Неразгаданная поездка Пушкина. Часть четвертая

(Продолжение)

БОРИСОВСКИЙ  ТРАКТ

Не менее интересен другой вопрос: а что мог увидеть Пушкин в пути? Давайте перенесемся почти на два столетия назад и вместе с ним пропутешествуем до Полоцка, воспользовавшись кропотливой работой историков XIX века – 15-томным «Словарем всех географических названий Царства Польского», или «Словником», который готовился магистрами наук на протяжении многих лет и был проверен не только академиками, но и дотошной цензурой.

Итак, Борисовский тракт – дорога чрез белорусские нивы, леса и поля. Все крупные дороги в то время пролегали вдоль важных речных артерий – они словно повторяли маршруты, по которым плавали предки в далекие времена. Вот и в Латыголичах – первом более-менее солидном обжитом месте после Борисова, - находим следы расселения людей вследствие их проникновения с севера.

Слово «Латыголичи» очень близко по звучанию к «латгальцам». Так прозвали латышей-католиков, что жили вдоль Двины, юго-восточнее Риги, - например, в Динабургском (Даугавпилсском) крае. Латыголичи в 19 веке – это весь (деревня) с 269-ю волоками земли, с лугами и достаточно обширными лесами. Владел всем этим добром урядник Трубковский. Урядником называли должностное лицо (чиновника) в органах государственной власти (урядах).

Была церковь. А куда в то время без нее? Правда, в словаре не отмечена принадлежность храма. Но важно другое. Указано, что край когда-то населяли финно-угорские племена. К ним относились также «чухны», «чудь». Так называли предков эстонцев – «эстов». А теперь сравним два названия: «эсты» и «Эсса». Не находите близости? Латыголичи лежат над рекой Essa, или Jessa. В переводе с финского «Essa» - это «необходимо». Что имели в виду древние торговцы-плаватели? Что надо преодолевать эту реку, без нее не обойтись? Или она служила границей племён, за которой начинались совсем другие земли?

(Продолжение следует).


На снимке: современная развилка дорог - бывшего Борисовского тракта и Минского шоссе. Внизу - Эсса.
04.05/15


Рецензии
Многое раньше приходилось держать в тайне, шифровать в стихах.
Недавно в №1 за 2015 г лит. журнала ДВИНА прочитала материал Л.Доморощеновой "Кто же он, князь Гвидон? Или загадка жизни Ломоносова". (Он был опубликован ещё лет 10 назад в альманахе "Красная пристань").
На сайте журнала этот номер пока не выложен, но я могу отсканировать и послать Вам.
Спасибо, Василий!))

Галина Рудакова   05.05.2015 08:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина.
Вообще, нечто удивительное происходит, когда открываешь страницы прошлого. Вытаскивается следующее звено, потом - еще одно, и выстраивается совершенно новое представление: как будто кто-то незримый вводит в мир прошлого, и тот мир становится до того близким, что наяву представляешь поступки героев тех лет. Я начал интересоваться пребыванием Пушкина в Беларуси со статьи в газете. Потом стал анализировать его поездку и открыл воспоминания Деспота-Зеновича. А когда узнал, что Пушкин инкогнито заезжал к нему при возвращении из ссылки и сопоставил даты, то увидел нестыковку. Стал задумываться: а что могло повлиять на самовольное решение Пушкина? Ведь это был немалый риск: ему охранкой был предписан определенный маршрут. Почему он уклонился в сторону? И тут совершенно случайно наткнулся на факт, о котором было неизвестно никому... (В последующих частях я расскажу).
А материал о Ломоносове, конечно же, пришлите. Буду премного благодарен. Потому что чувствую некую органическую связь между двумя историческими краями - северным российским и придвинско-березинским белорусским. К тому же, Ломоносов - прекрасный поэт. Разве не чудесны вот эти его строчки:

"Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому."

А еще, интересно, что почти в каждом своем стихотворении Ломоносов использовал слово "верьх". Наверное, это слово с чем-то божественным связано.

Спасибо.

Василий Азоронок   06.05.2015 07:02   Заявить о нарушении
Письмо отправила.

Галина Рудакова   06.05.2015 11:10   Заявить о нарушении