Антон Силуанов против Андрея Белоусова..

Антон Силуанов партизанит против Андрея Белоусова.

Антон Силуанов пытается сорвать реализацию национальных проектов, утверждая, что бюджет необходимо подвергнуть децимации по причине его прогнозируемого дефицита по итогам года в четыре процента и соответственно уменьшить расходы на госпрограммы.

Такие выводы можно сделать, ознакомившись с предварительной оценкой Минфина по исполнению основных показателей федерального бюджета за январь-август 2020 года.
   
Сначала – о последствиях ковида, по причине которого в бюджет поступило 11 триллионов 689 миллиардов рублей или 56,8 процента при расчетных 67 процентах.

Истратили же на плановые и внеочередные нужды гораздо больше – 68 процентов или 13 триллионов 380 миллиардов рублей.

Дефицит – 1 триллион 692 миллиарда.

Его покрыли, заняв внутри страны через государственные ценные бумаги почти 2 триллиона рублей и одновременно компенсировав таким образом недополученные плановые внешние займы на 395 миллиардов рублей.

Сторонником всемерно наращивать продажу облигаций зарубежным спекулянтам под высокий процент годовых всегда был Силуанов.

Это ему всегда удавалось, так что непонятно по какой причине план размещения валютных облигаций был сорван в этот раз.


А что же с поступлением налогов?

Здесь ситуация также очень любопытная.
Ведомства, которые находятся в прямом кураторстве Силуанова и Минфина, - ФНС и ФТС – сорвали их сбор, выполнив соответственно 52 и 50,8 % от прогноза.

Помешала пандемия? Возможно.

Однако почему-то другие федеральные органы – администраторы доходов госбюджета собрали 103,7 % прогнозного объёма.
   
И, наконец, последнее: падение курса рубля принесло в Фонд национального благосостояния за счет курсовой разницы дополнительно 1 триллион 718 миллиардов рублей.

Безо всякого влияния Минфина в ту или другую сторону, что называется, на ровном месте.

Аналогично, до 2 триллионов возрастут  и валютные налоговые поступления, как уже сообщал Незыгарь.
Так что сокращать на 10 процентов госзатраты необходимости нет.

Правда, при условии, что деньги эти будут израсходованы эффективно, со стопроцентным кассовым исполнением  по национальным  проектам.

Пока же за первые полгода этот показатель составил 35 %. Уже выделенные в этом году ресурсы в 2,1 триллиона рублей существующий хозяйственный частно-корпоративный механизм никак не может переварить.

Однако о громадных переходящих остатках, которые должны пополнить бюджет, почему-то Минфин молчит. Объяснение этим странностям только одно – Минфин сознательно уменьшает поступление доходов  бюджет.


В чем причина такого трудно объяснимого финансового нигилизма Силуанова?

Ведь денег в бюджете даже по грубым прикидкам хватает.

Вероятно, ответ надо искать в противоречиях идеологических.

Силуанов принадлежит к группе либерал-монетаристов, чей идеал, как они неоднократно подчеркивали, – свести до минимума участие государства в экономике.

Наиболее полно это идеал, кстати, был воплощен в первобытном обществе. 

Белоусов же сторонник мягкого государственного регулирования экономики с опорой на госкорпорации и стратегическое планирование. 

Эти теоретические разночтения, однако, могут иметь весьма ощутимые материальные последствия.

Белоусов уже начал переориентировать денежные потоки в пользу научных центров, которым доверяет, - АСИ, академические институты и другие.

Соответственно, немалого, в десятки миллиардов рублей, финансирования могут лишиться НИУ ВШЭ, институт Гайдара, РАНХ и ГС – традиционные центры либеральных рекомендаций, десятки лет беззаботно сидевшие на госфинансировании, активно при этом пропагандируя преимущества частной собственности.

Настало время проверить эффективность их работы, как и множества других либеральных синекур: от Роснано с их фантастическими доходами и наноотдачей до Сколкова  и разнообразных социологических и околоправительственных фондов.

К этому всё идет, судя по высказываниям Белоусова и проект его аналитической записке в Совбез и АП.

Видимо, предвидя опасность такого развития событий, Силуанов, отказывая в полноценном финансировании планов первого вице-премьера реформировать экономику через нацпроекты по собственному разумению,  шлёт знак Белоусову и поддерживающим его группам – не надо перекраивать многолетние сложившиеся схемы, вокруг которых кормятся тысячи людей, обладающие немалым влиянием и во власти, и в формировании общественного мнения.


Рецензии