Экклезиаст или проповедник
и мудрость, и Бог далеки,
и не знает он, как прожить;
потому что видит, что всё -
суета, всё напрасно и
никакой радости в сердце.
"Я Экклезиаст, был царём
над Израилем в Иерусалиме"
(1.12 из Книги Экклезиаста
или проповедника).
" И предал я сердце моё тому,
чтоб исследовать и испытать
мудростию всё, что делается
под небом: это тяжелое занятие
дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нём" (1.13).
"Видел я все дела, какие делаются
под солнцем, и вот всё - суета
и томление духа!" (1.14).
Уныние такое далеко, непохоже
на остальные Книги Библии, где
нет глубокой печали о смысле
жизни. Да и что есть смысл?
Не знает никто. Но без него
всё - суета. Не знает никто
и, что есть не суета.
Сегодня суету в мире
признают необходимой.
"Надо только подсуетиться! -
и Бог даст всё, что захочешь".
"И оглянулся я на все дела мои,
которые сделали руки мои,
и на труд, которым трудился я,
делая их: и вот, всё - суета
и томление духа, и нет от них пользы
под солнцем!" (2.11).
Простому верующему достаточно
и радости, и горя, что всё
- от руки Божией.
Чего ещё надо было Экклезиасту?
Того, что не суета? Что не суета?
Видел Экклезиаст:
"... человек не может постигнуть
дел, которые Бог делает, от начала
до конца" (3.11).
Не время того постижения, которое
слышит сердце и не может найти слова.
Поэтому
"...нет ничего лучшего, как веселиться
и делать доброе в жизни своей" (3.12).
Терзает сомнение царя Израиля.
"Что было, то и теперь есть, и что
будет, то уже было;
и Бог воззовёт прошедшее" (3.15).
Страх Божий запретил царю Израиля
ставить вопрос после слов
"Бог воззовёт прошедшее".
Что-то здесь
не так;
не совсем так;
совсем не так?
Скрыто вот что:
что должно произойти
после настоящего до того,
как "Бог воззовёт"?
Здесь поистине томление духа!
Что-то должно произойти
с человеком.
"Сказал я в сердце своём
о сынах человеческих,
чтоб испытал их Бог,
и чтобы они видели, что они
сами по себе животные" (3.18).
Есть источник суеты.
Суетятся животные;
суетятся жаждущие
власти и богатств,
и нет у них преимущества
перед скотом.
Поэтому.
"Всё идет в одно место;
всё произошло из праха,
и всё возвратится в прах" (3.20).
Томление от неизвестности.
"Кто знает: дух сынов человеческих
восходит ли вверх, и дух животных
сходит ли вниз, в землю?" (3.21).
Незнание себя - суета?
Блажен несуществующий тот,
"кто не видал злых дел, какие
делаются под солнцем"(4.3).
Бывает и хорошо.
"... если лежат двое, то тепло им;
а одному как согреться?" (4.11).
Непонятное чаще.
"Все труды человека - для рта его,
а душа его не насыщается" (6.7)
Душу что насытить может?
- Хороший вопрос!
Как грустно ироничен Экклезиаст!
"Лучше видеть глазами, нежели
бродить душею. И это также суета
и томление духа!" (6.9).
Спешат мудрые определить, что есть.
"Что существует, тому уже наречено
имя, и что это - человек, и что он
не может препираться с тем, кто
сильнее его" (6.10).
Лучше не знать человеку,
кто он пред Богом!
Имя человека - тень его.
Что она говорит?
Имя всему ищет человек;
оно где-то между тем,
кто ищет, и Богом, -
это время мудрости.
"Всё это испытал я мудростию;
я сказал: "буду я мудрым";
но мудрость далека от меня" (7.23).
Всё же скучно порой не бывает.
"И нашел я, что горше смерти
женщина, потому что она - сеть,
и сердце её - силки, руки её - оковы;
добрый пред Богом спасётся от неё,
а грешник уловлен будет ею" (7.26).
Раньше Бога была Женщина?
Нет надежды найти!
И это - суета и томление духа.
"Чего ещё искала душа моя,
и я не нашел? ... женщины
между всеми ... не нашел" (7.28)
Что происходит в сердце человека
до того, как дух его возвратится
к Богу, Который дал его?
"Выслушаем сущность всего:
бойся Бога и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом всё для человека"
(12.13);
ибо всякое дело Бог приведет на суд,
и всё тайное, хорошо ли оно, или худо"
(12.14).
Дух притомился - значит он живой.
Свидетельство о публикации №115050805256
Древние или мы -
глубже понимали?
Анатолий Осовский 24.07.2015 16:57 Заявить о нарушении
Марина Гроза 24.07.2015 17:15 Заявить о нарушении