Победитель притча

В Ригведе есть замечательная история о женщине Мастере. Она относится к
той эпохе, когда женщина была свободной и имела равные права с
мужчиной. Немного было на свете женщин Мастеров: Гарджи, Рабия,
Сахаджа, Дая, Пала, Мира.

Император страны обычно каждый год устраивал великое собрание мудрецов,
на котором говорили о смысле жизни. Победителю причитался приз - стадо
коров, рога которых были увешаны золотом.

Ранним утром начались дискуссии между мудрецами. Яджнавалкья был одним из знаменитых учителей в те дни, но он не был Мастером.

Гарджи была Мастером, ее не интересовала награда, она пришла одна, скромно сидела в стороне и слушала.

Яджнавалкья прибыл с большой свитой учеников позже всех. Солнце уже
нещадно палило. Коровы, предназначенные в награду, разопревшие, стояли
перед дворцом.

Уверенный в собственной победе, он велел одному из учеников:

- Отведи этих несчастных животных в нашу коммуну. Зачем им зря томиться на солнце?

Яджнавалкья победил всех соперников и сказал императору:

- Прости меня за то, что мои ученики увели коров раньше, чем ты присудил мне награду.

Гарджи встала. Возможно, она могла бы и промолчать, если бы Яджнавалкья не проявил такую самоуверенность. Она сказала:

- Подожди! Ты победил всех и показал свою ученость, но это не означает,
что ты познал истину. Я сидела молча, наблюдая... Если кто-то
утверждает истину, к чему мне высказываться? Но ты зашел слишком
далеко. Я вынуждена дискутировать с тобой.

Она задала всего один вопрос и Яджнавалкья был повержен. Гарджи спросила:

- Ты сказал: "Бог создал мир". Почему ты так сказал? Ты был свидетелем,
когда он создавал мир? В любом случае, как бы ты ни ответил, ты
утвердишь свою ошибку. Если бы ты был свидетелем, то мир уже тогда был
создан, ведь ты - часть мира; если ты не был свидетелем, на каком
основании ты утверждаешь, что все нуждается в Творце? Объясни, или
верни коров!

Яджнавалкья был потрясен. Все присутствующие были потрясены. Она была права. Гарджи сказала:

- Только ради спора, даже если я допускаю, что Бог создал мир, я хочу знать - на каком основании ты веришь в эту гипотезу?

Яджнавалкья сказал:

- Все должно быть созданным. Эта прекрасная, безбрежная жизнь не может прийти к существованию из ничего.

Гарджи ответила:

- Допустим. Но ты уже упустил победу. Верни коров!

- Что ты имеешь в виду? - спросил Яджнавалкья.

Она ответила:

- Если всякое существование нуждается в Создателе, то кто создал
Создателя? Допустим, Создателя создал другой Создатель, более
безбрежный, а того в свою очередь создал еще более великий Создатель,
но в таком случае, кто создал Создателя всех создателей?

Яджнавалкья понял, что теперь уже невозможно избавиться от этой
женщины. Все величие его рассыпалось в прах. Он рассердился и, уже не
контролируя себя, забывая про всякую учтивость, крикнул:

- Женщина, если ты не остановишься, твоя голова покатится по земле!

Гарджи сказала:

- Это аргумент? Ты полагаешь, что отрубив мне голову, ты станешь победителем? Это, несомненно, станет фактом твоего поражения.

И коров пришлось отдать Гарджи.

Говорят, что после этого поражения Яджнавалкья, осознав глубину своего
неведения, объявляет о своем решении оставить учеников и семью.
Имущество свое он делит между двумя женами, и намеревается идти искать
Истину.

Тогда обратилась к нему его жена Майтрея:

- Скажи, возлюбленный мой, неужели твои богатства не могут
способствовать в приобретении той Истины, на поиски которой ты
отправляешься?

Яджнавалкья отвечает ей:

- Даже все богатства мира не могли бы способствовать этому, ибо они
принадлежат этому миру, в котором все преходяще, все подлежит смерти. Я
же отправляюсь на поиски бессмертия, поэтому я отрекаюсь от этого мира!

Тогда жена говорит ему:

- Я всегда следовала за тобой и, если ты отрекся от богатства, и оно не
может помочь мне следовать за тобой, и не дает никакой надежды на
бессмертие, то зачем оно мне? Сообщи мне то, что тебе известно.

И он говорит ей об Атмане (божьей искре в сердце человека):

- Если бьют в барабан, то не иначе можно овладеть в воздухе звуками
его, как держа сам барабан или барабанщика, вследствие чего держишь и
звуки его; если ударяют по лютне, то не иначе можно удержать в воздухе
звуки ее, как держа саму лютню или играющего на ней; дыхание этого
Великого Существа подобно огню, в который положены сырые дрова,
распространяющие во все стороны клубы дыма; Атман есть Ригведа; он есть
Самаведа; он есть Яджурведа; он есть песни Атарваведы и Ангирас; сказки
и сказания; наука и священное учение; стихи и правила; он есть законы и
объяснения; все существующее в этом мире есть Его дыхание. Я
отправляюсь на поиски Его, чтобы стать единым со своей Высшей Сутью.

Сказав это, Яджнавалкья распрощался и ушел в горы.

Через 12 лет он вернулся к людям просветленным Мастером.


Рецензии