Прокол

То, что случилось вчера, потрясло меня. Все мы смертны и все мы когда-нибудь уйдём, но всё же...
Вчера её не стало. Вечером Первый канал изменил сетку вещания, и за это им – огромное спасибо: был показан двухчасовый фильм «Личная жизнь Майи Плисецкой». А я вспомнил свою неожиданную встречу с ней.
...Городок Тегернзее в Баварии – один из известнейших курортов Германии, город миллионеров и азартных игроков. Город, где прячутся в горных складках Предальпья роскошные виллы Горбачёва, Шварценеггера и Гельмута Коля, где отдыхают и лечатся звёзды мирового спорта, театра, кино. Сегодня я приехал в этот городок, чтобы снять небольшую фотосессию для журнала. После долгих блужданий по серпантинам мы, (я в компании своих баварских друзей) наконец находим подходящее для съёмки место: отсюда открывается великолепная панорама города, уступами сбегающего к горному озеру. Оставив друзей в машине, спускаюсь ниже. Впереди меня, по ступеням, ведущим к площадке летнего кафе, медленно идут две женщины, разговаривающие по-русски.
-В этом городе восстанавливалась после травмы балерина "N" – продолжает начатый разговор одна из них, - и нам тогда удалось снять отличный гостиничный номер с видом на озеро.
...У этой женщины отличная спина. И походка королевы, и маленькая породистая головка с гладко зачесанными рыжеватыми волосами, собранными на затылке в тугой пучок – обязательную принадлежность балетных. Поровнявшись с парой, изучающе гляжу на рассказчицу: тонкие, нервные черты лица с высоко поднятым подбородком и взгляд... Знаете, так смотрит женщина, когда она тебя как бы не видит.
Что-то знакомое было во всем её облике, но что?
Обогнав их, останавливаюсь на углу пригостиничной террасы и начинаю съёмку. День клонится к вечеру и горы, обступившие котловину с четырёх сторон, служат отличным фоном для разворачивающегося вечернего представления: солнце, пробиваясь сквозь тяжёлые дождевые облака, подсвечивает озеро, и черепичные крыши домов кажутся разноцветными панамками разбредшихся по склону детей. Небольшой кораблик, резво бегущий по спокойной глади озера, пушит водяные усы, тающие позади кормы, и буйная береговая растительность отражается в воде.
...Тем временем дамы усаживаются за столик кафе, где их уже поджидают двое мужчин: один – типичный баварец в зелёном сюртуке, - внезапно переходит на русский, приветствуя подошедших, второй – невысокий крепыш, приветливо здоровается с возникшим из ниоткуда официантом.
Не знаю почему, но меня вдруг потянуло к этим русским. Подойдя к столику, прошу у них прощения за доставленное беспокойство. Затем протягиваю свою журналистскую карточку и предлагаю сделать фото на память об этой встрече. Вздрогнув от неожиданности, крепыш решительно отказывается. Второй мужчина тоже отрицательно качает головой и я, смутившись, отхожу в сторону.
«Наверное, они приняли меня за очередного папарацци» - думаю я.
В это время ко мне присоединяются мои друзья.
-А ведь я узнала одну из этих женщин – произносит моя коллега, - это Майя Плисецкая.
...Жаль, очень жаль, что так получилось. Непрофессионально. Вместо того, чтобы расположить к себе незнакомцев, я их напугал. А, может быть, это произошло оттого, что люди в эмиграции становятся замкнутыми? Так раздумывал я по дороге к машине.
Ещё долго после этого я раздумывал о том, почему меня потянуло заговорить с этими людьми. Подошёл бы я к ним, если бы узнал в одной из женщин Плисецкую? Скорее всего, нет. Но, наверное, сделал бы несколько снимков для своей фототеки: куда деться от вьедливой профессиональной привычки «щёлкать» всё, что шевелится?  А вчера её не стало.


13.07.2009 - 03.05.2015


Рецензии
Майя Плисецкая - лицо эпохи. И уходит эта эпоха вместе с нашими НАСТОЯЩИМИ ЗВЁЗДАМИ. Жаль... А когда вижу эти гламурные звездяшки, мелькающие надоедливо перед глазами, становится не просто жаль, отчаяние охватывает. Эти Мир не спасут, блеск - это не Красота...
А Вам, наверное, не надо жалеть, что не узнали..., а память-то осталась, может быть, от этого более глубокая и острая.
Не каждый может похвастаться тем, что не узнал Плисецкую. Это шутка, надеюсь, она Вас не обидит.))

Быкова Людмила   17.05.2015 07:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Люда, за Ваше внимание. Я уже писал об этом (не в оправдание, а как факт) - почему я её не узнал. Я ведь происхожу из украинской глубинки - половину жизни прожил в заштатном Луганске и балет видел лишь по телевизору. Потому и не могу сказать, что любил его. В короткие набеги в Москву достать билеты в Большой было невозможно, так я и остался на всю жизнь некультурным. Но, когда я ее встретил, сработал эффект профессиональной памяти фотожурналиста - лицо знакомое, но, хоть убей, не мог вспомнить, где я его видел. А в остальном Вы правы.

Юрий Берг   17.05.2015 11:21   Заявить о нарушении
Юрий, да в этом нет ничего зазорного. Я, наверное, всё-таки неловко пошутила. Мы же привыкли видеть знаменитости в определённой обстановке, при определённых условиях, и создается определённый образ восприятия. Поэтому при встрече живьём, восприятие не сразу этот образ трансформирует в живого человека. Да и эффект неожиданности. И у меня были подобные случаи в жизни. А вы заметили, что очень часто, встречаясь в жизни с таким "образом", первая реакция человека сомнение, поэтому чаще всего, первое обращение - вопрос: " Ой! Вы ( имя)?" Это нормально.
Это вы некультурный? Ну, Юрий, не могу не улыбнуться. У меня на этот счёт совершенно противоположное мнение, надеюсь многолетнее, хоть и виртуальное знакомство мне это позволяет. ;)))

Быкова Людмила   17.05.2015 12:06   Заявить о нарушении
Да, Люда, вы правы: именно такая первая реакция и бывает у людей. У меня было несколько иначе - живя в Германии, я научился быть сдержанным в проявлении эмоций, поэтому лишь замедлил шаг, чтобы не обгонять идущих впереди меня женщин. Знаете, было приятно смотреть на эту точеную фигурку, уже зная, что анфас может разочаровать. Она была красива даже в том возрасте, в котором находилась в момент нашей встречи. В любом случае, встреча меня обрадовала и огорчила одновременно - я не ожидал такого испуга и мгновенного "схлопывания створок" в момент, когда предложил сделать фото - обычно люди, если и отказывались, то делали это без испуга, с улыбкой. Я тогда отнёс тот случай к профошибке, потому и назвал миниатюру "Прокол".

Юрий Берг   17.05.2015 13:19   Заявить о нарушении