды: стряпуха, страва, стредь и др.
13. Пространство смерти: стерво и др.
14. Сакральное пространство: страдания (частушки), строфа, строка, страница, настроение, страх, костёр и др.
15. Обитатели пространства: страж, стратег, стряпчий, строитель, мастер и др.
16. Старость: строй, стригольник, старый, староста и др.
17. Птицы в пространстве: стратим, страфиль, страус, стерх, стервятник и др.
18. Топонимы, гидронимы, ойконимы с пространственным значением: Истра – приток р. Москвы, Истра – приток р. Вори, Истр – Дунай и многое другое.
19. Термины родства: старый (старший), строй (дядя по отцу), сестра, сестрин (племянник) и др…»
Жаль, о Свароге такого подробного исследования не нашла. У меня же так подробно по полочкам разложить не получится…
Интересно, как вписывается ситуация с Котярой-Стрыем в существование групп «кентум—сатем»?
«Делением кентум-сатем называется изоглосса в семье индоевропейских языков, относящаяся к эволюции трёх рядов дорсальных согласных, реконструированных для праиндоевропейского языка (ПИЕ), *k;(лабиовелярный), *k (велярный), и *;; (палатовелярный).
Термины происходят от слов, означающих числительное «сто» в репрезентативных языках каждой группы (латинский centum и авестийский sat;m).
«Сдвиг» сатем легко проиллюстрировать числительным «100», звучавшим в праиндоевропейском языке как *;m;t;m, которое стало, например, sat;m в авестийском (что и дало название всей группе), (;atam) в санскрите, sad в персидском, ;imtas в литовском, сто в русском и т. д., в противоположность латинскому centum (произносится [кентум]), английскому hund(red), др.-греческому ;-;;;;; (катон), валлийскому cant и т. д…» (Википедия)
Что меня слегка настораживает, так это наличие репрезентативных языков в практике воссоздания праиндоевропейского языка.
Репрезентативный - дающий объективное представление о чём-либо; являющийся типичным представителем большого количества, совокупности чего-либо; представительный.
Итак, для реконструкции праиндоевропейского языка в качестве типичных нам предъявлены латынь и авестийский… Не русский, и не санскрит! А на каких, спрашивается, основаниях?! Вопрос существенный, поскольку на ошибочных предпосылках правильные выводы никогда не сделаешь.
Свидетельство о публикации №115051205857
На самом деле, мы ещё много чего не знаем из собственного прошлого...
И многое, наверное, переврали)
Светлана Каплун 19.05.2015 00:13 Заявить о нарушении