Дрезденская картинная галерея
Маршал И.С.Конев в своих мемуарах рассказал, как были найдены сокровища Дрезденской галереи. В феврале 1945 года Дрезден подвергся жестокой бомбежке ВВС Великобритании и США и был сильно разрушен: многие дома превратились в руины. Существенно поврежден был и дворец Цвингер, в котором располагалась Дрезденская галерея. Дворец был пуст – все его сокровища были куда-то увезены. Казалось, что бесценная коллекция картин погибла или исчезла навсегда. Офицер трофейной команды, художник-одессит Леонид Наумович Рабинович, целенаправленно искал спрятанные немцами картины Дрезденской галереи. В подвалах здания Академии удалось обнаружить тайники, где хранились карты мест захоронения картин. 700 картин были спрятаны в штольнях заброшенных каменоломен на глубине 52 метров в условиях, не приспособленных для хранения картин. Штольни были заминированы. Немцы были готовы уничтожить бесценные картины, но только не отдать врагу. Кроме «Сикстинской мадонны», которая была упакована в ящик, все остальные картины стояли на земле, прислоненные друг к другу или к стенам штолен. Там и нашел их Л. Н. Рабинович. Они не погибли, но были сильно повреждены просачивавшимися грунтовыми водами и перепадами температуры.
Картины были привезены в Советский Союз. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова рассказывала, в каком плачевном состоянии находились картины. Потребовалась сложная и длительная, в течение 10 лет, реставрация. Работала бригада высококвалифицированных специалистов под руководством талантливого советского художника Павла Корина. Над реставрацией работали в Москве, Ленинграде и Киеве. Когда работа была закончена, 515 картин были представлены в Пушкинском музее на выставке, продолжавшейся в течение четырех месяцев. 1200 тысяч людей посетили выставку и были счастливы увидеть эти шедевры.
3 марта 1955 года В.М.Молотов направил служебную записку в Президиум ЦК КПСС, в которой было написано, что «...по вопросу о картинах Дрезденской картинной галереи могут быть предложены два решения: или заявить, что картины Дрезденской картинной галереи в качестве трофеев принадлежат советскому народу и открыть к ним широкий доступ публики, или возвратить их немецкому народу как их национальную собственность. В настоящей ситуации второе решение кажется более правильным. Передача картин Дрезденской галереи будет способствовать дальнейшему укреплению дружеских отношений между советским и немецким народами и в то же время послужит укреплению позиций Германской Демократической Республики». Таким образом было принято решение о возврате картин. В следующем, 1956 году, часть отреставрированной коллекции была возвращена Германской Демократической Республике. Второй этап возврата картин состоялся в 1960 году.
Когда-то в давнем 45,
Солдаты спасшие весь мир,
Спасли из Дрезденской из штольни,
Прекрасные 700 картин.
Давайте вспомним как солдаты,
В кирзовых грязных сапогах,
Зашли в засыпанную штольню
И там нашли бесценный клад.
Клад мирового достояния,
Картины древних мастеров,
Которые пытался спрятать
Или взорвать фашистский сброд.
Картины очень пострадали,
Ведь штольня - это не музей.
И наш советский реставратор
Трудился очень много дней.
Ушло на всё десятилетие
Столь кропотливого труда.
И наконец в 55-ом
Их труд увидела страна.
Бесценный дар большой культуры
С подачи Молотова был
Без соблюдений процедуры,
Подарен бывшей ГДР.
И вот уже в шестидесятом,
Спасённый и бесценный клад
Был возвращён на место, в Дрезден,
Без всяких выплат и доплат.
Табличку даже прикрепили,
Где этот факт был отражён,
Но всё внезапно позабыли
И факт подарка был снесён.
А с «пересмотром» всех итогов
Прошедшей Мировой Войны
И этот добрый шаг России,
Вдруг позабыть решили вы.
Табличку втихоря убрали,
Со стенки здания того,
Где вновь картины разместили
Для обозрения всего.
За что же нас так ненавидеть
Вдруг вся Европа собралась?
За то, что всех освободили
От страшной нечисти тогда.
Снимают памятники павшим,
Презрев всех тех, кто к счастью жив,
Что жизнь свою не пожалели,
Спасая западный ваш мир.
Добро ведь надо помнить вечно,
Иначе прахом всё пойдёт,
Ведь человек не зверь какой-то,
А ведь разумный, не идиот.
Верните немцы ту табличку,
Что на стене висела там,
Где все бесценные полотна
Вновь обрели свой прежний сан.
Свидетельство о публикации №115050808736