День Архимеда 20

               

           Квартира академика Ландау. Ландау и журналистка  входят.

     Ж у р н а л и с т к а. И последние два вопроса. Первый – о  стандарте мы’шления.
     Л а н д а у. О чем?
     Ж у р н а л и с т к а. Ну, о том, что плохо, когда все мыслят одинаково…
     Л а н д а у. Почему же? Если люди мыслят одинаково, но умно, это неплохо. А если по-разному, но глупо, ничего хорошего. Кроме того, надо говорить мышле’ние, от слова «мысль». Если говорить мы’шление, то это от слова «мышь» (Смотрит на журналистку.) Маечка, вы на меня не обиделись за это? Не хорошо было бы обидеть свою родственницу.
     Ж у р н а л и с т к а. Ничего страшного… И второй вопрос... Новые истины часто кажутся непонятными, странными, парадоксальными. Вы не могли бы привести пример на эту тему?
     Л а н д а у. Пожалуйста. Частицы, находящиеся ни в каком месте пространства.
     Ж у р н а л и с т к а. Это как – ни в каком месте пространства? Что это значит? Значит – их нет?
     Л а н д а у. Боже упаси! частицы благополучно существуют. И в то же время в каждый данный момент они не находятся ни в одной точке пространства.
     Ж у р н а л и с т к а. Это же невозможно!
     Л а н д а у. И тем не менее, это факт. И он доказуем. Даже Лев Толстой, который не являлся физиком, в своем романе «Война и мир», разбирая софизм древних об Ахиллесе и черепахе, отмечал невозможность разрывать непрерывное движение. А именно это и происходит, когда мы частицам в каждый данный момент приписываем определенное  место в пространстве. Поступив таким образом, мы придем к выводу, что Ахиллес, скорость которого больше скорости черепахи в десять раз, никогда ее не догонит. А это абсурд. Записали? 
     Ж у р н а л и с т к а (захлопывает блокнот). У меня всё. Спасибо вам за интересное интервью. Мне надо в редакцию… Лев Давидович, вы не могли бы меня проводить. Я так закрутилась, что уже не знаю, как мне выйти из вашего института.
     Л а н д а у. Идемте.
Идут к двери.
     К о р а (входит). Дау, к тебе студенты. Пустить?
     Л а н д а у. Коруша, зачем спрашивать! Ты же знаешь, для студентов двери моего дома всегда открыты.
Кора уходит и опять возвращается. Студенты вваливаются за ней гурьбой. Некоторые из них загримированы  под Архимеда, Ньютона, Фарадея…и даже самого Ландау. С ними  режиссер.
     Р е ж и с с е р. Лев Давидович, вы не забыли! Завтра у нас в МГУ праздник. День Архимеда отмечаем.
     Л а н д а у. Что вы! Конечно, нет. Тем более  сейчас, когда ко мне в гости приехал великий физик Нильс Бор… Всё будет, как всегда?
     Р е ж и с с е р. Да. Как обычно, собираемся к часу дня. На улице, у входа в здание физфака. А вечером в Доме культуры МГУ даем концерт.
     Л а нд а у. Мы условились с Бором, что он приедет ко мне с супругой, и мы вместе посетим праздник.
     Р е ж и с с е р. Студентов соберется – тьма. Поэтому вас встретит группа рослых ребят из наших активистов, чтобы вы могли протиснуться сквозь толпу к трибуне.
     Л а н  д а у. Что вы нам покажите на этот раз? Не подкачаете? Как у вас с юмором в этом году? Не подрастеряли за весеннюю сессию?
      Р е ж и с с е р. За тем и пришли. Вечером мы собираемся исполнить сочиненную студентами оперу. Потом этюды из студенческой жизни. Мы хотим один из сейчас вам показать.
     Л а н д а у. Мы вас внимательно слушаем. Кора, Мая, идите сюда!

       Э т ю д. Несколько студентов занимают места за столом и начинают судорожно листать учебники, готовясь к сдаче зачета самому Ландау. Девушки от напряжения чуть  не падают в обморок. Студент в образе Ландау входит. Садится. Строго смотрит на пришедших сдавать зачет. Театрально выдерживает паузу. А потом вдруг, весело подмигнув,  говорит: « Не ставить студенту зачет все равно, что плевать вертикально, к тебе же и вернется. Сам таким был. Подходите с зачетками! Только не слишком давите!» – и всем, не спрашивая, ставит зачет.   
 Все неудержимо смеются. Громче всех смеется настоящий  Ландау. Потом он встает и, пританцовывая, напевает: «Да, я такая! Вся из блесков! золотая!»

           Ландау (студентам). Смешно у вас получилось. Молодцы! Теперь из оперы что-нибудь покажите.
 Один из студентов садится за рояль. Остальные образуют хор и поют.
                Электрон вокруг протона  обращается.
                Эта штука атом Бора называется.
               
                (Припев.)   
                Ну-ка, ну-ка, вот так штука!
                До чего дошла наука.
               
                А энергия лишь квантом излучается
                И обратно только квантом возвращается.               
                И с орбиты на орбиту
                Электрон летает сбитый.
               
                (Припев.)   
                Вот так штука! Вот так штука!
                До чего дошла наука!..
               
                Вот такая, брат, картина получается:               
                Электрон скачком перемещается,
                А энергия лишь квантом излучается.
               
                (Припев.)
                Ну-ка, ну-ка! Вот так штука!
                До чего дошла наука!
   
                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


               
               


Рецензии