Простое благо бытия Если - не очень серьёзно

                Если - не очень серьёзно

Искусство предреволюционной и послереволюционной России, в особенности литература, изображала прошлое в таком черном цвете, что если бы это соответствовало действительности, то весь наш народ в кратчайшие сроки вымер бы от тоски и печали. Но казалось, что на фоне лучезарного коммунистического будущего и светлого советского настоящего прошлое могло выглядеть только беспросветным и ужасным.
То же самое наблюдается в сегодняшнем перестроечном искусстве, которое ужасным изображает советское время. Отсюда легко верится во многие десятки миллионов погубленных жизней и в беспредельный страх, которым были объяты советские люди. Удивительно, что народ ухитрился дожить до нынешних свободных времен.
По-видимому и то, и другое неверно. Во все времена народ не выживал, а жил, приспосабливаясь к той или иной форме правления, точно так же, как он приспосабливался к тем или иным погодным условиям, географическим особенностям. И вполне естественно, что в основном фон народной жизни был позитивен: всегда были свои радости. Сама трудовая деятельность в самых разных её формах большинству народа доставляла и доставляет удовлетворение, создает нормальный жизненный тонус. Постоянным источником радости было общение с природой и, сродни этому, общение с близкими.
Даже в военные времена стрессовая составляющая в наибольшей степени касалась тех, кто непосредственно участвовал в боях, но и там в перерывах между боями люди оттаивали душой в том же самом общении или в обыденных трудах. В тылу же стрессового напряжения было еще меньше.
Любому человеку для выживания просто необходим позитивный настрой.
 Может быть прозвучит очень резко, но несмотря на удивительное расширение нашего кругозора, на повышение нашей общей культуры, на раздвигание духовных горизонтов, достигаемых благодаря погружению в серьёзную литературу (что особенно важно в молодые годы), привлекательность её заключается в преувеличении переживаний героев - их радостей, скорби, в неестественной плотности событий. В обыденной жизни градус переживаний ниже и события не отличаются особой стремительностью. Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Поэтому, если уж пошла в писательстве  тенденция критического отношения к тому или иному времени, то наиболее способные литераторы так сгустят краски (и заставят в это поверить), что у читателя поневоле появится чувство: времён подлее не бывало. И если читатель не осознает разницы между изображаемым и действительностью, между искусством и явью, то жизнь его серьёзно омрачается. Он перестаёт видеть в простых проявлениях красоту жизни, не учится просто принимать привносимое ею, по большинству своему не броское и не эффектное. 


Рецензии